Юрий Кара: «Настасью Филипповну у меня должна была играть Шэрон Стоун»
Но после блестящего старта начались испытания. Крупный международный проект «Идиот» так и не был начат. А фильм «Мастер и Маргарита», снятый с неимоверным трудом и вопреки множеству препятствий, в том числе и мистического плана, 17 лет пролежал на полке… Несмотря на это, знаменитый режиссер, в конце прошлого года отметивший 65-летие, оптимизма и силы духа нисколько не утратил. Он собирается снимать новую картину о великом подвиге русских моряков... «ХОТЕЛ БЫТЬ КАПИТАНОМ ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ» - Юрий Викторович, признайтесь, на сколько лет вы себя ощущаете? - Конечно, если не заглядывать в зеркало, то я чувствую себя тем же 27-летним парнем, который пришел во ВГИК, который любил кино и мечтал увидеть когда-нибудь в титрах строчку «постановка Юрия Кары». Конечно, и сейчас не хотелось бы ни на чем останавливаться. Я учился у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. А у Сергея Аполлинариевича был такой жизненный принцип: ни за что не хочу прозябать последние годы жизни где-нибудь в больнице, хочу быть всегда на бегу, в работе. Когда-нибудь прекратится и мой творческий путь, но хотелось бы, чтобы до конца это было в работе, в творчестве… - Молодым людям, которые не видели еще ваших фильмов, какой посоветуете посмотреть в первую очередь, чтобы могли лучше узнать вас как режиссера? - Вы знаете, я, может быть, несколько странный режиссер: считаю, что если человек зацикливается на чем-то одном, например на детективах, мелодрамах, то он становится ремесленником, повторяет сам себя. Я стараюсь в каждом фильме найти что-то уникальное, создать что-то новое и для меня, и для зрителя. Стараюсь понимать, что интересно мне, и надеюсь, что это будет интересно и зрителю. Все мои фильмы разные, и у каждого своя история. Например, с кинолентой «Завтра была война» я объездил 48 стран мира. В детстве я мечтал стать капитаном дальнего плавания и, когда меня не взяли в мореходку из-за зрения, просто рыдал! Но с этим фильмом я объездил гораздо больше стран, чем многие капитаны. Интерес во всем мире к нему потрясал. С другой стороны, кинолента «Воры в законе» очень понравилась сотрудникам ГАИ: если меня останавливали и узнавали, то всегда отпускали... «Я, НАВЕРНОЕ, САМЫЙ НЕРЕАЛИЗОВАННЫЙ РЕЖИССЕР» - Над чем вы сейчас работаете, над какой картиной? - Уже несколько лет я работаю над историей, наверное, одного из самых главных подвигов нашего флота. Это 1829 год, бой брига «Меркурий» с двумя огромными турецкими линкорами. В те времена еще не было авиаразведки, можно было только подплыть и посмотреть. И вот три маленьких кораблика отправились на разведку и наткнулись на турецкую эскадру из 14 военных кораблей. Развернулись, чтобы уйти в Севастополь и рассказать об этом, но два оказались быстроходными, а один отстал. Вместо того чтобы сдаться, русские моряки решили сражаться до конца. И они настолько умело воевали, что смогли уйти в Севастополь!.. На данный момент дорабатывается сценарий, ищем спонсоров и финансирование... - А сколько всего фильмов на вашем счету? - Я, наверное, самый нереализованный режиссер. Фильмов у меня снято всего десять, а сценариев готовых, которые написаны, лежит еще 20. Многое не сложилось. Хотел снимать «Остров Крым» по Василию Аксенову, но он продал права американцам, и фильма не случилось. Написал сценарий «Пикник на обочине», ездил за правами к Аркадию Стругацкому. Поднялся на 26-й этаж, где он жил, и решил поумничать, сказав, как вы высоко живете - близко к Богу, на что он мне ответил: «Мальчик мой, как бы ты высоко ни поднимался, близко к Богу ты не будешь, он у нас внутри». Как вы понимаете, тоже не сложилось... Собирался снимать «Идиота», на роль Настасьи Филипповны была уже утверждена Шэрон Стоун, а Настасья Кински просила отдать этого персонажа ей, так как папа назвал ее в честь этой героини. Но и тут у нас случились проблемы, съемки не состоялись… К сожалению, как видите, тяжело у меня идет с реализацией… МИСТИКА «МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ» - А какие подводные камни обнаружились, когда вы снимали «Мастера и Маргариту», ведь фильм пролежал на полке 17 лет? - Тема болезненная для меня. Потому что действительно делаешь для того, чтобы люди это видели, и, когда так долго фильм не выходит на экраны, сильно переживаешь. Когда я начинал работу, мне было 35 лет - такой молодой нахальный человек. Ко мне подошла Паола Дмитриевна Волкова, наш преподаватель по истории искусств, спросила: «А ты не боишься?» Я дерзко ответил: «Нет!» - потому что не подозревал, что меня ждет впереди. Так получилось, что с романом я познакомился в 14 лет. Мне дали на одну ночь перепечатанный вариант, и я сразу все прочел. Мало что понял тогда, но был под впечатлением и потом перечитывал каждую весну... Во время съемок было множество всяких событий драматических. А когда фильм все не выходил, я уже думал: ведь Михаил Булгаков так и не увидел своего романа - он умер в 1940 году, а напечатали только в 1966-м. Наверное, решил тогда я, и мой фильм выйдет через 26 лет. Ошибся - получилось через 17. - На съемках «Мастера и Маргариты», наверное, не обошлось без мистики? - Да, всякое было. Например, мы собрались снимать Иерусалим в Судаке. Построили помост, пригнали пять тысяч массовки, одели в костюмы, на площадке - верблюды, ослики... И вдруг случается масса вещей, которые мешают нам начать работу. Оператор говорит, что он не готов снимать, не привезли пленку. Выпал снег в октябре, чего в этих краях никогда не было. И исполнителю главной роли Николаю Бурляеву отказывает в благословении церковь. Но я все равно хочу снимать - я настойчивый! Мчусь в Москву за новым оператором, сажусь там в машину - и по дороге она просто рассыпается, происходит это прямо напротив «нехорошей квартиры» Михаила Булгакова. И тут я наконец-то понимаю: «Какой тебе еще нужен сигнал, чтобы не снимать в Судаке? Надо снимать там, где основаны три религии!» Я потом, кстати, говорил с космонавтами, и они мне рассказывали, что, когда все небо в облаках, в этом месте всегда ясно… Прихожу и говорю продюсерам: надо ехать в Израиль, снимать там. Они сразу отказались, потому что это большие финансовые вложения. Я тоже тогда отказался работать. Они стали искать другого режиссера, выбрали Эльдара Рязанова, но, на мое счастье, он в этот момент уехал в большое морское путешествие на каком-то лайнере. И мы поехали в Израиль и там сняли все, что планировали... Кроме того, мы пригласили на съемки батюшку, который освятил место съемки, технику, нас. И на этом вся мистика закончилась… ПО ДОРОГЕ В ГОЛЛИВУД - «Мастер и Маргарита» - это же не единственный ваш фильм, который лежал на полке? - Фильм «Завтра была война» тоже тяжело выходил, потому что рассказывать о сталинских репрессиях было не то что запрещено, но не разрешалось. До меня эту же тему пробовал поднять Владимир Грамматиков, но ему высокое киноначальство сказало: «Володя, ну ты же интеллигентный человек! Зачем тебе это надо?!» А когда я только приступил к съемкам, то обратился к Сергею Аполлинариевичу Герасимову с вопросом: «Как бы снять так, чтобы это вышло на экраны?» Он ответил жестко: «Снимай честно!» Когда фильм был готов, я его показывал в Госкино. Тогда главный редактор Армен Медведев пригласил 12 человек - как 12 апостолов - для просмотра и вынесения решения. Каждый из них встал и нашел по одной причине, почему эта кинолента не должна выходить. На что Армен Николаевич ответил: «А я считаю, что может выйти!» И фильм пролежал на полке всего лишь год... - А было ли у вас желание поработать в Голливуде? - Было. С фильмом «Завтра была война» я попал в Токио и там познакомился с Оливером Стоуном. Предложил ему снять фильм об Афганистане с разных позиций: одну часть снимаю я и показываю со своей точки зрения, а вторую - он и делает то же самое. События одни и те же, но взгляд разный. Он выслушал меня и сказал: «Нет, боюсь, у нас это не разрешат!» Я был удивлен. Потом случилась эта история с «Идиотом», но тоже не вышло… Может быть, пословица «где родился - там и пригодился» про меня?.. Валерия Хващевская. Фото В. Тараканова.