«Картина очень многослойная». В российский прокат выходит «Офицер и шпион» Романа Полански

Исторический триллер о суде над Альфредом Дрейфусом высоко оценили критики и жюри Венецианского кинофестиваля. Несколько премьерных показов «Офицера и шпиона» по всему миру было сорвано. По-французски фильм называется J`accuse — «Я обвиняю». Все начинается с вынесения приговора Альфреду Дрейфусу — офицеру французской армии еврейского происхождения, несправедливо обвиненному в шпионаже. Это история, которую многие знают из университетской или даже школьной программы. Дело Дрейфуса — одно из важнейших в истории, оно предвосхитило Холокост и события Второй мировой войны, во многом повлияло на возникновение сионизма. Полански экранизировал книгу Роберта Харриса. Но Дрейфус тут персонаж скорее второстепенный, в центре картины — полковник Мари-Жорж Пикар, бывший учитель Дрейфуса. Его играет Жан Дюжарден. Создается впечатление, что именно со следователем себя ассоциирует сам Полански, вокруг которого все еще бушует волна Me Too. Режиссер, обвиняемый в сексуальной связи с 13-летней девочкой больше 40 лет назад, не приехал на Венецианский фестиваль, где его картина взяла Гран-при. Но председатель жюри киносмотра, аргентинский режиссер Лукреция Мартель, тогда заявила, что не отделяет человека от искусства, и не пришла на торжественный ужин в честь фильма Полански. «Офицер и шпион» — попытка 86-летнего режиссера высказаться в собственную защиту, и, вообще, фильм, необходимый в эпоху постправды, говорит кинокритик Елена Смолина. Елена Смолина кинокритик «Когда Полански сегодня снимает такую картину, он, безусловно, пытается сделать высказывание о существовании истины, о поиске истины в эпоху, когда представления об истине размыты. Это все-таки не документальная картина, а художественная. Она говорит о том, что Полански сейчас находится в такой профессиональной форме, что на самом деле удивительно для режиссера его возраста, форма, в которой очень мало кто из режиссеров сегодня способен работать. Я бы назвала ее кристально прозрачной в смысле своего посыла, структуры. Картина классическая по форме, очень многослойная. Там есть о чем подумать. С точки зрения профессии есть некоторые сцены, которые можно использовать как мастер-класс в режиссуре. Например, сцена дуэли — ее просто можно отдельно показывать в киношколах». На экране — прямо-таки золотой фонд французского кино и театра. Любовницу Пикара сыграла жена режиссера Эммануэль Сенье. Андре Маркон исполнил роль Эмиля Золя, который фигурировал в истории Дрейфуса — он написал знаменитое открытое письмо «Я обвиняю». Оператор — Павел Эдельман, с которым Полански сотрудничал, например, в своем легендарном «Пианисте». Работа со светом просто филигранная. По сравнению, например, с ранними хоррорами Полански получился куда более спокойный фильм, костюмная драма, которую надо посмотреть всем, кто интересуется европейским кино и вообще французской культурой, считает редактор «Искусства кино» Егор Беликов. Егор Беликов редактор «Искусства кино» «Месседж, безусловно, банальный, но, с другой стороны, история Дрейфуса в Европе является одним из самых важных кейсов в истории юриспруденции вообще. Важная вещь, особенно, я думаю, сегодня для Полански. Собственно, Полански, очевидно, идентифицирует себя с Дрейфусом в данной ситуации как с человеком невиновным. Для него этот фильм, может быть, не лучший в карьере, но лучший точно за годы, притом что Полански один из самых любопытных режиссеров Европы и продолжает им оставаться, несмотря на несколько последовательных провалов в последние годы. Хотя были и любопытные фильмы, например «Венера в мехах» или «Резня». Даже на их фоне «Офицер и шпион» выглядит более чем презентабельно». «Офицер и шпион» не номинирован на «Оскар», зато он лидирует по номинациям на главную французскую премию «Сезар». Картина там представлена сразу в 12 категориях. Одним из продюсеров «Офицера и шпиона», кстати, выступил Роман Абрамович.

«Картина очень многослойная». В российский прокат выходит «Офицер и шпион» Романа Полански
© BFM.RU