Товарищ бродяга: 95 лет исполнилось Раджу Капуру

95 лет со дня рождения исполнилось индийскому актеру Раджу Капуру, популярность которого в 50-х годах прошлого столетия у советских зрителей просто зашкаливала. Прозвище «товарищ Бродяга» он получил от Юрия Гагарина. Первый космонавт планеты, с которым считали честью пообщаться самые великие люди Земли и самые яркие женщины мира, смущаясь, протянул руку маленькому, голубоглазому, внешне похожему на Чарли Чаплина индийскому актеру и, растерявшись от того, что забыл его имя, сказал: «Здравствуйте, товарищ Бродяга». С тех пор Раджа Капура в Советском Союзе никто по-другому не называл. Популярность этого человека после всего двух фильмов, которые попали на советский экран, — «Бродяга» и «Господин 420» — не уступала гагаринской. «Капуроманией» были охвачены все республики СССР, а если к этому присовокупить еще родину актера — Индию — и все соседствующие с ней государства, то счет поклонников шел на миллиарды. Капур, человек светлый и искренний, советским зрителям отвечал взаимностью. В Москве ему очень нравилось — он был постоянным гостем проводимых здесь кинофестивалей, сам устраивал приемы для столичных гостей, давал многочисленные интервью, в которых признавался, что русская водка ему нравится гораздо больше виски, а еще он очень любит макароны по-флотски. Капур был любим советскими зрителями как никто другой из зарубежных актеров — его обожали и рабочие, и интеллигенция, и партийная номенклатура. Никита Хрущев на встрече с Джавахарлалом Неру поинтересовался, знаком ли он с Раджем Капуром, а во время одного из приездов в Москву, после показа фильма «Господин 420» в кинотеатре «Ударник», восторженные поклонники несли индийского актера на руках до гостиницы почти полкилометра, распевая песню из «Бродяги», где есть строчка «...В русской шапке большой, и с индийскою душой!» Когда же Капур приехал на кинофестиваль в Баку вместе со своей постоянной партнершей по фильмам — Наргис, газеты запестрели фотографиями, которые были подписаны как «мистер и миссис Капур». Но это было не так. Раджу с момента рождения было предначертано стать актером. Уже хотя бы потому, что профессии в Индии передаются по наследству. Отец Раджа — один из столпов индийского театра и кино Притхвирадж Капур — под конец своей жизни был обладателем всех мыслимых и немыслимых национальных кино- и театральных наград и считается основоположником самой многочисленной и влиятельной династии актеров и продюсеров страны. Но по-настоящему прославил на весь мир фамилию Капур старший из трех его сыновей — Радж, основатель гигантской киноиндустрии под названием «Болливуд» — фабрики кино, которая выпускает ежегодно до 500 фильмов. Радж вырос на театральной сцене и киноплощадке, помогая отцу. Мегапопулярным и узнаваемым в каждом уголке огромной Индии он стал уже в 16 лет, а в 22 года, с одобрения родителя, решил отправиться в самостоятельное плавание, основав кинокомпанию «Радж Капур филмз». Именно в этот момент Капуру-старшему потребовалось отправить Раджа с письмом к знакомому продюсеру компании Merine Draive. Десятилетиями позже, когда Радж Капур будет снимать свой очередной шедевр — один из самых знаменитых фильмов индийского кинематографа «Бобби», он вставит в эту ленту автобиографическую сцену встречи молодого человека и его будущей возлюбленной — она станет ключевой в картине и самой запоминающейся: юноша звонит в дверь, ему открывает молодая девушка... — Я был женат и был уже отцом, — вспоминал впоследствии Радж Капур. — Мне было 22 года. Наргис было всего 16 лет. Я позвонил в дверь, и, когда она открылась, что же я увидел? Передо мной стоял ангел. Она была как минимум ангелом! У нее были короткие волосы, прядь волос прикрывала левый глаз, и казалось, что она смотрит на меня одним глазом. Вот так я с ней познакомился. И в этот момент разрешился главный вопрос, которым терзал себя Радж Капур последние дни: кто станет его партнершей в первом фильме, который он готовился снимать. Контракт с Наргис на съемки в фильме был подписан уже через неделю. В середине ХХ века индийский кинематограф представлял собой несколько десятков кинокомпаний, каждая из которых работала на свою аудиторию. Годами позже всех их объединит в Болливуд Радж Капур. Но на тот момент в огромной Индии с населением почти миллиард человек, где одновременно существовали десятки языков и различных религиозных конфессий, кинокомпании выбирали свою аудиторию и работали исключительно на нее. Отец Капура и его сын снимали фильмы для той части населения, которая разговаривала на языке хинди, и переводили их на английский — для международного проката. Кино, которое продюсировала семья Наргис, ориентировалось на зрителей-мусульман. Всеми делами в кинокомпании Merine Draive руководила мать Наргис — в прошлом известная индийская актриса и певица Джадданбай. Отец к киноиндустрии никакого отношения не имел — он был врачом и для того, чтобы жениться на кинозвезде, даже перешел в ислам и отказался от богатого наследства. В детстве Наргис мечтала стать, как папа, врачом. Но у матери были другие планы на карьеру красавицы-дочери. Девушка дебютировала в кино в 14 лет и к тому времени, когда ей предложил контракт Радж Капур, имела кучу поклонников, которые называли ее «Беби рани», то есть «Маленькая принцесса». Но вот королевой индийского кино ее сделал именно тандем с Капуром. И, конечно, актерский талант. Третий фильм, в котором Капур и Наргис появились вместе — «Бродяга», стал кинохитом не только в Индии, но и во всем мире, взяв Гран-при Каннского кинофестиваля. Он до сих пор входит в десятку самых кассовых фильмов индийского кино. В 1955 году, спустя четыре года после «Бродяги», появился еще один фильм, которому суждено было стать одним из главных кинособытий 60-х годов прошлого века, — «Господин 420». Благодаря лишь этим двум картинам у звездного дуэта индийского кино — Раджа Капура и Наргис — была колоссальная популярность и в Индии, и в СССР, и вообще во всем мире. Всего же в течение 15 лет Радж и Наргис снялись вместе в 16 кинолентах. Среди них есть откровенно слабые, незатейливые в постановке картины. Но каждая из них была обречена на кассовый успех в Индии благодаря именам этих актеров в титрах. И, конечно же, миллионы поклонников жаждали быть в курсе деталей личной жизни кумиров. Вездесущие журналисты подмечали абсолютно все — как Наргис смотрит на Раджа, сколько раз в день они видятся, как часто Радж бывает в доме Наргис. Разумеется, они не могли не заметить, что после знакомства с Капуром актриса начала носить исключительно белые сари — его любимый цвет... Они даже выяснили, что у пары появилась на свет девочка, которую потом отдали на воспитание богатой бездетной семье. Но никаких официальных подтверждений их взаимоотношений ни от Наргис, ни от Раджа Капура так никто и не дождался. Актер признал только пятерых детей, которых родила его супруга Кришна, на которой он женился в 16 лет по настоянию родителей, а на прямой вопрос журналистов о его взаимоотношениях с Наргис Капур ответил фразой, которая превратилась в газетные заголовки: «Кришна —мать моих детей, Наргис — мать моих фильмов». Гениальный актер, режиссер, продюсер и предприниматель, он прекрасно понимал, что они с Наргис —не просто известные актеры и кумиры Индии, они своеобразный символ культуры этой страны. И репутация у них должна быть такой же белой и безупречно чистой, как одежда Наргис. Конец роману двух звезд, который длился полтора десятилетия, и в жизни, и на экране положила актриса. Ей было уже за тридцать, хотелось семьи, детей, а Радж не собирался разрывать отношений с супругой. И Наргис объявила, что расторгает контракт с «Радж Капур филмз» и больше не будет сниматься в постановках этой кинокомпании. Через год молодой режиссер и продюсер Мехбуб Хан предложил ей роль в картине, которая после премьеры закрепит за Наргис статус величайшей актрисы индийского кино. Она сыграла роль бедной деревенской женщины Ракхи, которая одна, с двумя детьми на руках, вынуждена бороться за выживание. Но картина «Мать Индия» принесла Наргис не только всемирную славу, но и новую любовь. Все было очень романтично — как в настоящем индийском кино. Во время одного из дублей по неосторожности техников загорелась солома, и огонь перекинулся на платье актрисы. Ее партнер по фильму Сунила Дата руками затушил на Наргис пламя, а затем на тех же обожженных руках вынес ее из павильона к карете скорой помощи. После того как актер вышел из больницы и съемки фильма возобновились, поползли слухи о романе Наргис и Сунилы. Они мгновенно дошли до Капура, и он приехал на съемочную площадку фильма «Мать Индия» —вроде как навестить бывшую партнершу по фильмам. Правда, время выбрал такое, когда ее на киностудии не было, так что он смог вволю пообщаться с персоналом и выяснить, являются ли слухи о новой любви Наргис лишь слухами или все гораздо серьезнее. Оказалось, все, что говорили о новых отношениях Наргис, — правда... К концу съемок картины Наргис и Дата объявили о помолвке. Если до замужества Наргис еще были хоть какие-то надежды на воссоединение знаменитого актерского дуэта, то теперь каждый из них зажил собственной жизнью. Фильм «Мать Индия» выстрелил с неимоверным шумом, собрав все награды на самых престижных международных кинофестивалях, и стал классикой. Однако Наргис с тех пор довольствовалась только второстепенными ролями, прочно посвятив себя семье. Она подарила мужу троих детей — двух дочек и сына Санджая. А еще актриса открыла в Бомбее студию звукозаписи и успешно руководила ею на протяжении двух десятилетий. Радж Капур с головой ушел в работу, снимая как минимум по фильму в год. Среди них были как откровенно коммерческие картины, так и серьезные работы, достойно оцененные уже после смерти режиссера. Например, лента «Мое имя клоун», провалившаяся в советском прокате, но считающаяся вершиной творчества актера и режиссера. В конце 1970-х годов врачи обнаружили у Наргис рак. Лечение в лучших клиниках США успеха не принесло, и она умерла в 1981 году, за три дня до премьеры картины «Рокки» — первого фильма, который снял ее сын Санджай. К тому времени Радж Капур отошел от дел — у него на фоне астмы резко ухудшилось здоровье, и с каждым годом он слабел все сильнее. В 1988 году он даже не смог выйти на сцену, чтобы получить свой индийский «Оскар» за вклад в кинематограф. Пришлось президенту Индии Венкатараману самому спуститься в зал и с поклоном передать Капуру золотую статуэтку. Когда через несколько месяцев Раджа Капура перевезли в самую современную клинику Дели, у его кровати, сменяя друг друга, дежурили члены огромной династии Капуров. А под окнами клиники стояли тысячи поклонников артиста... Смерть Капура в начале лета 1988 года была воспринята индийцами как личное горе, в стране был объявлен национальный траур. В СССР его кончину никто не заметил —в те годы люди, не отрываясь от экранов телевизоров, следили за другим шоу, которое разворачивалось на политической арене страны —«перестройка, гласность и ускорение». ПРЯМАЯ РЕЧЬ Наталья Щербакова, киновед: — После выхода в СССР фильма «Бродяга», который, кстати, шел на больших экранах страны вплоть до 1985 года, что само по себе является небывалым рекордом, а затем картины «Господин 420» началась «капуромания». Собственно, именно благодаря Капуру советские зрители открыли и полюбили такой далекий и экзотический мир Индии. И сегодня, несмотря на огромный успех индийского кино во всем мире, Радж Капур остается самой культовой фигурой индийского кинематографа. А его работы, и как актера, и как режиссера — «Бродяга», «Господин 420», «Мое имя — клоун», «Сангам», «Бобби» — являют собой золотой век киноискусства Индии. Что касается Наргис, то у нее было безупречное чутье на то, что может понравиться зрителю. И она всегда находила способ убедить в своей правоте режиссера. Впрочем, он и не особо сопротивлялся, понимая, что в этом партнерше можно смело доверять. Поэтому Наргис действительно можно считать «матерью его фильмов». Читайте также: Актриса Татьяна Лянник: Я стала фанатом колки дров

Товарищ бродяга: 95 лет исполнилось Раджу Капуру
© Вечерняя Москва