Ровно 40 лет назад, 11 февраля 1980 года, впервые был показан по телевидению легендарный советский фильм «Москва слезам не верит». Премьера состоялась чуть раньше, в конце 1979 года в московском кинотеатре «Звездный». За первый год проката картину увидело рекордное число зрителей: целых 90 миллионов. Она стала второй по результатам годового проката среди всех советских фильмов (обогнал ее только супербоевик «Пираты XX века»). Да и сейчас «Москва слезам не верит» входит в число самых любимых фильмов за всю историю советского кинематографа. Кинолента давно уже разошлась на цитаты, которые стали своего рода национальным опознавательным кодом.
В 1980 году фильм горячо приняли не только в нашей стране. Несмотря на разгар холодной войны, его включили в свою программу зарубежные кинофестивали, а годом позже Американская киноакадемия наградила картину «Оскаром», посчитав ее лучшей лентой года, снятой на иностранном языке. Ее купили иностранные прокатчики более чем в ста странах мира.
В честь юбилея любимой киноленты «МИР 24» рассказывает, как она снималась и как выглядела до встречи с советской киноцензурой.
В чем секрет успеха фильма
Многие до сих пор ломают голову над тем, почему «выстрелил» фильм «Москва слезам не верит». Ведь его успех был огромным. Критики часто высказывают мнение, что все дело в сказке: той самой, к которой так тянется душа каждого человека с самого детства. Ведь именно по классическим канонам сказки строится повествование в фильме «Москве слезам не верит».
Главные героини, приехавшие из глубинки покорять Москву, выбирают себе жизненную дорогу. Антонина – прямую и понятную, хоть и скучноватую. Людмила – кривую и обманную, с интригами, взлетами и падениями. Катерина – трудную и полную преодолений. (Прямо пойдешь – счастье найдешь, направо – коня потеряешь, налево – сам погибнешь, помните?). По мнению советских кинокритиков, успех фильма заключается в том, что он отсылает нас в прекрасный и таинственный мир сказки, где добро побеждает зло, и все получают то, что заслуживают.
Но зрители, которые смотрели картину несколько раз, с удивлением говорят, что фильм нравится каждый раз по разным причинам. То самым важным оказывается чувство юмора, то романтическая линия, то виртуозно воспроизведенная атмосфера эпохи. К тому же фильм предлагает целый ряд возможных интерпретаций.
А еще судьба героев фильма в чем-то близка создателям фильма, в том числе режиссеру фильма Владимиру Меньшову и его жене, исполнительнице главной роли – Вере Алентовой. Оба они приехали покорять Москву из глубинки. Она – из Барнаула, он – из Астрахани. До института оба успели попробовать себя на самых тяжелых работах.
Выпускница школы Вера Алентова (в то время она еще носила другую фамилию) год проработала чернорабочей на местном меланжевом комбинате. И только потом уехала в Москву поступать в Школу-студию МХАТа. Владимир Меньшов до института кем только не работал. Он был учеником токаря на заводе, работал на шахте в Воркуте, матросом на водолазном катере в Баку, а потом актером вспомогательного состава Астраханского театра имени Кирова.
Когда Меньшов и Алентова уже окончили Школу-студию МХАТа и поженились, им не удалось получить даже общую комнату, и каждый жил в своем общежитии. С деньгами было настолько туго, что этот период запомнился им надолго. Когда у пары родилась дочь Юлия, Владимир Меньшов даже пошел работать в ночную смену в булочную, чтобы прокормить семью. Так что создатели фильма снимали кино отчасти и о том, что они сами пережили и что было понятно и знакомо огромному количеству советских людей.
А вот в Голливуде фильм оценили совсем по другой причине. Там увидели в главной героине воплощение американской мечты – self made woman – женщину, которая сама смогла подняться из самых низов, сделать карьеру и добиться успеха в жизни. Представительницы самых разных стран и народов умудрялись отождествлять себя с героинями этой киноленты.
Вера Алентова рассказывала: «Даже в Африке ко мне подходили женщины с кольцом в носу и говорили, что это абсолютно их судьба».
Неинтересный сценарий
Тем не менее у этого фильма трудная судьба. Он мог вовсе не появиться на свет. Началось все с того, что сценарий для него был написан всего за несколько дней: специально для конкурса сценариев о Москве. Его автор, сценарист Валентин Черных, работавший тогда режиссером телевизионной программы «Время», наскоро сделал этот сценарий из своей повести «Дважды солгавшая», которую он задумал, да так и не дописал. Сценарий занял на конкурсе 3-е место и был куплен «Мосфильмом». Снять фильм по нему предложили начинающему режиссеру Владимиру Меньшову, который успел выпустить до того всего один фильм «Розыгрыш».
Меньшову сценарий не понравился, и поначалу он хотел отказаться от съемок фильма. История показалась режиссеру слишком провинциальной и сентиментальной. Однако, как признавался потом Меньшов, он все время возвращался мыслями к этому сценарию. К тому же, его зацепила сцена, в которой Катерина засыпает в слезах, заводя будильник, а просыпается уже через 20 лет, совершенно другой, успешной женщиной. Сейчас такой кинематографический прием уже стал азбучным, а тогда в нем была свежесть и новизна.
В результате всех этих терзаний Меньшов сам взялся дорабатывать сценарий и так увлекся, что решил: фильму быть.
Фильм мог бы навсегда остаться на полках «Мосфильма»
Впрочем, обвинения в слезливой сентиментальности преследовали фильм все время. Многие знаменитые актеры отказывались сниматься в нем, считая сценарий безвкусным. А худсовет не хотел выпускать готовый фильм на большой экран, сочтя некоторые сцены слишком откровенными. О фильме чиновники отозвались как о дешевом продукте, который эксплуатирует низменные чувства зрителей. Так что лента запросто могла остаться пылиться на полках «Мосфильма» до наших дней.
Спас ситуацию лично Леонид Ильич Брежнев. Для того, чтобы показать ему фильм, пришлось сплести целую сеть интриг. Но посмотрев кино, лидер страны так горячо его хвалил, что вопрос был мгновенно решен, и фильм вышел в прокат.
Кто мог сыграть главную героиню и ее подружек
Маргарита Терехова, Анастасия Вертинская, Галина Польских – именно так могла выглядеть тройка героинь фильма, провинциальных подружек, которые приехали покорять Москву. Так представлял себе актерский состав Владимир Меньшов. Были и другие кандидатуры. Но актрисы отказывались от ролей одна за другой.
Маргарита Терехова, которую режиссер хотел снять в роли Кати Тихомировой, с возмущением отвергла неперспективный, с ее точки зрения, сценарий. В этот момент она как раз получила роль Миледи в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». Кроме нее худсовет предлагал на эту роль Ирину Купченко и Валентину Теличкину. Но и эти актрисы, прочитав сценарий, отказались сниматься.
Отчаявшийся режиссер решил попробовать снять свою жену. Он подошел к ее кандидатуре максимально строго: чтобы его не заподозрили в «кумовстве», отправил Веру Алентову на пробы. Худсовет безоговорочно утвердил актрису на роль. Но Меньшов и потом во время съемок предъявлял к жене более высокие требования, чем к другим актрисам.
На роль эффектной и неунывающей Людмилы руководство Мосфильма рекомендовало Меньшову попробовать Анастасию Вертинскую, Жанну Болотову и Валентину Титову. Но все они отказались. Ирину Муравьеву Меньшов увидел в одном из телеспектаклей. Актриса ему очень понравилась, и он без колебаний предложил ей сыграть роль экстравагантной Людмилы.
Муравьева сразу же согласилась и играла с полной самоотдачей. Но значительная часть отснятого материала с ее участием была вырезана из фильма, и в результате остались именно те сцены, в которых она категорически себе не нравилась. Утонченная и интеллигентная Муравьева чуть не плакала, посмотрев итоговый вариант фильма. Она говорила, что ее экранная героиня воплощает все то, что сама актриса ненавидит в людях. «Когда я увидела картину впервые, буквально разрыдалась от стыда. Думала: как же меня угораздило сыграть такую расчетливую и беспринципную стерву?!» – рассказывала много позже Ирина Муравьева. Только спустя время, когда множество зрителей и коллег стали подходить к ней со словами благодарности и восхищения, она решилась посмотреть картину во второй раз и немного утешилась.
На роль скромняги Тоси худсовет рассматривал актрис Галину Польских, Наталью Андрейченко и Нину Русланову. Но утвердили Раису Рязанову, которую позвал на пробы Меньшов. В результате сразу две актрисы смертельно обиделись на режиссера. Польских возмутилась, как он вообще мог ей такое предложить, а Русланова, наоборот, огорчилась, что ее не взяли.
Гоша, он же Гога, он же Жора
Не меньше обид и отказов было и среди актеров-мужчин. Так, предложение сыграть роль женатого любовника Катерины с возмущением отверг Вячеслав Тихонов, сказав, что эта эпизодическая роль его унижает. А вот Олег Табаков с готовностью взялся за нее, несмотря на то, что был, как и Маргарита Терехова, занят в съемках фильма про мушкетеров.
Другая роль – ловеласа Рудольфа, который совратил главную героиню и бросил ее беременную – досталась Юрию Васильеву. Он сыграл ее так подлинно, что после этой роли за актером даже закрепилась слава самоуверенного негодяя и донжуана. Хотя в жизни он был полной противоположностью своему экранному персонажу: прекрасный семьянин, добрый, верный и отзывчивый.
Актер Александр Фатюшин, сыгравший роль хоккеиста Гурина, сначала пробовался на роль Николая. Но позже признавался, что очень полюбил своего героя. Правда, актер очень жалел, что много снятого материала с его участием не вошло в окончательный вариант картины.
Актера на роль интеллигентного слесаря Гоши не находилось очень долго. На нее рассматривали кандидатуры Олега Ефремова, Вячеслава Тихонова, Виталия Соломина. Но все было не то. Промучившись с выбором актера, Владимир Меньшов собрался уже сам играть эту роль, но тут он увидел по телевизору Алексея Баталова в фильме режиссера Иосифа Хейфица «Дорогой мой человек».
Позже режиссер рассказывал, что у него «мелькнула сумасшедшая мысль: а почему бы не Баталов?». Хотя актер не подходил по возрасту: Меньшов искал ровесника своей 37-летней жены, а Алексею Баталову тогда было уже под пятьдесят. Но Вера Алентова была в восторге, ведь это был один из ее любимых актеров. Правда, поначалу и Баталов хотел от роли отказаться, но через пару дней он позвонил Меньшову и сказал, что перечитал сценарий и хочет попробовать. В результате его утвердили без проб.
«У нас секса нет», или Какие сцены были вырезаны
Владимир Меньшов очень сожалел, что худсовет запретил некоторые постельные сцены и сильно урезал другие. Так, много короче стала сцена совращения Катерины в первой серии. И почти ничего не осталось от постельной сцены главной героини и ее женатого любовника в исполнении Олега Табакова.
«Мне очень жаль, что выразительную постельную сцену по решению худсовета вырезали из картины, – признавался позже Меньшов. – Свидание Катерины с любовником мне хотелось сделать более плотским, чем сцена ее соблазнения, когда она была еще девочкой и не знала, что и как. Снимали, как Вера с Табаковым стояли друг перед другом и судорожно, быстро раздеваясь, бросались друг на друга. Она оставалась в комбинации, он в трусах. Ничего крамольного в этой сцене не было, кроме страстного поцелуя и бурного раздевания. Казалось бы, что такого? Но эта сцена вызвала бурю гнева у худсовета».
Стали короче и все другие нескромные сцены. Например, в начале второй серии, когда главная героиня принимает утренний душ, а ее очаровательная дочь в исполнении юной Натальи Вавиловой, повернувшись к зрителю спиной, пританцовывает в одних трусиках, слушая через наушники музыку.
В целом фильм стал короче на целый час. Так, из окончательной версии целиком выпала вся история счастливой семейной жизни Людмилы и хоккеиста Гурина. Мы видим, как Людмила изобретательно ищет престижного мужа, а потом – как она остается «у разбитого корыта». Но в первой версии фильма были и счастливые Гурин и Людмила: красивые, как в западном кино. Он на пике славы раздавал автографы поклонникам. А рядом – влюбленная и счастливая – улыбалась в камеры Людмила в каракулевой шубке. Но счастливых лет жизни этих героев мы так и не увидели, а жаль.
И что особенно обидно – из картины было вырезано множество удачных шуток, по одной единственной причине: они придавали шарма тем сценам, где герои выпивали. Вот что вспоминал Алексей Баталов: «В картине было очень много по-настоящему смешного, но в очередной раз шла борьба с пьянством, и выпало немало хороших реплик». Остается только догадываться, насколько хорош был бы любимый фильм, если бы его не «порезали» чиновники советской киноцензуры.