Почему «Приключения Электроника» стали культовым фильмом

Сегодня стало известно, что в Детройте скончался режиссер Константин Леонидович Бромберг, подаривший советскому кинематографу романтичную новогоднюю сказку «Чародеи» и самый известный детский фильм «Приключения Электроника». О культовом фильме режиссера — в статье «Рамблера».

Почему Басов в «Электронике» играл в женских джинсах
© Кадр из фильма "Приключения Электроника"

Бромберг вольно экранизировал две повести, написанные Евгением Велтистовым. Последний стал и сценаристом картины. Впрочем, общей с книгами осталась только завязка истории — мальчик-робот сбегает от профессора и встречается со своим прототипом.

Повесть была пронизана атмосферой шестидесятых с ее устремленностью в светлое техническое будущее. Да и события разворачиваются тоже в будущем, где живые роботы никого не удивляют, а люди пользуются вертолетными такси, видеотелефонами, плоскими телевизорами.

Велтистов опирался на популярный тогда идейный спор физиков и лириков. Электроник был не идеальным мальчиком, а педантичным «физиком», мастером в математике и беге, далеким от искусства. Он был не способен на живые эмоции и поэтому не мог заменить Сергея Сыроежкина в быту. Сам Сыроежкин был вовсе не разгильдяем-троечником, а любознательным мальчиком, который просто не умел организовать свою учебу. Он представлял собой «лирика». В книгах близнецы взаимно учили друг друга разуму и чувствам.

Да и отрицательные герои в фильме изменились: пожилой водитель лимузина Урри превратился в молодого байкера в исполнении Караченцова, а мрачный ученый-вивисектор Манфред фон Круг — в жизнерадостного мафиозного босса Стампа, которого сыграл Басов.

Но фильм снимался в 1979 году, когда все дискуссии между физиками и лириками потеряли актуальность. Он переполнен узнаваемой реальностью эпохи застоя, а идейный конфликт между непутевым школьником и его идеальной версией себя — более актуальный и практически вечный. Да и основная мысль предельно гуманистическая — Электроник сбегает от профессора, чтобы стать человеком, а не потому что у него произошло перенапряжение во время зарядки.

Обаяние киношкольников, в которых дети легко узнавали себя, и яркие работы взрослых актеров завершили рецепт создания идеальной советской киносказки, понятной современникам. После премьеры в 1980 году фильм сразу стал культовым и сохранил свой статус до самого конца СССР. Спустя пять лет этот же рецепт использует Павел Арсенов в «Гостье из будущего».

Профессора Громова могли сыграть Ростислав Плятт, Владимир Этуш и Леонид Броневой. Но последний поссорился с режиссером, а трактовки Плятта и Этуша его не устроили. В итоге утвердили Николая Гринько. Его ассистенткой могла стать Лия Ахеджакова, но она не поладила с режиссером, и Евгения Ханаева, которая не смогла найти общий язык с Гринько. Зато с ролью прекрасно справилась Елизавета Никищихина.

Евгений Весник, сыгравший учителя математики, вдохновлялся привычками Маршака и врача из районной поликлиники.

Для Владимира Басова сшили костюм, который оказался значительно больше по размеру. Разозленный актер забрал у художнице по костюмам ее белые джинсы, нашел черный свитер в костюмерной и в таком образе отыграл роль. Кстати, Стампа могу сыграть и Анатолий Папанов, но он был занят другими проектами. А байкером Урри мог стать и Леонид Каневский.

Хотя в первой серии в качестве места действия упоминается Москва, съемки проходили в Одессе, большинство актеров-детей нашли там же. Например, Оксану Алекссеву (Майя Светлова), Макара Гусева (Василий Скромный), Оксану Фандеру — она сыграла школьницу, которая вечно путает Чижикова и Рыжикова.

В последние годы Бромберг мечтал снять продолжение «Электроника», но по финансовым причинам проект не состоялся.