"Я возмужал, как и мой герой". Харатьян — о новых "Гардемаринах", песнях и модных трендах
21 января актеру, телеведущему, народному артисту России Дмитрию Харатьяну исполняется 60 лет. Харатьян дебютировал в кино в фильме "Розыгрыш" Владимира Меньшова, а всесоюзную известность ему принесла роль в картине Светланы Дружининой "Гардемарины, вперед!". Но Дмитрий не ограничивает себя кинематографом: за многолетнюю карьеру артист попробовал себя в театре, в качестве телеведущего, давал концерты и даже открыл Школу гардемаринов. В интервью ТАСС он рассказал о том, каково ему было возвращаться к роли Алексея Корсака в "Гардемаринах", о любимых российских фильмах, об отношении к ремейкам, а также о том, почему он не ведет соцсети и никогда не вернется к продюсированию. — С вами так сложно было найти время для интервью. Вы свободны только поздно вечером даже по выходным. Это из-за юбилея или у вас всегда такая интенсивная нагрузка? — Нагрузка, конечно, увеличилась. Она больше, чем обычно, но это хорошо. — То есть вам нравится такой ритм? — В принципе да. Мне нравится каждый день что-то делать, а не просто отдыхать и ждать, что предложит мне судьба. — По вашей карьере это видно. Вы занимались и кино, и телевидением, и театром, и музыкой. А сейчас что вам ближе? — Я сейчас занимаюсь тем, с чего когда-то начинал в свои 14–16 лет. С такой вот концертной деятельности, хотя тогда это были еще не совсем концерты. Но сейчас в моей жизни превалирует именно концертная деятельность и меньше кино, телевидения и театра. Я раньше сам выступал с концертами, проводил творческие встречи, эта была такая скомпилированная программа, начиная с первого моего фильма "Розыгрыш" и по сегодняшний день. А сейчас я собрал музыкантов, и это уже совсем другой уровень, живое исполнение. Тем более что это юбилейный год, и уже много есть заявок, городов и даже стран, где я буду выступать. Так, юбилей я отмечаю концертом в Санкт-Петербурге, а 12 февраля выступлю в Кремле. Это очень престижная и большая площадка, и гости у меня тоже будут большие: и Лещенко, и Антонов, и Меладзе, и Боярский, и Митяев, и Гвердцители, и Долина, и Розенбаум... — Отметите с размахом? — Это точно. У меня сейчас такая эйфория, приятные хлопоты, но они творческие все равно. А дальше у меня и Прибалтика, и Белоруссия, и Швеция, и Германия, и Израиль. Программа построена на песнях из кино, в котором я снимался, на песнях друзей. Будут еще песни Высоцкого и Окуджавы. Все это будет подкреплено видеорядом и рассказом о себе. — Вы открыли Школу гардемаринов. Она еще работает? — Да, ей уже шесть лет. А второе направление — фестиваль детского и семейного кино "Солнечный остров", который мы уже четыре года проводим в Евпатории. В него часто включаются фильмы, которые выходят очень ограниченным тиражом, и фестиваль дает возможность посмотреть эти картины. В следующем году мы еще хотим сделать недельную киношколу с моим другом Анатолием Воропаевым. Он уже 21 год делает кинофестиваль "Киноежик", где люди получают основные навыки кинопрофессий и снимают короткометражный фильм. Потом эти фильмы участвуют в конкурсе между собой. Этот опыт мы хотим перенести в Крым и сделать этот фестиваль. Мы хотим, чтобы в этом поучаствовали и дети, и мы устроим для них отдельный конкурс. — Также недавно закончились съемки новой части "Гардемаринов". Каково было спустя столько лет возвращаться к своему персонажу? — С удовольствием и интересом. Я возмужал, так же, как и мой герой, он изменился, но суть осталась прежней. Он остался преданным солдатом, вернее, матросом своей отчизны. Но этот фильм больше про молодежь, про детей, чем про ветеранов. — Ностальгия была на съемках? — Да нет. — Не склонны к этому чувству? — Ну тут надо разобраться в терминологии. Я с удовольствием вспоминаю прошлое, с благодарностью и трепетом. Наверное, это можно ностальгией назвать. Но ностальгия — это тоска по безвозвратно ушедшему. Здесь я не могу сказать, что это безвозвратно ушедшее. — А в фильме новом петь будете? — Нет, там будут треки из предыдущих фильмов, а вот в "Зеленом фургоне" (сериал по мотивам одноименного фильма 1983 года — прим. ТАСС), кстати, буду. Там будет одна старая и одна новая песня про детство. — А правда, что в съемках "Гардемаринов" участвовал ваш сын? — Он был членом съемочной группы. Он сейчас учится во ВГИКе на третьем курсе, и можно сказать, что проходил практику. Он сам устроился, и сначала был рабочим, потом постановщиком, помогал постановочному цеху. То есть он начал с очень необходимых, но базовых профессий. Получал практический опыт. — Он же учится на режиссерском отделении. Как относитесь к желанию сына стать режиссером? — Конечно, это его право и выбор, и мне нравится, что он такой творческий и пошел по этому пути. Но это только начало. Надо посмотреть, как он будет развиваться дальше, потому что пока об этом сложно говорить и что-то загадывать. Главное, чтобы ему интересно было этим заниматься. — Такой насыщенный график, наверное, требует хорошей физической подготовки. Что делаете для того, чтобы держать себя в форме? — Я подготовлен к этому и много внимания уделяю здоровью. И я давно достаточно это понял, потому что как только началось разрушение, я спохватился. Да я и в детстве был спортивным — разные секции, кружки, — и в армии я служил полтора года, где были приличные физические нагрузки. А после этого, кстати, я практически сразу пришел в "Гардемарины". Я ежедневно занимаюсь зарядкой. Александр Сергеевич Зацепин — мой кумир. Ему 93 года, а он каждый день по полчаса занимается. Также я играю в большой теннис и в турнирах участвую. Для меня это очень важная составляющая жизни. Она не так много времени занимает, как кажется, но это настолько стимулирует и дает столько энергии, что от этого повышается качество жизни. — Да, сейчас многие этому внимание уделяют. — И это правильно. И дело даже не в том, сколько ты проживешь, а как ты проживешь. Сколько мы проживем, не всегда от нас зависит, линия жизни непредсказуема, а как будет наполнена эта жизнь, во многом зависит от тебя. Все в руках человека. — А вас вообще различные модные тренды интересуют, в частности в области здорового питания? Вы следите за этим? — Нет, совсем не интересуют. У меня уже есть своя выработанная формула. — Я заметила, что ваша жена, актриса Марина Майко, активно ведет свои соцсети, а вот вас в соцсетях нет. Почему? — Мне это неинтересно. Я очень дозированно делюсь информацией о себе, а здесь в этом нужно постоянно находиться, лайки ставить. Я смотрю, что происходит, но я не люблю выставлять свою жизнь напоказ. Я не считаю, что это часть моей работы. Некоторые считают, что публичные люди должны это делать, что надо делиться, чтобы тебя не забывали, и зарабатывать на этом. Но я, знаете, как у Шекспира, "люблю — но реже говорю об этом, люблю нежней — но не для многих глаз". Эта торговля чувством, душой... Я к этому не готов. Когда это хоть как-то контролируется, это еще можно понять. Но там же все эти комментарии… Я не очень понимаю, зачем это. Я не осуждаю это, естественно, я понимаю, что это часть жизни многих людей, может, даже смысл жизни. Но не для меня. — Но ведь необязательно делиться чем-то личным. Можно, например, блог на YouTube завести. — Да, такое мне интересно, мне даже уже что-то подобное предлагали. Я думаю, что скоро к этому приду. Но я пока не готов это подробно обсуждать. — "Гардемарины" — это продолжение всем известной истории. А как вы относитесь к ремейкам, когда известные фильмы переснимают с новыми актерами? — Смотря к каким ремейкам. Мне кажется, в одну воду дважды не войдешь. Я понимаю, почему делают ремейки, но они крайне редко бывают удачные. Те, кто этим занимается, хотят если не повторить, то получить хотя бы часть успеха от уже однажды ярко рассказанной истории. Но, как правило, они не бывают удачнее оригинала и привлекают только названием. Может, это более актуально для сегодняшней аудитории, для молодежи, которая могла те фильмы даже и не видеть. Для них они могут прозвучать интереснее и ярче, чем для нас. — А какие российские фильмы вам в последнее время понравились? — Мне понравились все спортивные драмы, которые вышли в последнее время. "Лев Яшин. Вратарь моей мечты" я еще не посмотрел, а вот все остальные видел. "Легенда №17", и "Движение вверх", и "Лед" — это очень достойные фильмы. Кстати, спортивная драма вообще сейчас жанр очень востребованный. И "Притяжение" Бондарчука мне очень понравилось. — Сейчас как раз вторая часть вышла. — Да. И вообще много наших фильмов вышло очень достойных. Вот из совсем недавних — "Текст". Он, конечно, очень жесткий, но достойный. — Все названные вами фильмы коммерчески успешные, можно сказать, блокбастеры. Как думаете, могут ли они помочь российскому кинематографу выйти на международный уровень и повысить его конкурентную способность по отношению к иностранному кино на внутреннем рынке? — Понимаете, международный уровень — это отдельная задача, и я считаю, что ничего выводить не надо, у нас и так все в порядке. И их тоже можно понять. Поэтому нужно повышать качество наших отечественных фильмов, чтобы привлекать зрителя. За последние два-три года тенденция улучшается, и наш зритель возвращается на наши фильмы. Это огромная работа, которую проводят Минкультуры, Фонд кино и кинематографисты. — А что делать с окупаемостью? Окупаются только крупнобюджетные проекты, а небольшие фильмы часто уходят в минус и остаются без внимания. — Недостаточно снять фильм, его еще нужно и прорекламировать, иначе у тебя его просто не купят. Я об этом знаю, потому что сам продюсировал фильм "Форт Росс: в поисках приключений". Сейчас хотя бы Минкультуры раздвигает релизы голливудских и наших фильмов, и в этом конкуренции нет. А когда у нас выходил фильм, было по-другому. Конечно, кинотеатры его взяли, но они его ставили в девять утра и в 23:30, а у картины рейтинг 6+, сеанса в день всего два. Фильм просто слили, и у нас даже шансов не было. А деньги — и частные, и государственные — были потрачены огромные, и фильм снимался года три. У нас были ожидания, и они разбились в пух и прах о кинотеатры, которые были не заинтересованы в нашей продукции тогда, потому что никто в нее не верил. — То есть вы считаете, что политика Минкультуры по раздвиганию релиза помогает российским фильмам? — Она помогает фильмам, которые достойны зрительского внимания, а тем, которые недостойны, не помогает. Зритель голосует рублем — пойдет он на фильм или не пойдет. — А по-вашему, какие еще меры могли бы помочь повысить популярность отечественного кино? — Мне это уже совершенно неинтересно. Я закончил свою продюсерскую деятельность, перевернул страницу. Этим надо заниматься 24 часа в сутки, особенно в нашей стране. Есть мейджоры, которые снимают свою продукцию, и туда влезать частному человеку со своими какими-то амбициями абсолютно бессмысленно. Это потраченные деньги, время и надежды. У меня был опыт, он разный, но всякий раз это были не мои проекты, я помогал их делать и даже потерял свои деньги. Но этот опыт дал мне понять, что этим нужно или заниматься полноценно и круглосуточно, или не заниматься вообще. Третьего не дано. — Да, этим надо жить, некоторые ради фильмов и квартиры закладывают… — Да, я потерял денег примерно как на квартиру. Я продал квартиру, и эти деньги вложил, так как надо было продолжать съемки, а средств не было, и их продолжили за мои деньги. Ошибка была не моя, но платил за это почему-то я. На этом все и закончилось. Нужно своей профессией заниматься, актерской, исполнительской. Только она и приносит и удовольствие, и удовлетворенность. Беседовала Тамара Ходова