Эпическая драма "1917"

Сэма Мендеса знают и любят в России. Его режиссерский дебют — фильм "Красота по-американски" (1999 г.) с Кевином Спейси в главной роли завоевал пять статуэток премии "Оскар", включая главную награду "за лучший фильм". Мендес один из шести режиссеров в истории мирового кинематографа, получивших "Оскар" за дебютный фильм, и такого количества аналитических статей с философскими обоснованиями, рецензий не видел, пожалуй, ни один дебютант. Вариативность возможных прочтений картины предоставила крупным литературным критикам и кинокритикам необъятное поле для интерпретаций. "Красота по-американски" призывала зрителей жить более осмысленно и сопротивляться приспособленчеству, но в тоже время не отрицала приспособленчество, как очень удобное состояние. Зрители картину любили и любят, возвращаясь к ней снова и снова, критики ее обожали и обожают. Ни об одном американском фильме не писали с такой нескрываемой эйфорией, и это, скорее всего, даже повлияло на результаты "Оскара". Успех "Красоты по-американски" способствовал тому, что съемки очередного Джеймса Бонда "007: Координаты "Скайфолл" были доверены Мендесу, который еще не пробовал себя в таком жанре. Режиссер изменил темп картины, что не помешало ей быть скоростной, и вытащил на первый план героев, разбираясь с их сложным эмоциональным состоянием. Такого психологического подхода во франшизе никто из режиссеров раньше не практиковал. Рестарт франшизы в 2012 году прошел более чем успешно. Фильм был отмечен пятью номинациями на премию "Оскар", в которых он получил две статуэтки: за лучшую песню и за звуковой монтаж. Мендес еще раз вернулся к "бондиаде" в 2015 году, став автором "007. СПЕКТР". Фото: wehaveahulk.co.uk О Сэме Мендесе можно говорить и говорить, ведь он – режиссер разноплановый, неординарный. Смотришь его новый фильм и не веришь, что это его работа. Что общего между военным фильмом "Морпехи" о трудных буднях морских пехотинцев в пустыне во время войны в Персидском заливе и любовной драмой "На дороге перемен" с Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинсле? Ничего. "1917"— это еще один взгляд на войну. Мендес рассказывает о двух британских солдатах, получивших смертельно опасное задание. Они должны пересечь вражескую территорию и доставить секретное сообщение, которое предотвратит неминуемую гибель сотен солдат… Предполагают, что фильм основан на воспоминаниях деда режиссера, Альфреда Мендеса. Казалось бы, военная картина, наполненная максимальной достоверностью, не нуждается в каких-то ухищрениях, но режиссер усложняет задачу и вместе с известным оператором Роджером Дикинсом (премия "Оскар", "Бегущий по лезвию", "Побег из Шоушенка", "Старикам тут не место") снимает фильм одним кадром, без склейки. Все, что происходит в фильме, происходит за один весенний день 1917 года. Камера неотступно следует за двумя главным героями, что создает невероятное напряжение: ты находишься там, где находятся солдаты. Прежде, чем приступить к съемкам, необходимо было прожить их технически, то есть убедиться в синхронности движения камеры и актеров, и соединить все это со спецэффектами. Съемки картины стартовали после девяти месяцев подготовительных работ, начались они в Англии (на равнине Солсбери, в 10 километрах от Стоунхенджа), а затем группа переехала в Глазго. В российском кино такой однокадровый прием, то есть без остановки камеры, и как следствие, без единой монтажной склейки использовал Александр Сокуров в "Русском ковчеге", снятом в Зимнем дворце 23 декабря 2001 года за 1 час 27 минут. Фото: moi-portal.ru О "Русском ковчеге" говорили, как о киносенсации. Александр Сокуров "пробежал" по залам Эрмитажа, раскрыв все его шедевры. Но в России фильм вышел всего на 2 экранах, зато в американском прокате стал хитом. Таким же способом съемки – одним непрерывным кадром – сделал фильм "Мастерская" режиссер Владимир Алеников. Он объяснял, почему именно так снимал свою картину: "Я выбрал формат однокадрового фильма по нескольким причинам. Во-первых, если я снимал бы этот фильм не одним кадром, а, как это обычно положено в кино, 2-3 тысячами кадров, то мы бы снимали не один день, а как минимум месяц – в тридцать раз дольше и в тридцать раз дороже. Другая причина состоит в том, что реальное время – то, что называется real time по-английски – это такое особое качество кино. Зритель ведь привык к тому, что каждую секунду кадр режется, прерывается и клеится (склейка – это игра режиссера со временем; мы в этом смысле волшебники – можем время спрессовать, можем растянуть, что хочешь — можем сделать!). А если склейки нет, значит, время на экране течет так же, как в жизни. И зритель, который сидит в зале, подсознательно понимает, что здесь нет никакой подтасовки, все правда, и тем самым вырабатывается специальное подсознательное доверие к тому, что происходит на экране. А если мы еще добьемся определенной правды в поведении персонажей, то может получиться довольно сильный эффект. Сложность такой работы в том, что артисты должны не только помнить свои роли, свой текст, они еще должны помнить, куда повернуться, откуда камера подлетит, какой крупности будет план и тому подобное. Все это очень важно. То есть задача и художественно крайне сложная, и технически". Подобные киноопыты съемок одним кадром (или имитация однокадрового кино) есть в фильмах "Тайм-код" Майка Фиггиса, "Круг" Юрия Зельцера, "Один кадр" Линды Вендель, "Бердмен" Алехандро Г. Иньярриту и др. Так что Мендес далеко не первооткрыватель. Но он с ответственностью, с состраданием и с чувством долга напомнил об ужасах войны, и, благодаря таким съемкам, дающим ощущение реального времени, "превратил" зрителей в свидетелей происходящего. И, кроме этих и прочих заслуг, Мендес, безусловно, как человек тщеславный, хотел показать себя в новом качестве. В картине сыграли молодые британские актеры Джордж Маккей ("Капитан Фантастик", "Офелия") и Дин-Чарльз Чепмен (взрослый Томмен Баратеон из "Игры престолов"). В ролях офицеров и командиров — Марк Стронг ("Шерлок Холмс", "Рок-н-ролльщик"), Ричард Мэдден ("Рокетмен", "Игра престолов"), Эндрю Скотт ("Шерлок", "Дрянь"), Колин Ферт и Бенедикт Камбербэтч. Фото: m.kino-teatr.ru Фильм "1917" уже получил 2 премии "Золотой глобус" за лучший драматический фильм и режиссуру. На днях к этим наградам добивалась награда Гильдии продюсеров США в номинации "Лучший фильм". Премия Гильдии продюсеров США, которая объединяет более семи тысяч продюсеров, вручается с 1990 года. Часто выбор продюсеров в номинации "Лучший фильм" совпадает с победителем "Оскара". "1917" имеет 10 номинаций на премию "Оскар", включая "лучший фильм", "лучший режиссер", "лучший оригинальный сценарий", "лучшая работа оператора". Некоторые американские критики считают, что это самая лучшая картина Мендеса, так как это не только потрясающее исследование войны, но и выдающийся мастер-класс по режиссуре.

Эпическая драма "1917"
© Ревизор.ru