Леонид Нечаев: "Не покидай" нас, хороший детский кинематограф!
Леониду Нечаеву 3 мая 2020 года мог бы исполниться 81 год. Но 23 января 2010 года режиссер скончался в Москве на 71 году жизни. Десять лет без Леонида Нечаева. Как сказались они на современном российском детском кинематографе?.. … Леонид Алексеевич Нечаев родился в Москве в предвоенном 1939 году. В четыре года лишился отца, погибшего на фронте. Мама в одиночку "тянула" троих детей, работая в две смены. Говорят, что в детстве будущий режиссер был настоящим оторвой и не раз попадал в милицию за хулиганство. И только районный Дом пионеров, где Леня впервые соприкоснулся с волшебством сцены и магией творчества, помог ему избежать судьбы малолетнего преступника. Фото: https://img1.liveinternet.ru/ Однако "перевоспитавшийся" мальчик пошел работать не артистом, а грузчиком: подрабатывал, помогал маме содержать семью. С 15 лет Леонид Нечаев зарабатывал на жизнь себе и близким. Потом пошел в армию. И там искусство ему встретилось буквально лицом к лицу: его назначили завклубом. После выполнения гражданского долга у Нечаева не осталось сомнений, какую стезю выбирать: он подал документы во ВГИК на актерский факультет и благополучно поступил. Но, как сам режиссер позже рассказывал в интервью, один из преподавателей обратил внимание на его "актерский недостаток" – умение видеть себя в кадре со стороны. Педагог посоветовал Леониду перевестись на режиссерский факультет. Этому эпизоду отечественный кинематограф обязан десятком замечательных киносказок. Не сказалось ли на пристрастии Нечаева к "чудесным" сюжетам его тяжелое детство и практически волшебное спасение от "кривой дорожки"?.. Режиссёрский факультет ВГИК (мастерскую Якова Сегеля) Леонид Нечаев окончил в 1967 году. Но к сказкам и фильмам для детей пришел не сразу. Поначалу на творческом объединении "Экран" снимал документальные ленты. И только в 1974 году на киностудии "Беларусьфильм" Леонид Нечаев поставил картину "Приключения в городе, которого нет". Это классная фантасмагория, сюжет которой не назовешь избитым даже сегодня, когда фэнтези и фантастика в кино представлены во всех видах. Юный пионер Слава Курочкин, не желающий читать книжки, оказался одним из первых российских "попаданцев": перенесся в город, где жили и действовали герои культовых книг – "Снежной Королевы", "Тимуры и его команды", "Белеет парус одинокий", "Отверженных", "Острова сокровищ" и других. Но не только положительные герои ожили в Городе, которого нет – но и злодеи. Славе Курочкину пришлось помогать добрым персонажам одолеть злых. Благополучно вернувшись домой, он записался в библиотеку. Может быть, в этом главном герое отразился юный шалопай Леня Нечаев?.. История умалчивает. Фото: znamkaluga.ru Фильм остался достоянием киноархивов, назвать его сверхпопулярным у советских подростков нельзя. Он не идет ни в какое сравнение со следующей сказкой Нечаева – "Приключениями Буратино" (1975), имевшими ошеломительный успех. Восторг, который вызвал фильм у зрителей всех возрастов, был неожиданным и для самого режиссера, и для артистов этого детского проекта. Это было созвездие: Николай Гринько, Юрий Катин-Ярцев, Рина Зелёная, Владимир Этуш, Ролан Быков, Елена Санаева, Владимир Басов… Любовь к "Приключениям Буратино" не прошла с годами: поколения менялись, а фильм оставался. Пришлись по сердцу зрителям и дальнейшие работы Леонида Нечаева – прежде всего фильм "Про Красную Шапочку" (1977) с очаровательной Яной Поплавской в главной роли. Песенка Красной Шапочки стала "гимном" непоседливых детей. Удались и "Сказка о Звёздном мальчике" (1983) "Рыжий, честный, влюбленный" (1984), хороши были "Проданный смех" (1981) и "Питер Пэн" (1987). "Про Красную Шапочку". Кадр из фильма. Фото: www.trud.ru Может быть, секрет таился в том, что самые известные картины Нечаев ставил на основе прославленных литературных произведений, привлекавших внимание?.. Но, во-первых, сценарии его картин всегда сюжетно богаче "исходных" сказок. Те же похождения Красной Шапочки обросли подробностями, которые не снились Шарлю Перро. А во-вторых, в 1989 году Леонид Алексеевич снял двухсерийный мюзикл "Не покидай", ставший одним из событий детско-юношеского кинематографа на излете советской эпохи. Его литературную основу вряд ли проходили в школе юные зрители: это пьеса советского драматурга Георгия Полонского по сказке Уильяма Теккерея "Кольцо и Роза". От сказки Теккерея уже в обработке Полонского осталась разве что общая атмосфера вымышленного королевства Абидония, а фильм смотрелся как самостоятельное произведение. "Не покидай" снимали, как большинство детских фильмов Нечаева, на киностудии "Беларусьфильм". Видеоряд этого фильма (хотя в те времена и слова такого не знали!) поразительно красив: снимали Абидонию в городах СССР, хранящих черты средневековья – Минске, Таллинне, в Ужгороде, Львове, а еще в Закарпатье и Ялте. Королевские наряды изготовили на белорусской киностудии, большинство из них ныне хранится в ее музее. Кукол-марионеток сделала специально для фильма художник Марина Грибанова. "Не покидай". Кадры. Фото: yasnaya-luna.livejournal.com Сняли ленту "на одном дыхании" – за девять месяцев. Для большинства режиссеров это был бы рекорд, для Леонида Нечаева – норма. Он не любил долгих проб и затяжного подбора артистов. Выбирал в прямом смысле слова сердцем. Исполнителя одной из главных ролей (немого поэта Патрика, оказавшегося подмененным принцем), 16-летнего Игоря Красавина, Нечаев встретил… в минском метро. И сразу предложил ему славу кинозвезды. А тот ломался, не зная, как быть со школой… Но Нечаев уговорил Игоря. К удовольствию миллионов телезрителей. Скорее всего, успеху самых лучших нечаевских фильмов способствовало единство многих составляющих: хорошая литературная основа, сильные актеры, бережное и любовное отношение режиссера к работе – и заложенные в эти картины вечные истины о превосходстве добра над злом, а честной и правильной жизни над любыми кознями. Не забудем и о том, что в большинстве фильмов Нечаева снимались дети (обыкновенные дети "с улицы", как Игорь Красавин). Актерская заповедь гласит: детей невозможно "переиграть", их естественность превыше любого мастерства. Но все, имевшие дело на съемочной площадке с детьми, знают, какие это капризные и ранимые актеры. Леонида Нечаева часто спрашивали, как он умудряется находить с ребятами общий язык. "Не знаю, – отвечал режиссер. – Я с ними не работаю. Общаюсь и разговариваю до съемок, как с одногодками. И ребята, выходя на съемочную площадку, играют то, что мне нужно. Сам удивляюсь, откуда они знают, как нужно?" "Не покидай". Кадр. Фото: www.youtube.com В фильмографии Леонида Нечаева был, пожалуй, всего один фильм для взрослых – "Эквилибрист" 1976 года. В его основе лежала судьба реального циркового артиста, который во время войны лишился руки, а в мирное время вернулся на манеж и разработал уникальный номер для однорукого эквилибриста. Несмотря на фактографическую "подложку", этот фильм можно счесть сказкой для взрослых. Дело не только в душевных качествах главного героя, в его упорстве в достижении цели, истовом служении своему делу, но и в окружении, которое "услышало" необычного артиста и поддержало его. Леонид Нечаев очень любил развивать в своем творчестве мотив помощи друг другу и совместной борьбы за правду, справедливость, счастье. Если в 1970-1980-е годы Леонид Нечаев каждые год-два выпускал по полнометражному или двухсерийному проекту, то в последние лет двадцать его жизни реализованных проектов стало раз-два – и обчелся. И те уже не создавали такого общественного резонанса. А именно: фильмы "Безумная Лори" (1991, снят по собственному сценарию), "Сладкая сказка" (1997, в рамках проекта "100 фильмов о Москве"), "Сверчок за очагом" (2001), "Дюймовочка" (2007). Правда, в противовес творческому процессу, именно в эти годы у Нечаева участились награды. "Эквилибрист". Кадр. Фото: gorobinskaya2.rssing.com В 1993 году режиссер получил Государственную премию Российской Федерации в области литературы и искусства за былые заслуги - художественные фильмы для детей "Приключения Буратино", "Про Красную Шапочку", "Проданный смех", "Рыжий, честный, влюблённый", "Безумная Лори". В 1995 году был удостоен звания Заслуженный деятель искусств России. В 2003 году Леонид Нечаев стал Народным артистом России с формулировкой "за большие заслуги в области искусства". И в 2005 году героя нашла награда, о которой стоит сказать особо. Леонид Нечаев оказался первым кавалером Ордена Буратино. Этот орден учредили дети города Зеленоградска Калининградской области для почтения им "деятелей культуры, учёных, педагогов и других взрослых, достигших высот в воспитании у детей и подростков внутренней свободы, чистоты помыслов, гражданской активности, уверенности в собственных силах". В последующие годы награду с Нечаевым разделили в мире искусства художник-иллюстратор Леонид Владимирский, композиторы Максим Дунаевский и Алексей Рыбников. А в педагогической среде – учитель-новатор, доктор психологических наук Шалва Амонашвили (для него это была первая награда за 75 лет жизни) и Александр Суворов, основатель "Школы взаимной человечности", совмещающей обучение и воспитание детей с особенностями развития и здоровых (слепоглухой с детства). Фото: 366days.ru Конец жизни Леонида Нечаева был не сказочным, полным суровой прозы. 28 января 2010 года, после похорон сказочника, "Экспресс-газета" посвятила ему статью с броским названием "Великий режиссер Леонид Нечаев умер в нищете". В материале говорилось о визите журналистов в квартиру режиссера. Он уже не работал, жил на одну пенсию, переживал расставание с молодой женой, оставившей его и забравшей детей. Но все равно делился своими творческими планами!.. Точнее, мечтами. Одной из них было создание киносказки "По щучьему веленью". Нечаев рассказал прессе, якобы, продюсеры выделяли ему средства на создание этого проекта (если верить изданию, три миллиона долларов), но под эстрадных звезд в главных ролях. Российская публика не увидела этого фильма, но участие певцов и певиц в драматических ролях стало практически трендом… Леонид Нечаев скончался 23 января 2010 года. По данным той же "Экспресс-газеты", на похоронах присутствовало несколько десятков человек. Среди них была Яна Поплавская, в которой Нечаев когда-то "увидел" Красную Шапочку. Режиссера похоронили 28 января 2010 года на Домодедовском кладбище. Фото: aif.by Многие из тех, с кем сотрудничал Леонид Нечаев в пору своего расцвета, тоже ушли в мир иной: Владимир Этуш, Владимир Басов, Николай Гринько, Рина Зеленая, Альберт Филозов, Вячеслав невинный. Умер и композитор Евгений Крылатов, написавший музыку к фильму "Не покидай". Память о нем хранит молодое поколение артистов – и зрители, выросшие на творчестве Нечаева. Вот какие отзывы появились в сети на странице Леонида Нечаева на Кино-Театр.РУ к 10-летию его ухода из жизни: "Вот уже и 10 лет прошло с ухода нашего замечательного режиссера, нашего доброго сказочника, Леонида Алексеевича Нечаева. Несмотря на то, что его уже нет с нами его фильмы смотрят и любят. Вечная Вам память!" "Леонид Алексеевич, спасибо вам за всё. Мы вас помним, помним и ваши работы. Спасибо ВАМ. Светлая память". "Я думаю, сомнений нет по поводу того, что Нечаев - гений своего дела, абсолютный. Такая проблематика в детских, казалось бы, фильмах. Причём и с этой и с той стороны они сняты ну настолько мастерски, что придраться буквально не к чему. И насколько органична его работа с Инной Веткиной, с Рыбниковым. Один из лучших режиссёров как фильмов жанра для детей, так и в принципе, особенно с философскими вопросами притч. Земля пухом Леониду Алексеевичу, несказанное спасибо!" Фото: uro-web.ru А пользователь под говорящим ником "Буратино" еще в 2017 году выдал целую философию: "Советское детское кино и мультипликация. Простыми в своей гениальности средствами, красивыми и изящными, были созданы вершины, недостижимые до сих пор. В детстве была расстелена широкая ровная дорога в будущее, где рисовались только радужные перспективы, прекрасное далёко. "Буратино", "Красная шапочка", "Тим Талер", "Калиф-аист", "Тайна 3 планеты", "Здесь могут водиться тигры" и многие-многие другие. Понимание языка зверей и птиц, открытие новых миров, исчезновение Зла как понятия, всеобщее светлое Завтра, лёгкость и воздушность бытия. Но... Широкая гладкая дорога вдруг резко оборвалась и упёрлась. То ли в непроходимое болото с тёмной чащей, то ли в высокую отвесную скалу. От обрыва дороги, рядом с этой Главной дорогой и куда-то в сторону повела в обратном направлении маленькая узенькая кривая вытоптанная тропинка, спускающаяся всё ниже в непрекращающуюся яму. Детство светлое советское с фильмами Леонида Нечаева в том числе, вдруг, к сожалению, кончилось. Вроде бы можно дальше прорубать эту дорогу сквозь непролазную чащу. Только неизвестно, куда её прорубишь (может, прямо к обрыву?) и долго ли рубить (может, впереди долгие вёрсты непролазных чащ?). Как бы прорубить эту дорогу в это светлое прекрасное Завтра? Чтобы тебе навстречу вышли все эти и многие другие прекрасные сказочные герои". "Приключения Буратино". Кадр. Фото: bryansktoday.ru Опасения "Буратино" из сети понятны. Детского кино в нашей стране сегодня снимается убедительно мало. В конце прошлого года "Ревизор.ru" публиковал острую проблемную статью "Станет ли российский детский кинематограф "Страной хороших деточек"?" . В этом материале перечисляются все объективные трудности, мешающие "детской" отрасли киноиндустрии – нехватка финансирования, отсутствие господдержки в прокате, которая необходима, чтобы фильмы в рыночных условиях доходили до тех, для кого, собственно, и снимаются, и многие другие препоны. Также не совсем понятно, кто снимает "адресные" детские фильмы. В советскую пору этим профессионально занималась киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького. Согласно Википедии, киностудия существует и сейчас (в форме собственности АО), является членом Ассоциации анимационного кино и… продает семь своих корпусов и часть земельных участков. Что касается проектов киностудии, то на сайте обозначено 15 фильмов в производстве с 2017 года. Как оценивать эту цифру, много это или мало?.. А главное, где проекты киностудии им. Горького в широком доступе к детям? В торрентах?.. "Приключения Буратино". Кадр. Фото: www.startfilm.ru Помимо трудностей материальных, есть еще и творческие. Отечественное детское кино после 1990-х годов резко изменило высоким стандартам, заданным Нечаевым и его коллегами. В части сказок это особенно заметно: все их нашим детям заменил Гарри Поттер. "Волшебные" ленты для детей в нашей стране если и снимают, то стараются подвести под эту же модель, оторвать елико возможно от реальности, насытить спецэффектами… Или же дети становятся не полноценными героями фильмов для себя и о себе, а одними из участников современных "сказок для взрослых", которые, напротив, наш кинематограф обожает: то "Золушка" из глубинки находит "Принца" в столице, то "Иванушка-дурачок" из социальных низов поступает на службу к "царю" в какую-нибудь всемирную корпорацию. Малыши в подобных драмах служат не более чем для фона. Но никто и не задумывается о "простых" добрых и светлых сказках – "По щучьему веленью", о которой грезил Леонид Нечаев, до сих пор не экранизирована… Прошлым летом наш портал писал о б одном из питчингов в Министерстве культуры , где обсуждались заявки на создание современных детских фильмов. Очень характерно, что за проекты были там заявлены. Детская сказка "Василиса" по сценарию Анны Денисовой в жанре магического реализма, которую вознамерился снять маститый режиссер Павел Лунгин. Бюджет картины – "всего-то" 150 миллионов рублей. Это будет не новая интерпретация старой сказки, а совсем новая история, где девочка Василиса отправится спасать своего юного друга от сегодняшней черной магии, гламура и денег. А народная сказка совсем уже не котируется у режиссеров?.. Проект семейной комедии "Мой папа - вождь" режиссера Кирилла Плетнева о капитане дальнего плавания, который возвращается домой после долгого плена у дикарей (???) и "знакомится" с родным сыном. Изначально надуманный сюжет, имеющий меньше точек соприкосновения с жизнью, чем нечаевский "Не покидай". "Приключения Буратино". Кадр. Фото: www.detivkino.tv И только заявленный продюсером Егором Одинцовым детский фильм "Герои Геры" в чем-то по описанию напоминал первый фильм Леонида Нечаева - "Приключения в городе, которого нет". Центральной фигурой фильма должен был стать мальчик Гера, у которого нет реальных друзей, и он "дружит" с Антоном Городецким из "Ночного дозора", Сашей Белым из "Бригады" и Лехой Николаевым из "Агента национальной безопасности". Это могло бы быть подано интересно, а заодно фильм высветил бы типичных "героев нашего времени". Хотя, конечно, как снять… Но вот прошло больше полугода с того питчинга, а о картине "Герои Геры" ни слуху, ни духу… Егор Одинцов. Фото: finance.theoryandpractice.ru Плохо современному российскому детскому кино без Леонида Нечаева! Закричать бы в прошлое: "Не покидай" нас, хороший детский кинематограф! Но увы – мастера вернуть невозможно, а иные на смену ему не спешат приходить…