«Рабыня Изаура» по-русски
Страсти в антураже богатых дворянских усадеб увлекли зрителей сериала «Крепостная» так, что они смотрят его весь январь - два сезона подряд, 48 серий! А создатели фильма и не сомневались, что крепко зацепят народ: еще два сезона готовят к съемкам. Повод для их оптимизма понятен: костюмированные фильмы - это особая зрительская любовь. Вспомнить хотя бы неувядающую «Анжелику», которую с удовольствием смотрит уже несколько поколений. Декорации и события иных эпох завораживают, как путешествие в машине времени. Большой исторической достоверности от такого кино никто особенно не ждет. Но когда клюква уж совсем развесистая, то и в человеческую историю не слишком веришь. Сюжет «Крепостной» - сплошная цитата бразильской «Рабыни Изауры». И, похоже, сценаристы так увлеклись копированием успешных предшественников, что отечественное крепостное право спутали с рабством, процветавшим в Америке. Ключевой момент в судьбе главной героини сериала Кати Вербицкой, вокруг которого накручиваются все события, - это ее крепостное состояние. Вот тут авторы и перегнули с вышибанием слезы, живописуя контраст ее светского воспитания и рабского положения. И уж особенно показывая усердие Лидии Шефер в измывательствах над бедной сиротой. Эта помещица вызывает ассоциацию с печально знаменитой Салтычихой. Но даже ей - родственнице царя Дарье Салтыковой - не помогли ни родовитость, ни богатство. За издевательства над крепостными эту людоедку бросили в яму, где она и просидела 11 лет, а потом еще 22 года была в заточении до самой смерти. То есть даже в екатерининские времена крепостных закон защищал. А тут веком позже, практически накануне отмены крепостного права, барыня точно поостереглась бы свою девку живьем в землю закапывать да на цепи держать. Но, спасибо авторам, историзм они постарались соблюсти: рассказали нам и о «Земле и воле», и о крестьянских бунтах… Безусловный плюс фильма в том, что кроме не очень харизматичной главной героини много других персонажей с лихо закрученными сюжетными линиями. И следить за их историями довольно увлекательно. Татьяна Полякова.