Ещё

Новогодние экраны пробудили российское кино к жизни 

Новогодние экраны пробудили российское кино к жизни
Фото: Российская Газета
Ничуть не покушаясь на всеобщее ликование в прессе, рискну напомнить, что одно дерево еще не лес, успех одной картины еще не триумф российского кино. К тому же картина вышла на экраны в новогодние каникулы, когда все хотят хлеба, салата оливье и, конечно, зрелищ. И вот нам предложили остроумный российский вариант , где для недоумевающего героя создается ошеломившая его среда, а для нас открывается широкое поле для актуальных аллюзий и параллелей. Прием заимствован, но возможности, которые он открывает, использованы максимально, по-новому, с весельем, талантом и азартом.
При этом все сколько-нибудь опасные зарубежные конкуренты были предусмотрительно с экранов убраны: ни одной американской премьеры, кроме заведомо провальных «Кошек» и отработавших свое «Звездных войн». Так что это успех умело подготовленный, но в данном случае справедливый.
Отставая от лидера, но тоже неплохо прошла в новогоднюю страду очередная картина о «Полицейском с Рублевки». Хотя и без одного из «кассовых» нынче актеров . Его стало уже слишком много на экранах, но публику он пока не отпугивает (хотя такая опасность брезжит). Скорее не оправдал ожиданий сиквел  — развитие сюжета его успешного фэнтези 2017 года . Там мирового уровня компьютерные спецэффекты, но плохо продуманная драматургия и невнятица художественных задач — кроме желания закрепить успех и сорвать кассу. Тем не менее и эта картина внесла свой вклад в новогодний кинобум и, вероятно, преодолеет рубеж в 1 млрд рублей. В чем секрет успеха первых двух картин — по олимпийскому счету, совершенно не шедевров? Думаю, прежде всего в искреннем, заразительном азарте. Наше кино стало слишком напоминать «продукт» — гирлянду сошедших с конвейера сосисок. Люди его снимают в трезвом уме и твердой памяти о наборе «безошибочных» приемов — трудятся. А кино — дело совсем не такое угрюмое. Оно, как дитя, рождается исключительно от любви. А любовь чувство менее всего рациональное — оно может быть нелогично, вздорно, парадоксально, но это — настоящее чувство. Его и не хватает в большинстве наших умозрительных картин, возникших словно в запаянной колбе и чрезвычайно далеких от узнаваемой жизни. И герои, которые в них действуют, словно слетели с Альфа Центавра — с ними невозможно себя идентифицировать, поставить себя на их место и вместе с ними пережить некие злоключения — веселые или серьезные. А ведь именно это — основа нашего общения с искусством. И уж потом идут эстетические оценки — восхищение оператором или тем, как динамично, как изощренно смонтировано.
Кино успешно, когда оно теплое и живое. Эти качества особенно ценит публика теперь, когда солировать в фильмах стали не люди, а компьютеры. И сюжеты строятся как компьютерные игры, где есть расчет, но невозможны сочувствие, любовь, нежность. Там страх не попасть «мышкой» в цель заменил тревогу за судьбу героя.
Люди ходят в кино напитаться светом — добрыми чувствами, весельем и отвагой. Они хотят хоть в кино пообщаться с «настоящими людьми» — не с хлюпиками, а с героями сильными, умными, родными. Отсюда успех картин о спортивных победах «Легенда № 17», , . Это совершенно не отменяет ценности фильмов о реальных проблемах нашей жизни — уровня «Левиафана» или «Аритмии», сериалов «Шторм» или «Простая женщина», тоже прошедших с изрядным успехом. Но плохо, если кино окончательно забудет пушкинское «Я сам обманываться рад»: забудет свой долг не просто зеркально отражать жизнь, но помогать зрителям в этой жизни выстоять и вырулить к свету и разуму. Когда это удается — публика вспоминает о нашем кино и на него валит. Валит даже на суррогаты, эрзацы — ведь волосы дыбом встают, когда смотришь иные списки лидеров проката типа бесконечных «Елок». Но в них хотя бы не бьют тебя по голове.
Кино успешно, когда оно теплое и живое, люди ходят в кино напитаться светом — добрыми чувствами, весельем и отвагой
Представление о кино только как о зеркале, бесстрастно отражающем нас со всеми прыщами и язвами, какие есть, на самом деле губительно для искусства. Кино живо, когда оно многокрасочно, полифонично и многожанрово. Когда на материале одной и той же реальности снимают и драму наподобие «Керосина» или «Шторма», и притчу — как «Сквозь темное стекло», и авантюрную легенду — как «Т-34», и способный волновать, обязательно нескучный артхаус — как «Дылда», и умную комедию — как «Холоп». Когда фильм авторы снимают не только для кассы, но и для нас с вами, и для самих себя, жаждущих высказать наболевшее или поделиться смешным.
Новогодний успех наших картин — лишь сигнал о том, что нащупано верное направление. И лишь первый шаг к тому, чтобы вернуть нашему кино любовь зрителей.
А что смотрели минчане?
Всю неделю перед Новым годом лидерство удерживали «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел-2», «Звездные войны: Скайуокер. Восход», «Холоп», «Джуманджи: новый уровень» и анимационная полнометражка «Холодное сердце-2». В первые дни Новогодья к ним присоединились «Иван Царевич и Серый Волк-4» и «Вторжение» Федора Бондарчука. Если же взять итоговый рейтинг по количеству зрителей и валовому сбору за рождественские и новогодние праздники, общая картина говорит о том, что российский кинематограф и анимация успешно бьют зарубежных тузов: первые четыре места в топе занимают «Холоп», «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел-2», продолжение мультипликационных приключений Ивана Царевича и Серого Волка и «Вторжение» с его агрессивной рекламной кампанией. И лишь очередной сиквел подтянулся и таки занял почетное пятое место.
Ирина Овсепьян, ovsepyan@sb.by
Видео дня. Как Анатолий Васильев простил неверную жену
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео