о продолжении популярного сериала и новом фильме про понтификов
«Новым папой в сериале становится епископ в исполнении кокетливого и задумчивого Джона Малковича с подкрашенными глазами. Вот уж он-то явно олицетворяет третий, срединный путь — достаточно серьёзный и в то же время неожиданно опасный. Так в поисках отцовской доминанты крутится современная популярная культура вместе с высоким искусством. А если и то и другое вдруг стало пиаром, так это просто примета времени. Всё пиар, что работает на пользу. На пользу обретения недостающего духовного лидера». На этой неделе все мы интересовались преимущественно политикой. Но что такое интерес по отношению к смене политических деятелей? Это реализация тяги к архетипу отца: всем людям нужен кто-то, кто придёт и молча поправит всё. И даже если всё неплохо, то проследит за тем, чтобы не стало хуже. В такой фигуре на постоянной основе нуждается всё человечество, каждый народ. На Западе часть роли этой метафорической фигуры отведена главному мировому католику — Папе Римскому, блюстителю престола Святого Петра. И папа там является частью популярной культуры и актором политической жизни. В связи со скандалами, которые вообще-то сопровождают церковь на протяжении всей её истории и только интенсифицировались в последние 20 лет, более активно начал работать аппарат, отвечающий за связи церкви с общественностью. Так, совсем недавно были сняты несколько выдающихся фильмов, полностью посвящённых фигуре Папы Римского. Один — «Два папы» Фернанду Мейреллиша, второй — «Новый папа» Паоло Соррентино, продолжение завораживающего «Молодого папы» с холёным и ласковым Джудом Лоу в главной роли. «Два папы» — это история появления на Святом престоле папы Франциска, бывшего в миру Хорхе Марио Бергольо. Фильм сделан в лучших традициях политической биографии. В самом начале чётко обозначается антогонист главного героя — епископ Йозеф Алоиз Ратцингер, которому на конклаве 2005 года после смерти Иоанна Павла II досталось больше голосов. Эти двое — будущий Франциск и настоящий Бенедикт XVI — откровенно неприятны друг другу. Бенедикт — исключительный консерватор, который уверен, что в дела церкви нельзя вмешиваться не только снаружи, в них лучше не вмешиваться вообще. Пусть всё будет золотое, дорогое и окаменелое. Люди привыкли, и не нужно ничего тревожить. Сексуальные скандалы? Совращённые священниками мальчики? Это плохо. Но давайте не будем пока об этом. Или не будем об этом вообще. Хорхе Бергольо — полная ему противоположность. Он кормит нищих в родной Аргентине, горячо поддерживает любимую футбольную команду, остроумно шутит со случайными прохожими и вообще хочет уйти в отставку с поста кардинала. В этот-то момент его и призывает действующий папа. Дальше мы полтора часа наблюдаем увлекательную беседу двух очень обаятельных учёных мужей. Папу Франциска играет Джонатан Прайс, известный по роли главы секты Его Воробейшества из сериала «Игра престолов», а роль папы Бенедикта XVI исполняет Энтони Хопкинс, особенно известный по роли людоеда Ганнибала Лектера. Франциск представляет собой живую реформу церкви, движение вперёд, помощь бедным и кары недостойным. Бенедикт говорит, что сам он не в силах нести эту ношу и потому просит Хорхе сменить его на престоле, став тем самым Франциском. Герои открывают друг другу прошлое (в церковных терминах, исповедуют друг друга), и оказывается, что будущий Франциск совершил в молодости предательство, повлёкшее смерть одного из соратников, а Бенедикт покрывал священников, замешанных в сексуальных скандалах. В художественном смысле фильм сделан совершенно безупречно и очень остроумно. Два папы долго ходят по коридорам Ватикана, беседуют в Сикстинской капелле, и если папы говорят о том, что мир погряз в разврате и сребролюбии, то режиссёр показывает нам фреску с южной стены капеллы — «Дарование заповедей и золотой телец» авторства Козимо Росселли. В финале две противоборствующие стороны католицизма, представленные папами, — реформаторство и консерватизм — примиряются. Папы сначала едят пиццу в подсобном помещении, а затем смотрят вместе футбол: Германия играет с Аргентиной. Это даже не сервильная биография Франциска I, это откровенный панегирик не просто живому, а действующему церковному чиновнику высшего ранга. Такой вот, значит, у нас скромный и смиренный папа, что ему крупный режиссёр современности — а Фернанду Мейреллиш снял среди прочего, например, известнейший фильм «Город Бога» — при жизни ставит кинематографический памятник. А он, в свою очередь, всячески демонстрирует свою аскезу, привечает сирых и отказался от вертолёта. Сериал же «Новый папа» Паоло Соррентино идейно всему этому диаметрально противоположен. По крайней мере, первые его две серии, которые пока вышли. Начинается фильм с монахини, которая мастурбирует, лёжа у тела Джуда Лоу, чей герой — предыдущий папа — находится в коме после пересадки очередного не прижившегося сердца. Конклав с 35-го раза выбирает нового папу, подставного и бесхарактерного епископа-марионетку, который тут же нарекает себя Франциском II и разводит деятельность по распространению классического левого популизма: ходит в холщовой рясе, пускает в сады Ватикана страждущих беженцев с клетчатыми сумками, лишает кардиналов дорогих перстней и объявляет, что теперь всё имущество церкви будет роздано бедным. Это настолько прямая пародия на нынешнего папу Франциска, что за режиссёра Соррентино даже немного страшно. Впрочем, когда вы смотрите его фильм, становится ясно, что гению такого масштаба ничто угрожать не может. Первый сезон этого сериала, который назывался «Молодой папа», был о красоте верующего человека, о его совершенстве и о том, как внутренний свет позволяет этому совершенству творить чудеса. Новый сезон, похоже, будет о неразрешимых конфликтах современного мира — о том, как популизм, обещая всеобщее благоденствие, примирение и успокоение, в реальности разрушает устоявшиеся и работающие механизмы. Новым папой в сериале становится епископ в исполнении кокетливого и задумчивого Джона Малковича с подкрашенными глазами. Вот уж он-то явно олицетворяет третий, срединный путь — достаточно серьёзный и в то же время неожиданно опасный. Так в поисках отцовской доминанты крутится современная популярная культура вместе с высоким искусством. А если и то и другое вдруг стало пиаром, так это просто примета времени. Всё пиар, что работает на пользу. На пользу обретения недостающего духовного лидера. Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.