Каким получился фильм «Танец с саблями» 

Каким получился фильм «Танец с саблями»
Фото: RT на русском
На этой неделе в прокат вышла картина «Танец с саблями» — история создания одного из самых известных произведений советского композитора . Финальный фрагмент балета «Гаянэ» был написан в течение нескольких часов по требованию дирекции театра. Автором сценария и режиссёром ленты стал , а образ композитора на экране воплотил . Как проходила работа над картиной и чего стыдится исполнитель главной роли — в материале RT.
30 января на большие экраны вышла лента Юсупа Разыкова «Танец с саблями» о жизни советского и армянского композитора Арама Хачатуряна и, в частности, о его работе над одним из своих наиболее известных произведений.
По сюжету, осенью 1942 года в город Молотов (Пермь) эвакуируют Ленинградский академический театр оперы и балета имени Кирова. Там труппа готовится к премьере балета «Гаянэ», партитуру которого на либретто Константина Державина уже написал композитор Арам Хачатурян.
Незадолго до последней репетиции балета Хачатурян получает приказ дирекции театра: в сжатые сроки написать ещё один танец для финального действия «Гаянэ». За один вечер композитор создаёт «Танец с саблями», которому суждено будет стать одним из самых исполняемых его произведений.
«Танец» по приказу
Балет «Гаянэ» был уже завершённым спектаклем, когда Хачатурян оказался перед необходимостью дополнить его ещё одним номером. «Танец с саблями» не планировали ни либреттист, ни Хачатурян, ни балетмейстер, поэтому работа над произведением велась без особого энтузиазма. Именно вокруг этого фрагмента строится повествование в фильме Юсупа Разыкова.
«Я предложил показать историю создания «Танца с саблями» — короткий промежуток времени из жизни Хачатуряна, в который мы попытались вместить те проблемы и явления, которые окружали композитора. Последнее было особенно важно для того, чтобы, в частности, ответить на главный вопрос: что должен пережить художник (в данном случае — композитор), чтобы за восемь часов создать такое выдающееся произведение», — рассказал Разыков.
Если основной конфликт в ленте был понятен сразу, то разработка всего сценария заняла в общей сложности пять лет — во многом потому, что Разыков стремился максимально точно воссоздать обстоятельства, в которых находился Хачатурян в заданный промежуток времени (при этом режиссёр отмечает, что некоторые сцены всё-таки были выдуманы). Также было необходимо учесть своеобразие композитора как личности и его роль в культурном пространстве Советского Союза.
К моменту описываемых в фильме событий Хачатурян уже стал довольно известным в СССР композитором. На слуху были его сочинения для драматических спектаклей — к примеру, музыка к «Валенсианской вдове» Лопе де Вега и «Маскараду» (отдельно стоит вспомнить размашистую мелодию вальса из сюиты к «Маскараду»). Не менее популярными оказались и симфонические произведения композитора — концерты для фортепиано с оркестром и для скрипки.
К началу 1940-х Хачатурян успел зарекомендовать себя и в качестве автора музыки к фильмам, среди которых можно выделить «Пэпо» и «Зангезур».
В работе над сценарием Разыков консультировался с сотрудниками дома-музея Хачатуряна в Ереване и театра оперы и балета имени Спендиарова. Кроме того, кинематографист общался с сыном композитора .
Разыков также помогал войти в образ исполнителю главной роли Амбарцуму Кабаняну. Работая над амплуа композитора, артист в основном ориентировался на видение постановщика. По словам Кабаняна, играть Хачатуряна было заведомо непростой задачей, хотя обстоятельства жизни композитора понятны актёру.
«Я родился в Абхазии и, можно сказать, пережил войну 1991 года. Я знаю, что такое свист пуль над головой, знаю, что такое сидеть дома у дедушки и слышать очередь автомата… Когда мы снимали картину, мне это было очень близко. Мне много было понятно, и не нужно было долго говорить об обстоятельствах, в которых находился ­­­сам Арам», — рассказал RT Кабанян.
При подготовке к роли актёр изучал архивы и дневники, а также посещал уроки игры на фортепиано, однако кадры, на которых он играет на клавишных, не вошли в окончательную версию фильма. Тем не менее, в ленте есть фрагмент с игрой на виолончели, за который, как признался Кабанян, ему «безумно стыдно».
«Мой герой, Арам Хачатурян, играет на виолончели. Есть маленькая сцена, за неё мне безумно стыдно, потому что у меня неправильно там (поставлены. — RT) руки. Мне музыканты сказали: «Плевать на мороз, Амбарцум, у музыканта не может быть вот такой кисти… Мой родной дядя, брат отца, играл на виолончели, гастролировал, играл музыку Хачатуряна. И я держу криво руки — какой позор», — сокрушается актёр.
Впрочем, подобные нюансы не испортили впечатления от игры Кабаняна у сына композитора, Карена, а также сотрудников музея Хачатуряна в Ереване и музыкантов.
«Мне было приятно, что у него (Карена Хачатуряна. — RT) не было претензий к характеру Арама, и для меня это был, конечно, комплимент… Прекрасные люди из музея Арама Ильича, который в Ереване, музыканты, сказали, что я смог передать именно внутреннее состояние и переживания композитора, нежели внешние какие-то картинки. Мне кажется, это самый высший комплимент и похвала, которая может существовать для артиста», — признался Кабанян.
Не оставил без внимания режиссёр и природу Армении режиссёр: пейзажи вплетены во фрагменты, повествующие о детстве композитора. Они же, как это часто бывает в искусстве, символизируют состояние художника.
«Танец с саблями» уже был представлен на нескольких кинофестивалях, среди которых «Окно в Европу» и Международный фестиваль музыки и кино в Корее. Мировая премьера фильма состоялась в Шанхае.
Видео дня. Как немецкая фамилия разрушила карьеру советского артиста
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео