Почему «Ивана Васильевича…» хотели закрыть еще во время съемок

Советская фантастическая комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» стала достаточно смелым проектом известного режиссера. Особенно, если учитывать, что в своих картинах комедиограф зачастую не может обойтись без различных шуток политической окраски. «Рамблер» рассказывает, почему картину в ходе съемок закрывали дважды.

"Иван Васильевич...", которого могло не быть...
© Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

Руководство Госкино оказалось недовольно тем, что Гайдай собирается снимать комедию про Ивана Грозного, якобы собираясь насмехаться над русским царем, выставляя его полным идиотом. В Комитете по кинематографии, вопреки попыткам режиссера оправдаться тем, что действие в первую очередь, происходит с управдомом Буншей под видом монарха, не приняли аргумента Гайдая. В итоге с производством фильма возникла заминка.

Когда кинолента была закончена, «Иван Васильевич…» прошел через множество инстанций, которые буквально резали по живому, убирая из сюжета ту или иную удачную шутку. Например, ближе к концу картины милиция спрашивает у Иоанна Васильевича «Где живете Адрес, я спрашиваю?». Тот отвечает: «Москва. Кремль». Изначально режиссеру удалось отстоять такую шутку, однако в финальном варианте картины ее пришлось изменить. Цензура опиралась на аргумент в виде святости подобных слов для каждого человека, что исключало возможность юмора в данном случае. Так, исчез «Кремль», а появились «палаты». Подобная судьба постигла и реплику Жоржа Милославского во время царского банкета. Оригинальный ответ вора-рецидивиста на вопрос о том, кто будет оплачивать пиршество, звучит следующим образом: «Народ, батюшка, народ».