Войти в почту

Отличные фильмы, которые остались без «Оскара»

Итак, победители объявлены. До следующего «Оскара» — целый год. Но нам с вами есть, что смотреть! Кроме всем уже известных названий фильмов-победителей и номинантов, есть целый список тех, кто вообще не попал в гонку. Незаслуженно, на наш взгляд…

Отличные фильмы, которые остались без «Оскара»
© Кадр из фильма «Ford против Ferrari»

«К звездам»

Потенциальные номинации: лучший режиссер, лучший фильм, лучшая мужская роль

© Кадр из фильма

Космическую драму от режиссера Джеймса Грея обделили по всем параметрам: у фильма нет ни одной номинации. Почему — категорически непонятно. Казалось бы, у картины вполне оскаровский формат.

«К звездам» рассказывает про космонавта Роя, которого отправляют на планету Нептун обнаружить некие аномалии, угрожающие Земле и поселению людей на Марсе. Но у Роя есть и личные причины отправиться в космос: 30 лет назад его отец пропал, выполняя некую миссию, и теперь Рой надеется его найти.

Космическая одиссея, подходящая для просмотра в IMAX, несет много спорных, иногда слишком патриархальных идей, но снята образцово. Оператором ленты выступил Хойте Ван Хойтема, снимавший «Интерстеллар». Режиссер Джеймс Грэй — большой автор, который умеет делать и камерные эмигрантские драмы, и триллеры, и эпичные полотна: три года назад в кинотеатрах шел его «Потерянный город Z». Роль Рэя исполнил Брэд Питт, находящийся на пике формы. В общем, что не понравилось академикам, решительно непонятно.

2019 год. США, Китай, Бразилия. Режиссер: Джеймс Грей. В главных ролях: Брэд Питт, Дональд Сазерленд и другие

«Неограненные алмазы»

Потенциальные номинации: лучший режиссер, лучший фильм, лучшая мужская роль

© Кадр из фильма

Еще один фильм, который полностью проигнорировала Американская киноакадемия, — картина братьев Сафди, снятая для Netflix. К этому решению у кинематографистов, критиков и всех, кто видел «Неограненные алмазы», много вопросов, главный из которых: почему Адам Сэндлер не получил номинацию как лучший актер? Звучит как вопрос с подвохом, но нет, всё серьезно.

Сэндлер на этот раз действительно превзошел себя и сыграл на пределе своих, как оказалось, внушительных возможностей. Он исполняет роль безумного ювелира, который увяз в долгах. Чтобы погасить их, он проворачивает странные схемы, которые не облегчают, а лишь запутывают ситуацию. Спродюсировал картину Мартин Скорсезе.

2019 год. США. Режиссеры: Джошуа и Бен Сафди. В главных ролях: Адам Сэндлер, Кевин Гарнетт

«Маленькие женщины»

Потенциальная номинация: лучший режиссер

© Кадр из фильма

Режиссерская номинация в принципе не любит женщин, как ни крути и что ни говори про инклюзивный райдер. Всего однажды «Оскар» за режиссуру ушел женщине: эта была Кэтрин Бигелоу, снявшая в 2008-м «Повелителя бури».

В этом году все пятеро кандидатов на звание лучшего режиссера — мужчины. Хотя фильм «Маленькие женщины» не раз называли в числе главных экранизаций классического американского романа Луизы Мэй Олкотт, которых было немало. Одна из последних — фильм с Вайноной Райдер и Кристианом Бэйлом, снятый в 1994 году.

2019 год. США. Режиссер: Грета Гервиг. В главных ролях: Сирша Ронан, Тимоти Шаламе и другие

«Ford против Ferrari»

Потенциальная номинация: лучшая мужская роль

© Кадр из фильма

У Кристиана Бэйла была не одна и даже не две номинации, есть у актера и «Оскар» — за лучшую роль второго плана в фильме «Боец» Дэвида О. Рассела. Но то, что он часто получает награды, не значит, что стоит игнорировать его очередную выдающуюся работу — роль неуправляемого Кена Майлза, который помог Генри Форду II обойти итальянских соперников.

2019 год. США, Франция. Режиссер: Джеймс Мэнголд. В главных ролях: Кристиан Бэйл, Ноа Джуп и другие

«Синонимы»

Потенциальная номинация: лучший международный фильм

© Кадр из фильма

С номинацией «лучший международный фильм» всё, в принципе, сложно. Киноакадемии приходится выбирать пять фильмов из огромного массива хорошего кино неанглоязычных стран: кто-то да будет в обиде.

В этом году, например, немало было сказано про Кантемира Балагова и его «Дылду», которая участвовала в гонке, но не попала в шорт-лист. Но гораздо менее справедливым кажется решение оставить за бортом «Синонимы» Надава Лапида. Израильский режиссер, который снял универсальный фильм о поиске идентичности и новой родины, получил Золотого медведя Берлинского кинофестиваля. Сами «Синонимы» вошли в практически все значимые списки лучших картин минувшего года, потому что в них было то, что получается в кино не так уж часто, — новаторство, свежесть и запредельная искренность.

2019 год. Франция, Германия, Израиль. Режиссер: Надав Лапид. В главных ролях: Том Мерсье, Луиз Шевильот

«Солнцестояние»

Потенциальная номинация: лучший режиссер, лучший сценарий

© Кадр из фильма

У «Оскара» сложные отношения с жанровым кинематографом. Иногда исключения всё же происходят: в прошлом году в номинацию «лучший фильм» попала романтическая комедия «Любовь — болезнь», а в позапрошлом статуэтка за лучший сценарий отошла Джордану Пилу и его картине «Прочь». Но в этом году хорроры при составлении номинаций остались в стороне: в пролете оказались «Солнцестояние» Ари Астер и «Мы» того же Пила.

Но если второй фильм режиссера «Прочь» далеко не все считают выдающимся, то с картиной Астера всё иначе. Астер исследует проблемы, связанные с семьей, привязанностью, традициями и дает самому жанру хоррора новую жизнь — избегая скримеров, привычной темноты и других стандартных приемов запугивания. Его фильм ужасов — яркий, летний, солнечный, но от этого он не становится менее жутким.

Так или иначе, у популярного и важного для современного американского кинематографа «Солнцестояния» нет ни одной номинации, и насколько это справедливо — вопрос открытый.

2019 год. США, Швеция. Режиссер: Ари Астер. В главных ролях: Флоренс Пью, Уилл Поултер и другие