Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

о новом министре культуры и перспективах развития российского кинематографа

«Какие бы разные идейно и тематически кинокартины не производила наша страна, думаю, всем нам хотелось бы исполнения двух пожеланий: пусть они будут качественными и пусть их будет очень много. Вот на этом поприще и пожелаем успехов всем, кто к этому причастен, а — в первую очередь».

Минувшая неделя, помимо всего прочего и, безусловно, важного, запомнится нам, насколько это возможно в условиях постоянно меняющихся картинок, появлением нового министра культуры России — Ольги Любимовой.

Видео дня

Все оценили старый ЖЖ нового министра и посмеялись над тем, что она десять лет назад призналась в ненависти к музеям и балету. Для министра культуры это скорее хорошо — это как министр обороны, который ненавидит войну.

Но это всё окружающая мишура, которая забудется, а важно то, чем министр будет заниматься и как будет оправдывать ожидания. А ожидания широкой публики, сказать честно, сводятся к кинематографу. Другого столь массового и доступного вида искусства просто нет.

Театр сложен, тоталитарен и дорог. Тоталитарен потому, что нужно три часа сидеть без еды и телефона, а сложен потому, что восприятие постановки предполагает некоторую подготовку зрителя. Дорог же он (по крайней мере московский) по объективным экономическим причинам. Опера с балетом — тем более.

Выставки — вопрос организации. Для тех выставок, на которые стоят очереди, ничего нового создавать не нужно, все картины уже написаны.

Архитектурное историческое наследие — да, за это ратуем мы все и с надеждой смотрим в воображаемые глаза ответственных чиновников. Но архитектурное наследие стоит, видят его немногие, и вообще это в ста процентах случаев долгосрочные проекты. На годы, а то и на десятилетия.

Остаётся кино. В кино может пойти всякий, и всякий по поводу кино может иметь своё мнение. В этом смысле всё совпало весьма удачно — Ольга Любимова до того, как была назначена министром культуры, руководила департаментом кинематографии .

Для русского кинематографа 2020 год начался не просто удачно, а, по нашим внутренним меркам, просто небывало триумфально. Отечественный фильм режиссёра «Холоп» стал вторым по сумме сборов российским фильмом в истории. К середине января он собрал почти два с половиной миллиарда рублей. Больше только касса фильма . Но там и бюджет был в три раза выше, а кроме того, «Холоп» ещё на экранах, то есть продолжает конкурентную борьбу и, весьма вероятно, поставит новый рекорд.

Простая история: избалованный и безответственный мажор попадает в прошлое, где ему приходится служить конюхом. Это прошлое для него воссоздали продюсеры, которых играют и , на деньги мажорного отца олигарха в исполнении .

Простой, добрый и качественный фильм — романтическая комедия с элементами клюквы и имитацией «русского духа».

Пример «Холопа» демонстрирует непреодолимое желание людей смотреть то, на что смотреть приятно. Можно обойтись без спецэффектов и супергероев с бензопилами вместо рук, можно обойтись без остросоциальной сатиры, можно и без так называемой чернухи. Дайте только посмотреть нормальное кино. Не выдающееся, не фестивальное, не высокоинтеллектуальное. Нормальное — то, которое для людей.

То кино, где есть понятные характеры, где есть обоснованная «арка героя», где есть пусть и наивный, но поучительный момент — всякий подлец может измениться в лучшую сторону, если он влюблён!

Видимо, посмотрев на успех «Холопа», продюсеры и режиссёры наконец раскусят формулу народного кино, за которое не стыдно. И есть надежда, что именно такое кино будет ждать массового зрителя.

Потому что с условно фестивальными фильмами у нас, кажется, всё в порядке. Вот, скажем, есть фильм режиссёра Сергея Дворцевого — о страданиях мигрантов из Средней Азии в Москве. Это беспроигрышный вариант: угрюмая и серая столица пожирает несчастных и бесправных, но трудолюбивых и уязвимых переселенцев.

Правда, режиссёр не выполнил условия контракта, на основании которого ему выделили государственные деньги, и теперь должен Минкультуры семь миллионов рублей. Это делает творца ещё интересней, хотя и совершенно искреннее сочувствие к нему тоже вызывает. Фильм же получил приз за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале. Поздравляю.

В наступившем году с нетерпением, но и с осторожностью, ждём фильм о русских солдатах на Первой мировой войне — «Мальчик Русский». Это дебют режиссёра , и дебют, судя по всему, весьма оригинальный. Другое название фильма — «Слухач», так в Первую мировую называли солдат, которые через огромные слуховые воронки определяли приближение вражеских аэропланов к своим позициям.

В фильме русский мальчик теряет зрение в первом же бою и становится тем самым слухачом, потому что не может не служить Родине. Снят фильм как раскрашенная кинохроника, а потому непрост для восприятия, требует терпения и работы зрителя над собой. При этом всё в фильме происходит под музыку Рахманинова, противостоять которой русское сердце не может. Видимо, будем надеяться, получилось сложное, синтетическое произведение.

Пойдут ли на этот фильм люди? В весьма ограниченном количестве, будем честны. Но Минкультуры поддержало и этот фильм, потому что такое кино немыслимо без финансирования государства. Само оно не выплывет, не окупится и потонет. А так у нас есть шанс увидеть нечто выдающееся и очень деликатное.

Какие бы разные идейно и тематически кинокартины не производила наша страна, думаю, всем нам хотелось бы исполнения двух пожеланий: пусть они будут качественными и пусть их будет очень много.

Вот на этом поприще и пожелаем успехов всем, кто к этому причастен, а Ольге Любимовой — в первую очередь!

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.