Как стать настоящим чеченцем…
Молодой и успешный хирург Адам, всю жизнь проживший в Европе, возвращается на историческую родину — в Чечню, чтобы жениться. Но отец возлюбленной не хочет отдавать дочь человеку, который не знает свою культуру. Так начинается фильм «Хэллоу, Грозный!», который планируется выпустить в прокат в этом году. Сценарий фильма получил диплом на Всероссийском питчинге для начинающих кинематографистов как лучший игровой проект. Съемки с бюджетом около 1 млн рублей прошли в конце прошлого года в Грозном и Москве при финансовой поддержке Росмолодежи, Фонда президентских грантов и Молодежного центра Союза кинематографистов России. Тюменский сценарист и режиссер Шамиль Агаев рассказал, как уговорил европейскую кинозвезду сняться в картине бесплатно, правда ли, что чеченцы плохие актеры и какая главная черта чеченского характера. Новелла наглого режиссера — Год назад коллеги из компании Big Bag films — это Екатеринбургский продакшн, входит в пятерку лучших в России, — предложили мне снять короткометражку в Грозном, которая войдет в полнометражный киноальманах «Россия историй». В нем будут четыре новеллы из разных городов страны: Санкт-Петербурга, Тюмени, Екатеринбурга и Грозного. Пятая новелла — связующая, ее сценарий еще не закончен. Пока остановились на следующем: в поезде едет парень, у него четыре попутчика. Один из них чеченец из Европы — Адам. Каждый из попутчиков рассказывает свою историю, которые помогают главному герою разрешить свои внутренние конфликты. Я подумал, что это отличная возможность придумать такую историю, которая в равной степени будет интересна и понятна как чеченскому зрителю, так и русскому, еврею, абхазу. Согласился, но с условием: я пишу сценарий, вы говорите «да» или «нет». Если «да», то творческий процесс я контролирую сам. На самом деле, это была очень наглая позиция для режиссера. Особенно если тебя пригласили в проект и дали немного денег. Но ребята в этом плане оказались очень лояльными, они полностью мне доверились. Меня привлекло и то, что фильм планируется выпустить в прокат. Съемки — это ведь самое простое на пути к зрителю. Ты снял фильм — это классно, но что с ним делать дальше? Фильмов снимается много, и тебе надо доказать кинотеатральным сетям, что именно твоя картина заслуживает внимания. Эта задача непростая, тем более для малобюджетного кино, но оттого и более интересная. С техникой помог Фонд поддержки и развития кинематографии Северного Кавказа, большую поддержку оказало чеченское правительство. В фильме отличные виды Грозного. Мне кажется, он может стать визитной карточкой города, если нам удастся выйти в прокат. Есть ли в Чечне артисты? — Многие специалисты говорили, что я не найду актеров в Чечне. А грузинская коллега, которая занимается кастингами, объяснила, что менталитет чеченцев практически противоречит актерству: «У вас публичное проявление эмоций — это слабость и что-то недопустимое. В таком климате творческому человеку вырасти очень тяжело. Вот в Армении и Грузии яркие эмоции и экспрессия — часть менталитета, в таких условиях для актерства есть благодатная почва». И все же в апреле в Грозном мы провели открытый кастинг. Объявление о нем распространили известные чеченские блогеры. Пришли 130 человек, причем большинство — просто люди с улицы. Мы понимали, что так будет, но было интересно, как в Чечне обстоят дела с актерами. В результате на роль Адама утвердили Ису Дадаева из сборной команды КВН Чечни. Из этой же команды и Иса Абдурзаков, который в фильме сыграл друга Адама. А дальше возник тупик. Те, кто в первом туре хорошо справился с импровизацией, текст читали плохо. Я немного расстроился, вспомнил слова грузинской коллеги и подумал, что она была права. Но потом стал ходить по театрам, смотреть постановки и отобрал себе еще трех замечательных актеров из театра имени Ханпаши Нурадилова. Всеми актерами я доволен. И если в фильме будет что-то не так, вините меня. Значит, я недоработал, недорепетировал. «Май нэйм из Филипп Рейнхардт» — Кроме чеченских актеров в фильме снялись и иностранцы. Роль помощника Адама сыграл американец Майкл Шлапп, который живет в Санкт-Петербурге. Его я нашел в одном из Telegram-каналов. Звезда же нашего кино — известный швейцарский актер Филипп Рейнхардт, сыгравший роль инвестора Адама — мистера Дэвиса. Я долго искал человека на эту роль. Мне было важно создать некую аутентичность, чтобы актер был американцем или европейцем, а не как обычно бывает в российских фильмах с героями со славянским лицом: «Хэллоу, май нэйм из Джон»… Сразу видно, что актер русский. Когда предложили кандидатуру Филиппа, сразу понял, что это стопроцентное попадание. Но казалось невозможным затащить в фильм довольно известную личность. Сначала вел переговоры с агентом, долго — о деньгах. Они спросили, можем ли мы оплатить минимальную ставку. Услышав сумму, я ответил: «Можем, если во время съемок мы не будем есть». После этого Фил (сейчас я могу себе позволить его так называть) захотел увидеть синопсис к фильму, потом почитать сценарий, потом посмотреть мои прежние работы и, наконец, связаться со мной лично. Мы с ним списались в WhatsApp — оказалось, что он даже немного говорит по-русски, потом созвонились по видеосвязи. Я немного переживал, нет ли у него предрассудков по поводу Кавказа, Чечни, но его вообще ничего не смутило. И в конце разговора на мой вопрос: «Ты с нами?» — прозвучало: «Я с вами. А деньги — это не проблема». Съемки с Филиппом проходили в Москве. Они были интерьерные, поэтому там же сняли и «лондонские» сцены. Особенности чеченского кинорынка — Наш фильм — федеральный проект. То есть я сидел в Тюмени, придумал фильм про Чечню и приехал сюда его снимать. Точно так же мог придумать про Африку и поехать снимать туда, но неправильно же будет называть его африканским. Из местных источников больших средств привлечь не удалось. Это не претензия, а особенность рынка. То, что в Москве привычно для всех, в Чечне кажется чем-то необычным и рискованным. Звучали такие аргументы: «Ой, фильм выйдет только через год, кто его знает, что случится за это время», «А если не выйдет, придется с кем-то ругаться, деньги возвращать». Зато на мелкий бартер договариваться было легко. Многие помогли просто так, другим была интересна сама «движуха». Это волонтеры, помощники оператора и так далее. Например, дом, где снимали свадьбу, нам предоставили совершенно посторонние, но золотые люди. Они его сдавали в аренду, но с нас денег не взяли. Городская клиническая больница № 1 предоставила нам операционный блок на всю ночь, чтобы снять одну сцену. Навстречу пошли также в клинике «Аймед», кафе «Кофетун» и грозненском аэропорту. Интересно вышло с машиной. В фильме у нас несколько сцен с «Приорой», которую на протяжении трех дней нам предоставляла компания «Вайнах-авто». Все три раза машины были разные. Благо салоны были одинаковые, но приходилось ухищряться, чтобы не было видно разницы. Про счастье — В каком-то смысле я написал фильм про себя: мне, как и главному герою фильма, который едет в Грозный жениться, представилась возможность наконец-то хорошо изучить свои корни, то место, откуда я родом, — не через Википедию, а через творчество. Я родился и вырос в поселке Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа. Мои родители переехали туда из Чечни более 30 лет назад. В 10 классе мы с друзьями делали школьные передачи на местном телевидении, даже отсняли пару документалок. Одну из них — про то, как школьникам продают алкоголь, — мы снимали скрытой камерой. Потом продажу прекратили, а нас за это ненавидели. Закончил экономический факультет Тюменского университета, работал руководителем отдела продаж в Beelinе, кино при этом рассматривал как хобби. Что-то придумывал, писал, но все «в стол». Но я знал: жизненный путь — это не случайность, а твой выбор, который напрямую должен быть связан с твоими личностными качествами. Либо ты делаешь то, в чем действительно хорош, либо будешь несчастен до конца жизни. Поэтому, узнав о конкурсе компании Disney, отправил туда свою работу и неожиданно выиграл. Речь шла о художественном киноальманахе «Счастье — это…», состоящем из семи новелл. Шесть должны были написать профессионалы, а седьмую кто-то из народа. Мою историю «Двое вместе» взяли за основу и написали сценарий. Оказавшись 25 марта 2015 года на красной дорожке кинотеатра «Октябрь» вместе с известными актерами, я понял, что для меня это самый главный день в жизни, а для них — обычная среда. И я подумал: «Хочу так же». В следующем году у меня случился полноценный режиссерский дебют — снял короткометражку «Не по регламенту», которая собрала полтора миллиона просмотров и очень хорошие отзывы. Получилось даже немножко заработать. В 2018 году повторно выиграл конкурс от Disney. Моя история легла в основу новеллы «Allegro moderato», которая вошла в киноальманах «Счастье — это… Часть 2». «Я и Чечня — как Чендлер и Джо» — Какие у меня отношения с Чечней? Мы с ней начинаем дружить. Признаюсь, сначала мы были как Чендлер и Джо из сериала «Друзья», которые были просто соседями, а стали лучшими друзьями. До съемок я приезжал к родственникам, но не могу сказать, что прямо хорошо проводил время. Я прожил всю жизнь в Уренгое и Тюмени, естественно, мне там комфортнее. В Чечне все всем хотят помогать. Я это ощутил, когда первый раз пошел в Грозном в кинотеатр. Билет купил заранее, а вот попкорн купить не получилось: карту не принимали, а наличные я не привык с собой носить. Только собрался отойти, как меня остановил незнакомый парень, протянул продавщице деньги и сказал: «Дайте ему попкорн». Мне трудно представить, в каком еще регионе России может произойти такое. Или вот еще. Меня пригласили провести мастер-класс на медиафоруме «КавказINFO» в Домбае. Оплатили такси из Грозного, я вызвал его через приложение, поэтому водитель не знал, куда мы едем. Я спрашиваю: «Вы в курсе, на что подписались? Нам ехать семь часов». Его сначала перекосило, но потом он предложил заехать к нему на чай. И вот мы едем к таксисту домой, я знакомлюсь с его женой, детьми, ем его фасолевый суп, пью чай, и мы едем дальше. Где еще могла произойти такая история?