В Лос-Анджелесе прошла 92-я церемония вручения премии «Оскар» (прямую трансляцию в России можно было посмотреть в онлайн-кинотеатре Okko, где весь февраль также будет доступна запись шоу). Раздача самых престижных наград в мире кино почти никогда не обходится без неожиданностей, парадоксов, противоречий и поводов как для радости, так и для недоумения. «Лента.ру» рассказывает о самых главных из них. Кореец Пон Джун-хо, режиссер, не нуждающийся в представлениях для тех, кто давно следит за азиатским кино (в более справедливом мире он бы уже давно был лауреатом «Оскара» за такие фильмы, как «Мать» и «Воспоминания об убийстве»), вошел в историю так, как прежде не удавалось никому из кинематографистов, работающих за пределами США или Великобритании. Его трагикомедия «Паразиты», которая заклинает чудовищное классовое расслоение современного мира с помощью истории о том, как одна нищая семья обманом втерлась в доверие другому, богатому семейству, стала первым за 92 года существования «Оскара» неанглоязычным фильмом, удостоившимся статуэтки за лучшую ленту года — а также победила в номинациях «Лучший иностранный фильм», «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучший режиссер». Так как Пон не только снял «Паразитов», но и вместе с Хан Джин-воном написал их сценарий, а также выступил одним из продюсеров картины, то лично он забрал домой сразу четыре «Оскара» за один вечер — прежде такое удавалось только Уолту Диснею в 1953-м. Пока корейский режиссер, по его собственным словам, будет напиваться на протяжении суток (надеемся, в Лос-Анджелесе найдется достаточно соджу), напомним, что HBO уже ведет работу над англоязычным сериалом на основе «Паразитов» — а также отметим, что победа Пона и его фильма, кроме признания его собственных заслуг, может считаться запоздалым раскаянием «Оскара» за те 92 года, что Академия не уделяла иностранным картинам должного внимания. Рецензию «Ленты.ру» на фильм «Паразиты» можно прочитать здесь, а интервью с Пон Джун-хо — здесь Несмотря на то, что был на этой оскаровской церемонии и фильм, который остался без единой статуэтки, несмотря сразу на десять номинаций (это «Ирландец» Мартина Скорсезе), пожалуй, самым большим неудачником вечера можно считать «1917» Сэма Мендеса — как минимум по той причине, что в отличие от «Ирландца», эта демонстративно техничная картина, которой отлично подходит не очень комплиментарное определение «красивый фильм о войне», весь сезон ходила в фаворитах «Оскара» по мнению как экспертов, так и букмекеров. Тем не менее ей удалось победить лишь в трех номинациях из десяти — Академия предпочла отметить исключительно технические составляющие «1917», наградив оператора Роджера Дикинса, а также специалистов, работавших над звукорежиссурой и над визуальными эффектами картины. Учитывая, что Мендес в своей драме об одном очень насыщенном дне Первой мировой пусть и лезет из кожи вон, чтобы удержать внимание зрителя — среди прочего, даже создавая эффект одного непрерывного (на самом деле нет) кадра — но в конечном счете своей виртуозностью только подтверждает старый тезис Франсуа Трюффо о том, что подлинно антивоенного кино не бывает, это поражение можно считать вполне заслуженным. Что до «Ирландца», то абсолютный ноль наград этой одновременно эпической и интимной анти-гангстерской саги при ее десяти номинациях кажется самым абсурдным решением членов Американской киноакадемии в этом году. Раньше участие и победы режиссеров уровня Мартина Скорсезе в оскаровской гонке нередко (и порой метко) любили объяснять награждением скорее за выслугу лет, чем за конкретный фильм — так свой единственный за карьеру «Оскар» Скорсезе получил за один из самых слабых своих фильмов «Отступники». Теперь же можно говорить о том, что послужной список Скорсезе настолько велик, что академики награждать его уже более-менее считают лишним — по умолчанию записывая в классики такого масштаба, что по сравнению с другими номинантами ему правильнее было бы быть вне конкурса. Этот подход понятен — и Скорсезе на оскаровской церемонии устроили стоячую овацию, когда со сцены его поблагодарил Пон Джун-хо — но не то, чтобы справедлив: хотя бы по той причине, что именно в лице «Ирландца» живой классик снял фильм, не только не похожий на свои предыдущие работы, но и прямо по киноязыку им противоположный. Уже только это говорит о том, что покрывать его творчество слоем бронзы рано — Скорсезе не устает осмыслять свое кино заново, в отличие от многих куда более молодых коллег. Прочитать рецензию «Ленты.ру» на фильм «Ирландец» можно здесь Отдельное оскаровское удовольствие — отмечать, кому из голливудских звезд и лауреатов удается публичная риторика в торжественной речи, а чьи попытки высказаться оборачиваются конфузом. Что до последних, то (довольно предсказуемо) отличился победитель в номинации «Лучший актер» Хоакин Феникс, который после нескольких слов о таких бедах современности, как расизм, сексизм и экологический кризис, вдруг вывернул на пространный и полный натуралистичных деталей монолог о трагической доле молочных пород коров. Восстание веганов, голливудская версия. А вот, пожалуй, лучшую речь вечера произнес Брэд Питт, выигравший «Оскар» как лучший актер в роли второго плана. Он не только ввернул в свое выступление политику, но и сделал это остроумно («На то, чтобы высказаться, у меня есть 45 секунд — это на 45 секунд больше, чем у Джона Болтона во время слушаний по импичменту Дональда Трампа»), а также успел трогательно поблагодарить своего партнера по «Однажды... в Голливуде» Леонардо Ди Каприо, еще более душевно сказать спасибо собственным детям и вспомнить, как сам, будучи карапузом, рос на классических голливудских фильмах. А еще Питт показал киноиндустрии и всему миру язык. После нескольких лет драматических реакций на падающие телерейтинги церемонии — от мертворожденной затеи вручать «Оскар» в номинации «Лучший популярный фильм» до осознанного решения второй год подряд оставить шоу без ведущего-конферансье — Американская киноакадемия поразительным образом предпочла в 2020-м, как в старые добрые времена, забить на хронометраж вечера: вручение затянулось на три с половиной часа. Виной тому в первую очередь так горячо любимые Академией и почему-то в этот раз до неприличия многочисленные тематические монтажные нарезки — одна из которых, посвященная песням, которые делают некоторые фильмы культовыми, оказалась и вовсе парадоксальным предлогом для самого странного момента всего вечера. После того, как на экране промелькнули кадры из «8 мили», на сцену вдруг вышел, чтобы исполнить Lose Yourself, рэпер Эминем — и хотя наблюдать за тем, как отчаянно качают головами под бит голливудские селебрити, было по-своему весело, следует, наверное, признать, что испытание временем некогда получившая «Оскар» песня (Эминем тогда, к слову, на награждение не явился) прошла не вполне: эминемовский исповедально-духоподъемный рэп звучал артефактом из другой эпохи, обладающим, кажется, лишь ностальгической ценностью и уж точно никак не увязывающимся ни со всем остальным содержанием оскаровской церемонии, ни тем более с духом времени. Уж лучше было позвать других лауреатов «Оскара» от рэпа, мемфисских классиков Three 6 Mafia — во-первых, их влияние на современную музыку, в отличие от Эминема, остается неоценимым, а во-вторых их оскаровский трек Hard Out Here for a Pimp нисколько не состарился. С идеей проводить церемонию без главного ведущего стоит, наверное, заканчивать — да, порой оскаровский конферанс оборачивался комической катастрофой (как в случаях, когда ведущими выступали Дэвид Леттерман или Джеймс Франко), но чаще присутствие управляющего настроением шоу МС позволяло зрелищу быть более-менее цельным и стилистически выдержанным. Постановка же 92-го вручения «Оскаров» пыталась свести вместе такие не сочетаемые элементы, как мини-концерт с переодеваниями и подтанцовкой от Жанель Монэ, опоздавший на полтора десятилетия бенефис Эминема, и, например, пародию на фильм «Кошки» от актеров, снимавшихся в фильме «Кошки». Учитывая путаницу с представлением номинантов и наград (чтобы представить тех звезд, кто открывал заветные конверты, на сцену выходили другие звезды — и в этом не было никакой логики), чтобы разрулить весь этот хаос, ведущий бы не помешал. В его отсутствие церемония вручения «Оскаров» несколько напоминала беспорядочностью своей режиссуры какой-нибудь «Голубой огонек» или капустник в очень богатом и звездном театре.