Кто получал премию «Оскар» в истории отечественного кино
Легендарный фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», премьера которого состоялась ровно 40 лет назад, 11 февраля 1980 года, был не первым «оскароносцем». Первый приз американской академии кинематографических искусств и наук был получен советскими кинематографистами в годы военного лихолетья. В 1942 году режиссёры Илья Копалин и Леонид Варламов явили миру документальный художественный фильм «Разгром немцев под Москвой». Американцы были настолько впечатлены кадрами, в которых красные кавалеристы бросались с шашками на танк… …а советские женщины денно и нощно стояли у станков, чтобы сделать максимум для фронта и для победы, что вопроса, кому дать премию «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм», ни у кого не возникло. Если говорить о художественном кино, пальма первенства здесь принадлежит картине Сергея Бондарчука «Война и мир», получившей награду в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». — Russia, War and Peace! — в 1969-м американцы, объявляя победителя, не использовали термин «Soviet Union». С кресла в самом последнем ряду в строгом белом платье, перехваченном широким поясом, поднялась и легчайшей походкой поспешила за статуэткой ошеломлённая актриса Людмила Савельева. Режиссёра на церемонии не было. Сергей Бондарчук пренебрёг поездкой в США, потому что работал над фильмом «Ватерлоо». — Хочу поблагодарить от своего имени, от имени моего режиссёра и от всех участников нашего фильма за признание нашего огромного труда, — сказала Савельева на русском. Затем добавила на английском, — Thank you very much! I love you! Сегодня представители новых поколений зрителей вряд ли вспомнят имя Людмилы Савельевой, недавно отметившей 78-й день рождения. Немудрено. Последняя кинокартина с её участием датирована 2009 годом. Однако после вручения «Оскара» именно Людмила Савельева стала «первой советской актрисой международного масштаба». Советское руководство не рискнуло запретить ей сниматься у знаменитого режиссёра Витторио де Сика в его картине «Подсолнухи» с прекрасной Софи Лорен и Марчелло Мастрояни. Но для исполнителя роли Болконского Вячеслава Тихонова «Война и мир» стала личной трагедией. Актёром был категорически недоволен режиссёр. Тихонова усердно «клевала» критика. Вячеслав Васильевич, которому уже было 40 лет, даже подумывал бросить кино, отказываясь от всех предложенных ролей на протяжении долгих 4-х лет. Но впереди был один из лучших советских фильмов о школе «Доживём до понедельника» и «Семнадцать мгновений весны» — знаменитый сериал Татьяны Лиозновой, сделавший из уже 45-летнего «Болконского» великолепного «Штирлица всех времён и народов». Помимо «Оскара» у «Войны и мира» была номинация за лучшую работу художника. Фильм по праву считается самой дорогой картиной в истории кинематографа. Если выразить его бюджет в ценах нашего времени, получится астрономическая сумма в $600 млн. На создание фильма Фёдора Бондарчука «Притяжение» потратили примерно $600 тысяч — в 1000 раз меньше. Кратность художественного уровня двух этих картин примерно соответствует. Вскоре на премию «Оскар» номинировали фильм, снятый Иваном Пырьевым по мотивам другого шедевра русской классической литературы — «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского. Однако премию получила картина греческого и французского режиссёра Константиноса Гавраса «Дзета». В 1972 году выдвигали художественный фильм «Чайковский» режиссёра Игоря Таланкина. Роль великого русского композитора сыграл великий Иннокентий Смоктуновский. Но награду в номинациях «Лучший иностранный фильм» и «Лучшая адаптация музыкального сопровождения» получить не удалось. Годом позже попробовали взять «Оскара», предложив вниманию западной аудитории пронзительную ленту о подвиге советских женщин на войне. Помните «А зори здесь тихие» режиссёра Станислава Ростоцкого по одноимённой повести Бориса Васильева? Не вышло. Долгожданную награду удастся взять лишь спустя три года, в 1976-м. Успех советскому кино принёс фильм «Дерсу Узала» по мотивам повести Владимира Арсеньева. Сложно назвать этот фильм советским «в чистом виде». Он был снят в сотрудничестве с японскими кинематографистами. Роль самого Владимира Арсеньева сыграл Юрий Соломин. Но режиссёром картины, завоевавшей «Оскар», был великий японский мастер Акиро Куросава. Не обошлось без политической подоплёки. Картина, в которой идёт речь о присоединении к землям царской России китайских территорий, вызвала настоящую истерику товарищей из КНР, обвинивших СССР в пропаганде «экспансионистской политики». По мнению некоторых исследователей на весьма смелый шаг (приглашение японского режиссёра) Сергей Герасимов пошёл по поручению партии и правительства. Советское руководство было недовольно визитом президента США Ричарда Никсона в Китай и созданием так называемого «китайско-американского альянса». И таким оригинальным образом решило «вставить шпильку». На вручении премии произошёл курьёз. Ведущие назвали режиссёром картины присутствовавшего на церемонии режиссёра Георгия Данелия («Мимино», «Кин-Дза-Дза»). Он поднялся на сцену за статуэткой и сказал: — I don’t speak English… But thank you very much! Ещё через два года, в 1979-м, сердца американских экспертов пытались покорить, показав жюри картину «Белый Бим Чёрное ухо» Станислава Ростоцкого. Историей про добросердечного советского зоозащитника, спасающего собаку из-под колёс поезда, умного пса, злую тётку-соседку и вызванный ею безжалостный отлов прониклись. Но «Оскара» не дали. А зря. Жюри в тот год «зашла» картина французских кинематографистов «Приготовьте ваши носовые платки» режиссёра Бертрана Блие, признанная «Лучшим фильмом на иностранном языке». Тот факт, что одну из главных ролей в этой киноленте сыграл будущий гражданин РФ Жерар Депардье, делает эту комедийную мелодраму «чуточку нашим кино». Третьим советским режиссёром, добывшим «Оскар» для страны, стал Владимир Меньшов. Сценарий фильма «Москва слезам не верит» Меньшову с недоумением и даже негодованием возвратила добрая половина приглашённых актёров. Многие из тех, кто снялся (например, Ирина Муравьёва) приняли участие в картине, скрепя сердце. Меньшов, желавший видеть в роли Кати Тихомировой Ирину Купченко, Маргариту Терехову или Анастасию Вертинскую, в итоге, пригласил свою жену Веру Алентову. И никогда не пожалел об этом, смачно утерев нос кинокритикам, пытавшимся называть по-настоящему славный фильм «упаднической дешёвой мелодрамой». Сам Владимир Меньшов приехать на церемонию вручения премии не смог «по техническим причинам». Доброжелатели написали на него немало анонимок, и он был «невыездным». Взошёл на сцену за «Оскаром» никому не известный советник посольства СССР, вызвав немало удивлённых возгласов в зале. Вот этот человек. Двумя годами позже, в 1983-м, на «Оскара» номинировали фильм «Частная жизнь». Картина Юлия Райзмана, рассказывающая о трагической перестройке внутреннего мира руководителя «сталинского типа», была обречена на провал. А вот у драмы Петра Тодоровского «Военно-полевой роман», где тема более «общечеловечна», шансы были очень даже неплохие. Но в 1985 году в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» получил «Оскара» швейцарский фильм «Диагональ слона». И здесь не обошлось без СССР. Картина рассказывала о шахматной схватке на чемпионате мира двух граждан Союза — одного бывшего, сбежавшего в Швейцарию и презирающего шахматную этику, другого — официально представляющего нашу страну. Роль честного советского шахматиста Акивы Либскинда сыграл француз Мишель Пикколи. Их поединок по сюжету выходил далеко за рамки игры. В 1990-м распадающуюся на фрагменты страну представляла грустная «Корова» — анимационный фильм Александра Петрова. Трогательная работа производства Свердловской киностудии рассказывала о страдании ученика 4 класса Васи Рубцова, дружившего с коровой, которую отдали на мясо. Жаль! Награды картина не получила. В 1993 году номинировали последнее в истории советское (а точнее – советско-французское кино). Фильм «Урга – территория любви» Никиты Михалкова успели снять до подписания Беловежских соглашений. Но жюри больше понравился французско-вьетнамский фильм «Индокитай», ставший в 1993-м лучшим фильмом на иностранном языке по мнению экспертов американской киноакадемии. Михалков не сдавался. Всего через пару лет «Оскара» в этой же номинации возьмёт драма «Утомлённые солнцем», где сам режиссёр сыграет роль комдива Котова, к которому на правах желающего арестовать и отправить в места не столь отдалённые заявляется бывший ухажёр его супруги Маруси — энкавэдэшник Митя Арсентьев. Что-что, а картина о советских репрессиях середины тридцатых американцами была встречена «на ура». И, судя по тому, что фильм «Утомлённые солнцем» получил Гран-при 47-го Каннского фестиваля, европейцами тоже. Получать статуэтку Михалков, названный в ходе вручения Миха̀лковым, вышел вместе с дочерью Надей, сыгравшей в этой картине главную и единственную детскую роль. Больше полнометражных художественных картин, получивших «Оскара» в истории российского кинематографа не было. Что же номинировали в последующие годы? В 1997-м Оскаровский комитет выдвинул картину Сергея Бодрова «Кавказский пленник» о судьбе российских военных, оказавшихся в плену в ходе Первой чеченской. Надо отметить, фильмы «на чеченскую тему» не побеждали ни разу. Возможно, тема с точки зрения западных экспертов является слишком скользкой и неоднозначной. В тот год победил чешский фильм «Коля» режиссёра Яна Сверака о судьбе русского мальчика. В смутные 80-е Коля оказывается в Чехословакии. Его мать в поисках лучшей жизни решилась на фиктивный брак с чехословацким виолончелистом Франтишеком Лоукой, играющим на похоронах. Чтобы ребёнок не мешал, она оставила парнишку с родственницей, тётей Тамарой, скоропостижно умирающей от инфаркта. Конечная точка маршрута распутной русской бабёнки, роль которой, к слову, сыграла Ирина Безрукова — вовсе не социалистическая Прага, а страны «развитого капитализма». Она бежит на Запад. Осиротевший Коля, не понимающий ни слова по-чешски достаётся Лоуке, не знающему ни слова по-русски. Вполне реальные шансы были у драмы Павла Чухрая «Вор», номинированной на «Оскара» в 1998-м. Главную роль в этой картине сыграл Владимир Машков. В этом же году заявляли глубокомысленный мультфильм «Русалка» уже известного аниматора Александра Петрова. История, которая могла бы стать «Лучшим короткометражным анимационным фильмом на иностранном языке» в 1998-м, была удивительна. Молодой монах, увидевший в реке прекрасную девушку влюблялся в неё до беспамятства, что не ускользало от внимания старого монаха, признававшего в русалке свою утопившуюся много лет назад невесту. В ходе шторма юноша и девушка оказывались посреди бурной реки. Старый монах успевал на помощь. Но выжить удавалось только молодому монаху, который хоронил старика и чудо-девицу… по православному обряду. Кто знает? Рискнули бы номинировать такое в эпоху православного тоталитаризма? Большой вопрос. Увы, русский анимационный фильм пролетел мимо «Оскара», уступив компьютерной «анимашке» производства США «Игра Джерри». И вновь шахматы! Одинокий старик играет сам с собой, забавы ради перевоплощаясь в разнохарактерных персонажей. В финале он жутко рад своей «победе». Александр Петров, уникальный художник, использующий сложносочинённую технику рисунка на стекле, не сдавался. Третья попытка получить «Оскар» была для него счастливой. В «миллениум» он взял-таки премию за анимационный фильм «Старик и море». В 2008 году номинировали сразу три картины. Фильм «12», рассказывающий о напряжённой работе российских присяжных в решении судьбы чеченского мальчика, которого обвинили в убийстве российского офицера. Третья работа режиссёра Никиты Михалкова, номинированная на «Оскар», не смогла повторить успех «Утомлённых…». В этом же году номинировался российско-казахстанский фильм «Монгол» режиссёра Сергея Бодрова о полководце Темуджине, получившем известность под именем Чингисхан. На своего второго «Оскара» претендовал Александр Петров, нарисовавший на стекле короткометражный анимационный фильм «Моя любовь». В 2009-м на «Оскар» выдвигали мультфильм Константина Бранзита со смешным названием «Уборная история – любовная история» о работнице общественного туалета. Одинокая женщина находит в родном сортире букет цветов и отчаянно ищет своего воздыхателя, заглядывая под дверцы кабинок. В английском варианте название звучало даже более ёмко и понятно — «Lavatory Love Story» — (слово «Lavatory» переводится на русский как «Уборная»). Однако режиссёр Бранзит, пытавшийся, по всей видимости, создать универсальную историю для всех стран мира, «Оскара» не получил. Негодование у множества российских ура-патриотов вызвало выдвижение на «Оскар» картины «Левиафан» режиссёра Андрея Звягинцева в 2015 году. Создателя картины, рассказавшего миру о том, как быстро и безжалостно может расправиться власть с бесправным русским человеком, едва не подвергли остракизму. Дескать, на деньги налогоплательщиков снимает кино, позорящее Россию. Но Россию позорит вовсе не кино, частенько являющееся зеркалом реальности, а сам факт: тандем чиновничье-полицейской власти в Российской Федерации почти всесилен. И несогласных либо неугодных граждан ждёт смерть или годы, проведённые в тюрьме. Если, конечно, не случится чудо, как это произошло в 2019-м с Иваном Голуновым. «Оскара» замечательный фильм «Левиафан» не взял. А вот «Золотой глобус» этой картине дали. В 2016-м вновь номинировали анимационный фильм режиссёра Константина Бранзита «Мы не можем жить без космоса». Фильм рассказал о друживших с детства космонавтах, один из которых впадает в затяжную депрессию после гибели другого. Увы. Победил чилийский мультфильм «Медвежья история». В 2018 году Звягинцев вновь представлял Россию с картиной «Нелюбовь». Не получилось. Зато картина, рассказавшая о мужчине и женщине, которые настолько увлечены своим разводом, что подводят к трагической гибели своего единственного ребёнка, ставшего плодом их «Нелюбви», получила приз жюри Каннского кинофестиваля в 2017-м. В 2019 году Оскаровский комитет России «двинул» на премию «Оскар» фильм Кантемира Балагова «Дылда». Картина рассказывает о девушках вернувшихся с фронта, об их отчаянной попытке начать жизнь заново. Получится ли это в мирном городе, пережившем ужас 872-х блокадных дней и ночей, если из души и сердца никак не вытравить ужас войны? — Тот ещё вопрос. Картине удалось дойти до шорт-листа. Однако номинирована она, в итоге, не была. Может, стоило поискать другую тему, другой фильм? Ведь любая попытка кинематографистов рассказать о подвиге нашего народа сегодня, по умолчанию, отдаёт фальшью. Почему? Может быть, потому что побеждённые живут в более справедливых обществах, где власть защищает интересы людей, а не саму себя? Мы же по-прежнему кормимся победами прошедших лет, за глумление над которыми жестоко караем всех и каждого? Это всего лишь предположение. История побед и поражений нашего кино на международной арене была именно такой. Порой триумфальной. Порой печальной. Повезёт в следующий раз? Поживём увидим.