"Соник в кино": для всех, кроме фанатов
20 февраля на российские экраны наконец выходит «Соник в кино» — фильм, давно и заранее получивший противоречивые оценки. Cложная судьба киноадаптации Соника началась еще в 1994 году. Тогда Sega даже подписала контракт на съемки с Metro-Goldwyn-Mayer и Trilogy Entertainment, а сценарист Ричард Джеффрис передал японской компании сценарий под названием «Sonic the Hedgehog: Wonders of the World» — согласно нему Соник и Доктор Эггман каким-то образом сбежали из игры в реальный мир, где продолжилось их противостояние. Однако сделка провалилась, а сценарий Джеффриса не приняла ни одна киностудия. Даже жаль: было бы интересно посмотреть на мультяшного Соника и живых актеров в 90-е, особенно после успехов «Кролика Роджера». Тем не менее по итогу экранизацией основательно занялись лишь три года назад, когда Sony продала полученные в 2013 году права Paramount Pictures. У современной версии тоже не все было гладко: очень уж не по душе пришелся зрителям первоначальный облик Соника. Сложно сказать, был ли то хитрый ход для привлечения внимания или жесточайшая непредусмотрительность создателей, но в первом трейлере ёж действительно выглядел ужасно: непонятно, человек это в уродливом костюме или неудавшаяся антропоморфная лиса. Благо, в финальной версии с внешним видом ежа все в порядке. Много вопросов возникало и по поводу сюжета. Следует сразу сказать, что «Соник в кино» не имеет ничего общего со сценарием, предложенным Джеффрисом, и тем более с игрой или сериалом. По сюжету фильма Соник — сирота, воспитанный совой — эдакой женской версией Оби-Вана Кеноби с клювом, как ее называет сам еж. Суперсила у него проявилась еще в детстве, что привлекло интерес недоброжелательных охотников — тоже зверей. Во время очередной их атаки бабушка-сова заставляет Соника воспользоваться золотым кольцом для побега в другой мир. Соник попадает на Землю, в провинциальный городок Грин-Хиллс, и тайком живет там целых десять лет, не зная бед и забот — до тех пор, пока ненароком не вырубает на Земле электричество, спровоцировав преследование правительства и безумного ученого Айво Роботника (Джим Керри). Вот, собственно, и весь зачин. Протагонист истории и главный враг Соника Доктор Эггман, или Айво Роботник, также претерпел изменения. В фильме происхождение у него земное, а работает изобретатель отчасти на правительство и в большей степени — на себя. Образ у него эдакого агента из «Людей в черном», а примочки и интеллект — уровня Тони Старка. В остальном же Айво — исключительно «керриевский» персонаж. Актер, обладающий общепризнанным драматическим талантом, играет знакомую подавляющему большинству зрителей комическую злодейскую роль — по типу своего же графа Олафа из «Лемони Сникета». Все остальные персонажи для вселенной Соника новички. Так как Соник — существо неземное, то по сценарию у него обязательно должен быть земной проводник. Им стал шериф Грин-Хиллс Том Вачовски (Джеймс Марсден), или Мистер Пончик, как его прозвал Соник, черт знает сколько шпионивший за шерифом и его женой, прямо как монстр Франкенштейна в романе Мэри Шелли. Собственно, после курьеза с электричеством и происходит официальное знакомство ежа и шерифа. «Монстр» просит Вачовски о помощи, и вскоре тот забывает о его необычном происхождении: они даже, как старые друзья, оттягиваются в баре по пути в Сан-Франциско, где там им нужно отыскать кольца Соника, которые тот по случайности уронил в открытый портал. Сюжет «Соника» можно сравнить с недавней экранизацией «Детектив Пикачу». Там были человеческая и виртуальные реальности, конфликт человека и бытия, человека и природы, подавленные людские эмоции и нужды, да хотя бы тонкий юмор, который может быть оценен и взрослыми — не зря для озвучки был приглашен Райан Рейнольдс. «Соник» же совершенно незамысловат. Экзистенциальный конфликт ежа, одиночки и чужака из иного мира, потухает так же резко, как и загорается. Персонаж Айво через чур линеен — хотелось бы информации об истоках его одержимости. Мало-мальски подчеркнута дилемма шерифа Вачовски, которая, впрочем, тоже разрешается неожиданно резко и абсолютно. Как и любое современное, пусть и детское, кино «Соник» не лишен рефлексии на тему современных конфликтов. Айво — фанат техники и мечтает, что однажды она полностью искоренит людской труд. В реальном мире, похоже, к тому и идет, однако в фильме сверхгениальные изобретения Айво преподносятся не только как человекозаменители, но и как несущие зло опасные машины. Технический прорыв не раз становился поводом для беспокойства, в том числе был одной из центральных проблематик во многих фантастических и антиутопических картинах. С другой стороны, смотря в какие руки попадет какая бы то ни было инновация, — а безумец, подобный Айво, сможет сделать оружие хоть из чего. В эпоху активной экранизации комиксов сам Соник, несмотря на изрядную собственную популярность, вызывает ассоциации не с кем иным, как Флэшем или Ртутью из новых «Людей икс». Впрочем, в этом нет ничего плохого, тем более что в фильме есть замечательная сцена, где Соник под драйвовую музыку при помощи суперсилы расправляется с местными байкерами, в то время как те из-за разрыва в скорости находятся в неподвижном состоянии. То же самое проделывал, напомним, Эван Питерс в роли Ртути — сперва в «Днях минувшего будущего», а затем в «Апокалипсисе» под сногсшибательную «Sweet Dreams». В «Сонике» музыка тоже хороша — над ней работал Джанки Экс-Эл. Потрясающие дикие композиции нового «Безумного Макса», «Дэдпула» и экранизации японской манги «Алита: Боевой ангел» — его рук дело. В целом же «Соник» — усредненное детское кино о торжестве добра, поиске себя в чужом мире и дружбе. В принципе, в этом плане фильм вполне очарователен. Несмотря на то, что герои раскрыты поверхностно, Джеймс Марсден и Джим Керри тут на своих местах, а на дуэт Марсдена и Соника приятно смотреть. Примерно к середине они сближаются, и Соник составляет список, какой был у Николсона и Фримана в «Пока не сыграл в ящик», после чего начинает свои «земные желания» наивно и забавно реализовывать, пока еще не сбежал обратно в мир гигантских грибов. Жаль, что эта линия быстро обрывается. Но в «Сонике» достаточно недостатков. Даже танец флосс из игры Fortnite, дважды исполненный Соником, уже совсем не актуален. Однако, учитывая возрастной ценз, фильм и не претендовал на что-то серьезное. Да, для фанатов игры и сериала он будет стопроцентным разочарованием, так как мифологии картина не соответствует от слова «совсем». Но если смотреть ленту без намерения проводить аналогии, то будет не скучно, а временами — даже смешно. Тем более в конце есть неплохая отсылка к дальнейшему противостоянию Соника и Айво, а также авторская трактовка «игрового» облика безумного гения.