Войти в почту

Что осталось за кадром «Белого солнца пустыни»

Известно, что по причине излишней жестокости некоторые довольно сильные эпизоды картины «Белое солнце пустыни» остались за кадром. Съемки фильма, причисленного к классике советского кинематографа, сопровождались различными сложностями, поэтому успехом можно считать уже то, что киноленту увидели обычные зрители. «Рамблер» раскрывает, что было в вырезанных сценах, какое название задумывалось режиссером и каким предполагалось завершение фильма.

Что осталось за кадром «Белого солнца пустыни»
© Кадр из фильма "Белое солнце пустыни"

Изначально подразумевался иной финал картины: жена Верещагина сходит с ума от горя, а жены Абдуллы бросаются к телу своего мужа со слезами на глазах. Это должно происходить в то время, когда Сухов ожидает увидеть на их лицах радость освобожденных, а не положенное восточным женщинам оплакивание мужа. Подобный конец раскритиковало руководство «Мосфильма», что вынудило режиссера изменить финал.

По многим пунктам комиссия порекомендовала режиссеру сократить количество сцен, в которых присутствует кровь. Так, например, предлагалось убрать лужу крови на палубе, на лице Верещагина и бандита и прочие жестокие, по мнению коллегии, эпизоды. Количество моментов с бывшим начальником дореволюционного таможенного поста вообще значительно порезали. К примеру, сцену пьянства Верещагина, поскольку герой не мог быть алкоголиком.

Убрали по соображениям цензуры долго подготавливаемый эпизод, когда Абдулла поджигал бак, в котором прятались его жены, которые по сценарию должны были, сбросив одежду, выскочить наружу. Затруднения вызывал категоричный отказ актрис сниматься обнаженными, что привело к долгому периоду уговоров. Вырезать пришлось и кадры, на которых присутствуют ляжки Катерины Матвеевны, когда она переходит через ручей. В данной случае комиссия углядела в сцене порнографию.

Изначально фильм изобиловал множеством сцен с женами Абдуллы. Искусствовед и писательница Светлана Сливинская, исполнившая роль Саиды, рассказала о съемках фильма:

«Сначала планировалась приключенческая картина под названием «Спасите гарем», где главными были Абдулла и его жены. Но материал порезали, картину переименовали, главным стал не гарем, а рассказ о том, как происходила революция в азиатских странах. Помню, забраковали сцену, как в одном из снов Сухов под песню «Из-за острова на стрежень» кидает меня с баркаса. Я должна была покорно уходить под воду. Хорошо, что аквалангисты меня вовремя вытащили! А потом сцену велели вырезать как жестокую».

После внесения рекомендуемых изменений материал все равно не удовлетворил киноколлегию, после чего Владимиру Мотылю пришлось внести еще порядка 30 правок. Хоть финальный вариант уже разительно отличался от первоначального, директор «Мосфильма» остался недоволен, что автоматически перенесло картину в разряд пылящихся на полке. Кинолента вышла в прокат только по велению Леонида Брежнева, которому на закрытом просмотре показали отснятую историю, приведшую генсека в неописуемый восторг.

Рамблер: главные новости