«Особенные»: кто спасёт тех, от кого все отказались
Картину «Особенные», снятую режиссёрским дуэтом Эрика Толедано и Оливье Накаша, показали на закрытии Каннского фестиваля. Постановщики, известные в первую очередь по своему зрительскому хиту «1 + 1», вновь рассказывают о людях, которых в обществе принято не замечать. В «1 + 1», как известно, речь идёт о богатом парализованном мужчине, который подружился со своим новым афрофранцузским помощником. Несмотря на печальные ноты, звучащие в этой истории, основанной на реальных событиях, в фильме больше забавного и светлого. Всё-таки главный герой, хоть и пережил трагедию, может поддерживать высокий уровень жизни и изгоем в обществе по большому счету не является, — ведь он материально обеспечен. «Особенные» — фильм более драматичный, хоть и не лишенный комичных моментов. Речь в нём о людях с расстройством аутистического спектра (сокращенно РАС) и тех, кто посвящает жизнь тому, чтобы им помочь. Центральные персонажи Брюно (Венсан Кассель) и Малик (Реда Катеб) долгие годы руководят ассоциациями, которые помогают детям и взрослым с расстройством аутистического спектра. Занимаются они самыми тяжёлыми случаями: берут под опеку тех, от кого отказываются в больницах, за кем нужен слишком дорогостоящий уход. Они не боятся оказывать поддержку людям, которые могут представлять опасность для самих себя и для окружающих. В специализированных заведениях таких пичкают таблетками, превращая тем самым в овощей. Брюно и Малик предоставляют своим подопечным жильё, помогают с социальной адаптацией, пытаются трудоустроить («Мир таким, как он, после восемнадцати ничего не предлагает»). «Дело Ричарда Джуэлла»: как запятнать репутацию маленького человека В качестве волонтёров нанимают подростков из неблагополучных районов, тем самым также интегрируя их в социум. Брюно живёт только этим, отдаёт всего себя работе и поэтому не может завести семью. Непросто ходить на свидания, когда тебя постоянно вызванивают то «пациенты», то коллеги. Брюно всегда говорит, что, конечно же, решит все проблемы — и он не голословен. Правда, очередная проблема может представлять уж слишком большую угрозу. Комиссия из Минздрава проводит подробную инспекцию организации Брюно, которая уже пятнадцать лет работает без лицензии. Но что же будет с героями «Особенных», если ассоциацию закроют? Например, с любимчиком Брюно Жозефом (Бенжамен Лесьер, у которого в действительности РАС), парнем, с которого для него всё и началось? Тем, кто никак не научится ездить на метро, не нажимая на стоп-кран, тем, кому периодически надо положить голову на плечо симпатичного ему человека? Или с агрессивным и испуганным новичком Валентином (Марко Локателли, чей брат страдает от РАС), стремящимся то и дело причинить физическую боль то себе, то окружающим? «Тридцать»: чем вызвано экзистенциальное отчаяние молодых Бывают фильмы важные. Бывают благородные. Бывают гуманистические. Все эти слова характеризуют «Особенных», поднимающих тему актуальную и при этом замалчиваемую не только в кино, но и в реальности. К счастью, во Франции, в отличие от России, социальное кино в почёте — его много снимают и охотно смотрят — так что очередь дошла и до проблемы аутизма. «Особенные» не выжимают из зрителя слезу, но и не приукрашивают реальность. Это очень честная, лишённая всякой фальши, сделанная без заигрывания с формой картина, сосредоточенная на главном в данном случае — содержании. При этом, несмотря на видимую простоту, это полифоническое произведение. Мы слышим голоса людей, которым очень непросто даются действия, кажущиеся другим элементарными. Голоса самоотверженных благотворителей, выполняющих работу, которой должно заниматься государство. Голоса родителей детей с РАС, чьё существование превращается на долгие годы в постоянную борьбу. Ведь, как говорит героиня актрисы Элен Венсан, на взрослых с РАС смотрят совсем не так, как на детей. Мир делится на тех, кто отводит глаза, и на тех, кто помогает, а родителей никогда не покидает мысль: что будет с ребенком после их смерти? Не будем забывать и о трудных подростках (больше всего внимания в фильме уделяют новичку Дилану в исполнении Брайана Мьялундама), а также о представителях государства. Те во Франции, как и у нас на родине, не только не предоставляют достаточной помощи нуждающимся с особенностями, но и мешают труду энтузиастов-волонтёров. Глупые формальные правила и бюрократия могут нанести непоправимый вред живым людям. Деваться им в случае закрытия подобных ассоциаций будет некуда: «чем тяжелее ваш случай, тем выше вероятность, что вы окажетесь дома без какой-либо помощи». Все нюансы человеческой души в лучших фильмах 2019 года по версии «Профиля» В конце концов тем не менее все эти партии перестанут вступать в диссонанс и гармонично зазвучат в хоре (даже комиссия Минздрава придет к разумному решению). Точно так же не конфликтуют друг с другом в картине люди разных национальностей. «Особенные» учат не только милосердию, но и способности коммуницировать с другим — что бы под этим словом ни подразумевалось. Забавно, но единственные, с кем герои фильма общаться совсем не умеют (превращаются в робких школьников), — это женщины. Оливье Накаш и Эрик Толедано мечтали снять «Особенных» на протяжении двадцати лет и наконец решили, что готовы. Ещё в 1994 году, будучи инструкторами в летнем лагере, они познакомились со Стефаном Бенамю, основателем ассоциации Le Silence des Justes, который стал в итоге прототипом персонажа Венсана Касселя. Позже они подружились и с педагогом Даудом Тату, ставшим в фильме героем Реды Катеба. Четыре года назад Толедано и Накаш сделали о своих героях документальную ленту «Мы должны снять об этом фильм». И ведь осуществили свой план: после двух лет наблюдений за двумя ассоциациями. Все ситуации, показанные в «Особенных», взяты из реальной жизни. «Мы, врачи, всегда действуем по инструкции. Они — слушают свое сердце, свою веру и поэтому идут вперед, выходят за рамки». Вот и Накаш с Толедано вышли за рамки и не прогадали.