"Так близко к горизонту": почти что драма не только для подростков
23 января в российский прокат выходит мелодрама «Так близко к горизонту» по одноименному роману Джессики Кох. Молодая девушка Джессика Кох (Луна Ведлер) только закончила школу, получила долгожданные права и находится на заре взрослой жизни, полной колоссальных возможностей. В это время её давняя подруга уезжает учиться в Берлин, и чтобы отметить это событие девушки отправляются сперва на карнавал, а затем на вечеринку. По стечению обстоятельств, которые впоследствии оказываются судьбоносными, Джессика в обоих местах несколько раз сталкивается с одним и тем же привлекательным парнем Дэнни Тейлором (Янник Шуман). Молодые люди моментально приглянулись друг другу, и после непродолжительных колебаний их знакомство перерастает в романтические отношения. Однако счастье Джессики длится недолго. Вскоре она узнает, что Дэнни ВИЧ-инфицированный и ему осталось не так много времени. «Так близко к горизонту» — шестая полнометражная работа Тима Трахте, фильм которого впервые появится в российском прокате. До этого режиссер снимал в основном малоизвестные и не отличающиеся основательной маркетинговой компанией комедии и драмы. Однако его новая картина представляет наибольший интерес. Она основана на книге и одновременно реальной истории Джессики Кох, которая написала свой дебютный роман по собственным воспоминаниям о друге молодости — Дэнни. Фильм дает нереальное ощущение свободы и словно открывает глаза на мир, полный безграничных возможностей, но в то же время разбавляет это меланхолией от беспощадных сюрпризов, которые может преподнести судьба. Действия в романе и фильме происходят в девяностых, когда слова ВИЧ и СПИД ассоциировались исключительно с чем-то «чернушным», а на людях с такими заболеваниями сразу ставился крест. Собственно, об этом и кино. Эта история показывает, что о некоторых вещах нельзя судить односторонне и стереотипно. Причем показательно, что герои этой истории, прекрасно разыгранные молодыми актерами Луной Ведлер и Янником Шуманом, несмотря на юный возраст, оказались достаточно смелы для борьбы с предрассудками, недоверием родителей и принятия осознанных решений. Их история доказывает, что любой человек имеет право на любовь и счастье. При этом Джессика и Дэнни адекватно расценивают свои возможности и перспективы друг друга, что придает персонажам осознанности — они не выглядят наивными и не витают в облаках, уповая на то, что любовь спасет мир. Вместе с этим нельзя не признать, что по началу «Так близко к горизонту» ничем не отличается от «сахарной» подростковой мелодрамы. А в каких-то местах фильм прямо-таки пестрит шаблонными малозначительными фразами, слащавостью и стереотипными образами простой наивной девушки и загадочного парня с туманным прошлым. Однако постепенно все это сходит на нет. По мере развития сюжета, фильм, созвучно с центральной идеей о разрушении стереотипов, борется с шаблонами и заменяет слащаво-слезливую романтику на остросоциальные проблемы. Помимо темы ВИЧ в «Так близко к горизонту» поднимаются вопросы семейного насилия, в том числе сексуального, а также его последствий для детей. Они страдают от психологических барьеров, проблем во взаимопониманиях с окружающими, самоограничений на право строить нормальную жизнь, любить и заводить семью. Эта история универсальна как для любой эпохи, так и для человека любого возраста. Тема борьбы ВИЧ-инфицированных за свое будущее будет актуальна в любое время, пока будет существовать эта болезнь, а судьба влюбленных героев может стать небезразличной одновременно для молодого и более старшего поколений. Первые могут прямо сейчас переживать схожую ситуацию и найдут в фильме отдушину, а у вторых будет возможность вспомнить и переосмыслить свои былые трудности (если таковые были). Раз действие происходит в девяностых нельзя не упомянуть про тонко воссозданную ретро-атмосферу. Благодаря усилиям Кристины Крумвиде, которая также выступала декоратором в фильмах «Выживут только любовники», «Счастье Эммы» и сериале «Война и мир», в фильм очаровывает ненавязчивой атмосферой ушедшей эпохи. Главной её деталью стала словно переносящая в иной мир ярмарка, кстати говоря, воссозданная с нуля при помощи старых аттракционов. Дополнительной ностальгии и теплоты фильму придают отлично вписывающиеся в обстановку музыкальные решения Михаэля Камма, среди которых играющая во время поездки на аттракционе «Гусеница» композиция рок-группы Foreigner. Рузмеется, «Так близко к горизонту» — не остросоциальная драма. Фильм местами поверхностен и неконкретен (особенно в том, что касается биографии персонажей Дэнни и Тины), в начале мелькает приторность, где-то наивность, а даже максимально серьезные вопросы показаны совершенно компромиссно. Но в рамках жанра мелодрамы про подростков «Так близко к горизонту» может претендовать на то, чтобы выбиться из шаблона и очаровать публику. Во всяком случае лейтмотив, согласно которому от любви не стоит отказываться несмотря ни на что, будет актуален всегда. А глядя на автора романа Джессику Кох, будто просыпается внутренняя сила и уверенность, что через любые трудности и душевную боль можно пробить себе путь в будущее — все-таки в основе истории лежит её личный опыт.