«Мастер эпизода». Как банковский работник из Липецка попал в большое кино
Липчанин Анатолий Гуров много лет работает в банке, а в свободное время играет в любительском театре и снимается в фильмах с известными актерами. Как создаются сериалы, что происходит за кадром и сколько зарабатывают актёры-эпизодники, он рассказал «АиФ-Черноземье». «Окна закрыть, лимонад - в кадре» Екатерина Деревяшкина, «АиФ-Черноземье»: Анатолий, как вы попали на большой экран? Анатолий Гуров: На самом деле случайно. Моя хорошая подруга (она же впоследствии стала моим агентом) работает в киноиндустрии. И вот она мне как-то пишет: «Толя, есть роль - ведущий ретро-вечеринки в ресторане. Пришли пару нарезок из своих банкетов». А она знает, что праздники – это вторая моя стихия. Я прислал, и меня утвердили. Это был шок. Потому что, во-первых, кино снимал очень крутой режиссёр – Павел Дроздов, а во-вторых, там играли такие известные актёры, как Егор Бероев, Игорь Бочкин, Елена Корикова, Екатерина Кузнецова. С Екатериной я непосредственно работал в одном кадре. Было очень интересно наблюдать за актёрами такого уровня. Вот Катя Кузнецова общается с какой-то девушкой, но только она входит в кадр – и всё: это уже другой человек. Это завораживало, удивляло, восхищало и заставляло меня больше мобилизоваться, чтобы отработать свою роль. - А вас не смущало, что это сериал? Считается, что их в России смотрят только домохозяйки. - Сериал сериалу рознь. А потом, если бы вы знали, как серьёзно и дотошно снимаются российские сериалы. Какое внимание режиссёр уделяет деталям. Приведу простой пример. Ключевая сцена - главные герои встречаются в ресторане, где я веду ретро-вечеринку. Они садятся за столик рядом с горящим камином: красивая аллегория – там пылает огонь, тут пылают страсти. Но весь ужас в том, что по законам кино не должно быть брака по звуку, и в итоге отключили вытяжку, закрыли все окна, а камин-то горит, и пара, которая сидела рядом, угорела. В перерывах между съемками они выбегали на улицу подышать воздухом. Всегда начеку была реквизитор фильма – она следила, чтобы у всех в бокалах было налито так называемое шампанское, а на самом деле - лимонад. Но если перед вами поставят два бокала, вы никогда не догадаетесь, где одно, а где другое. Всё очень достоверно. - Съёмки длились долго? - Мою сцену, которая длится около двух с половиной минут, снимали полдня с нескольких камер. А вот в другом сериале «Можно мне тебя обнять?», где я играл судью, снимали одной камерой. И там было ровно 18 дублей, каждый где-то по пять минут. То есть я должен был 18 раз говорить одно и то же. В итоге уже на восьмом дубле я «поплыл». Правда, потом смог взять себя в руки и отработать роль. В конце ко мне подошёл режиссер Станислав Назиров и похвалил за хорошую работу. Но тот дубль запомнил. Я был поражён, а вы говорите - сериалы! «Съёмки – это маленький отпуск» - Как вы находите новые роли в кино? - У меня уже есть свой агент. Она подбирает то, что мне, по её мнению, подходит, высылает предложение, если оно меня устраивает, записываю автопробы, иногда на обычный телефон, и отправляю их кастинг-директору, продюсеру или режиссёру. Я серьёзно подхожу к каждой роли несмотря на то, что они эпизодические. Например, прежде, чем сыграть судью, я консультироваться с людьми, которые до этого работали в суде: как зачитывается приговор, с какой интонацией. Мне это очень помогло. - А что главное для актёра-эпизодника? - Безупречно знать текст. Не выучить текст – такое прощается только мегазвезде. Для эпизодника это недопустимо - тебя больше не позовут. Много слов у меня было в третьем фильме «Клуб обманутых жен», где я играл лектора женских тренингов, на один из которых, по сюжету, попадают главные героини - Оля (Любава Грешнова), Иза (Светлана Колпакова) и Даша (Елена Вожакина). Как актёр я развиваюсь от роли к роли, расту профессионально. И уже становлюсь мастером эпизода российского кино (смеётся – Ред.). На самом деле, мне есть чем гордиться, и мне не стыдно за те фильмы, в которых я играл. - Можно хорошо заработать, снимаясь в эпизодах? - Я знаю актёров, которые состоят в нескольких агентствах, у них съёмки практически каждый день. И они вполне прилично на этом зарабатывают. Съёмки в массовке в среднем стоят от полутора до трех тысяч рублей в день. Эпизодические роли дороже – где-то от восьсм до 15 тысяч рублей. Плюс на съёмках неплохо кормят. Но лично я не готов посвятить этому всю жизнь. Мне почему-то сразу вспоминается диалог героев Иннокентия Смоктуновского и Ирины Муравьёвой из фильма «Москва слезам не верит»: «Я начинающий актёр. – Поздновато начинаете». Для меня кино – это определенная смена декораций, как для других отпуск. На съёмках я заряжаюсь, вдохновляюсь и просто кайфую, проживая чью-то маленькую жизнь. Хотя не обходится без курьёзов. Как-то я отыграл роль, выхожу из кадра, ко мне подходит женщина и говорит: «Замечательно сыграли, давайте вы во вторник сыграете купца в «Екатерине Великой». Я отвечаю: «Не могу, у меня банк», а она продолжает настаивать: «В банк вы попадете в среду, в четверг, а во вторник сыграете купца». Тогда я говорю: «Вы меня не поняли, я работаю в банке». Изумлению на ее лице не было предела (смеётся – Ред.). «Кино нужны новые лица» - Какие бы советы вы дали начинающим актёрам, мечтающим попасть в большое кино? - Первое, с чего стоит начинать, - формировать копилку актёра. Наблюдайте за людьми на улице, в магазинах, поликлиниках. Попробуйте представить, кем бы они могли быть. Пробуйте себя в театральных постановках – одним словом, нарабатывайте багаж, как это делал я. Я много играл в театрах, будучи студентом педагогического института, и сейчас в свободное от работы время продолжаю участвовать в спектаклях. Мне всегда это было интересно. - А почему не попробовали поступить в театральное? - На определенном этапе у меня возникло такое желание – можно было сделать программу, выучить басню, стихи и поехать в Москву, но сестра мне сказала: «Толь, ну согласись, что у тебя нет такой харизмы, как у Андрея Миронова, и ты хочешь быть спившимся провинциальным актёром? Не надо». И я не стал. Да, наверное, что-то во мне есть, но я слишком специфичен. А вообще если у вас есть театральный опыт, пусть даже на любительском уровне, уже можно заявить о себе в актёрское агентство. Если вы создадите хорошее портфолио, сделаете достойную презентацию, вас вполне могут заметить. Кино нужны новые лица. Что посмотреть с детьми? - Прошлым летом вы снялись в художественном фильме «Экспонат». О чём он? - Это кино для семейного просмотра. Оно очень доброе. Как сказала режиссёр фильма Алёна Олейник, за ориентир она брала для себя «Бронзовую птицу». Ей хотелось, чтобы это было приключенческое кино с необычным поворотом сюжета, интересными героями. И я думаю, всё получилось. По сюжету пропадает папа главного героя - его играет Евгений Эйдлин, сын Ирины Муравьевой, музейный работник, и сын отправляется на его поиски в компании своего заклятого школьного врага. Я играю эпизодическую роль - директора школы, в которой учатся ребята. На мой взгляд, фильм получился отличный. Премьера состоялась в декабре в Новосибирске, на родине главного продюсера Бориса Мамлина. Те, кто был на ней, в один голос сказали: вот этого нам не хватало! - Сейчас действительно мало снимают детского, семейного кино. Как думаете, почему? - Потому что людям нужен экшн, им не интересно, как кто-то родил пятерых детей, вот если кого-то убили – другое дело. К сожалению, именно такие фильмы пользуются сегодня спросом. Как сказал владелец одной телекомпании, нам надо то, что хорошо продаётся. Но сейчас государство понимает, что детское, семейное кино нужно всем без исключения. Поэтому фонд кино и поддержал этот сценарий. В современном обществе мир детей и мир взрослых существует параллельно. Родители заняты зарабатыванием денег, построением карьеры, своими личными делами, а дети предоставлены сами себе. Этот фильм как раз и показывают точки притяжения взрослых и детей. - Какие роли вам хотелось бы ещё сыграть? - Я реалист и понимаю, что на главную роль меня вряд ли позовут, учитывая, какая сейчас конкуренция в актёрской среде. И потом есть такое понятие как типаж. Я не смогу сыграть, допустим, жителя блокадного Ленинграда, даже если очень захочу. А так мне интересны все предложения. Я всегда с удовольствием читаю сценарии. Мне хочется играть в добрых, позитивных фильмах. Как говорила Фаина Раневская: «Сняться в плохом кино – всё равно что плюнуть в вечность». Вряд ли я когда-нибудь будут играть в боевиках или бандитских сериалах. Мне поступило предложение сняться в коммерческом ролике. Но я тоже отказался. Я считаю, если это не несёт нравственную нагрузку, лучше я не буду в этом участвовать. Открою вам небольшой секрет – сейчас я пробую писать сценарий. Надеюсь, получится что-то интересное.