Актриса Шарлотта Генсбур: «Меня больше не волнует мой внешний вид — это и есть настоящая свобода!»
27 февраля в российский прокат выходит картина «Моя собака Идиот», главную роль в которой исполнила муза всего французского кинематографа — актриса Шарлотта Генсбур. Накануне премьеры мы узнали у нее, чем работа с мужем-режиссером Иваном Атталем отличается от любых других съемок, как творчество отражается на внешности и что делать, если твой напарник по площадке — огромный наглый пес. Шарлотта Генсбур — англо-французская актриса, она родилась 21 июля 1971 года в Лондоне, а выросла в Париже. Дочь легендарного певца, режиссера и актера Сержа Генсбура и актрисы и певицы Джейн Биркин. В 1984 году началась ее карьера: она сыграла вместе с Катрин Денев в картине «Слова и музыка». Затем были работы у Жака Дуайона («Искушение Изабель») и у Клода Миллера («Бесстыдница»). Когда Шарлотте было 15, отец снял ее в собственном фильме «Шарлотта навсегда». Это по сей день один из самых спорных, эстетских и атмосферных фильмов 80-х. Но настоящая слава настигла Генсбур в 1990 году после выхода картины «Цементный сад». Сегодня на счету Шарлотты огромное количество ролей: фильмы Ларса фон Триера («Антихрист», «Меланхолия», «Нимфоманка»), Аньес Варда, Бертрана Блие, Эрика Рошана, Ивана Атталя. Также она занимается вокальной карьерой и модельным бизнесом. Драмеди «Моя собака Идиот» режиссера Ивана Атталя стартует в российском прокате 27 февраля. Премьера ленты состоялась на французском кинофестивале в Ангулеме. Картина снята по одноименному роману американского писателя Джона Фанте (Mon chien Stupide), идею экранизации режиссер Иван Атталь вынашивал более двадцати лет. Синопсис: писатель Анри переживает, кажется, все кризисы сразу — пропало вдохновение, не ладятся отношения с женой, не получается прийти ко взаимопониманию с выросшими детьми. Но когда Анри завязывает уморительную дружбу с наглой бездомной собакой, у него появляется шанс начать все заново. Шарлотта Генсбур — о картине «Моя собака Идиот» Ваш муж-режиссер Иван Атталь характеризует Сесиль, жену главного героя, как женщину, которая больше не может выносить своего супруга и ищет любые пути побега: от секс-забастовки до мира литературы? А как ее характеризуете вы? Как женщину, которая, кажется, подчинена фактическому положению дел, живет с невыносимым, эгоистичным, ленивым, ворчливым мужиком/ В книге Джона Фанте женщина как персонаж практически отсутствует, она — жалкая, забавная, но второстепенная стерва. Иван же в фильме создал прекрасную героиню, он заставил меня существовать! После фильмов «Моя жена — актриса» и «Они поженились, и у них было много детей» вы снова снимаетесь под руководством вашего мужаИвана. Рассматриваете ли вы фильм «Моя собака Идиот» как третью часть одной трилогии? И наш сын Бен уже играл в «Они поженились, и у них было много детей». Ему тогда было 6 лет. Ивана забавляет игра с этим автобиографическим материалом, с тем, что его беспокоит на самом деле: жизнь официальной супружеской пары. Мне нравится его свобода, его манера скручивать материалы личной жизни, создавать ложные пути. Он смеется над нами обоими, а мне нравится этот взгляд, этот способ превращения наших странностей и причуд в вымысел... Совсем недавно я узнала, что Иван отказался экранизировать этот роман 20 лет назад. Тогда он точно не был готов. Все в жизни происходит в подходящее время, и я уверена, что важные проекты появляются в нашей судьбе в самый нужный момент. Он мазохист? Он утверждает, что да, и что именно это заставило его очернить своего героя. Он вовсе не мазохист! А вот я, напротив, им являюсь... Правда, он не мазохист, он просто властный человек. Что касается собаки, с которой он валяется на протяжении всего фильма — это, скорее, провокация или садизм по отношению к своей семье, потому что мы хотим завести собаку в течение 15 лет, а он этого не хочет. Фильм довольно жесток в плане взглядов на семейную жизнь: бремя содержания детей, разочарование в совместном быте, ненависть к супругу, снижение либидо. Как это принять? Мне очень нравится, что Иван не пожелал выступить гладко, согласованно, политкорректно по вопросам семьи, идеального убежища и прочих романтических «соплей». Нет смысла экранизировать Фанте без колкостей. С этой точки зрения я нахожу фильм достаточно жестким, да, но в то же время — человечным и искренним. И потом этот Анри отвратителен, но в нем столько обаяния! Он очень привлекателен. Мы уже говорили, что вы играете вместе с вашим сыном Беном. В чем особенность такого семейного каста? Когда он снимался с нами в фильме «Они поженились, и у них было много детей», я боялась руководящей стороны Ивана. Он большой перфекционист и не допускает ничего приблизительного. И тогда Иван как режиссер взял от Бена то, что хотел. Пятнадцать лет спустя фильм «Моя собака Идиот» стал настоящим, уже взрослым, актерским опытом для Бена, который получал от осознанной игры удовольствие. Он отыграл свою часть изящно и непринужденно, несмотря на огромный мандраж. А вы сами еще испытываете мандраж после 35 лет карьеры в кино? Да! Я не доверяю себе. Я могу оцепенеть от мандража, у меня бывает такое большое желание сделать все правильно, что оно становится удушающим. Особенно когда снимает Иван. Больше, чем перед камерой Ларса фон Триера, например. С Ларсом мне интересно, оправдываю ли я его ожидания, но это не ставит меня под сомнение ни как женщину, ни как жену, нет никаких проблем. Снимаясь у Ивана, я не могу отделаться от ощущения, что играю свою роль в нашей паре. Я так хочу быть для него лучшей актрисой в мире, принимаю любую критику с его стороны! Но самое ужасное, что он совсем этого не осознает. Однако, я думаю, что это доказывает мою любовь к нему. Я несколько раз слышала о фильме «Моя собака Идиот», что это некое признание в любви, которое делает мне Иван. Но и я тоже сделала ему огромное признание! Иван говорит, что не руководит вами, а только наталкивает на мысли о людях, которые могли бы обогатить образ вашей героини. Как, например, американская писательница Джоан Дидион. Живя в Нью-Йорке, я понимаю, что она собой представляет. Я видела очень трогательный документальный фильм о ней — поистине одинокая и свободная личность. Ярко выраженный и вневременной стиль Дидион — вот что вдохновляло меня. Иван не руководит мной, но его манера присутствия во время съемок является для меня неким барометром. В этом отношении я сравниваю его с Ларсом, они оба довольно жестоки в своем восприятии актерской игры, поскольку улавливают ее правильность или ее отсутствие. Складывается ощущение, что все опасения улетучиваются во время сцены фейерверка — момента полного раскрепощения для вас и Ивана? Эта сцена имела большое значение для пары и ее эволюции. Я пережила ее как момент абсолютной свободы и соучастия, это одно из моих лучших воспоминаний о фильме. Я почувствовала безумное удовольствие от того, что сдалась. В этом вся прелесть опыта и особенно возраста, мне становится все равно, безобразна ли я, хихикаю ли я, ржу или хохочу... Меня больше не волнует мой внешний вид в этом контексте. Это настоящая свобода! Мы играли нескромно, и это, несомненно, была эмоциональная разрядка для нас обоих. На съемках вам больше нравятся интимные, драматические сцены или комедийные? Комедийные моменты вгоняют меня в панику, потому что я, естественно, не владею этой механикой. Иван втягивает меня в комедию, и я благодарна ему за это, потому что это не в моей природе. Путь к комедии дается мне непросто, но я стараюсь! Кажется, вы не сильно заставляли себя ненавидеть собаку Идиота? От него так дурно пахло, просто мерзость! Самое странное, что я увидела, как Иван на самом деле влюбился в этого зверя. Он был тронут эдаким изгнанником, который никому не нужен. В конечном счете фильм получился комедией? Мы начинаем с комедии и постепенно переходим в экзистенциальную драму, нечто острое, касающееся кризисов жизни. Цинизм, демонстрируемый Иваном, на самом деле стыдливость и боль. Нам нужно поставить перед собой эти непристойные чувства, раздражение по отношению к детям, ненависть бытия в паре, несмотря на любовь к партнеру... Это что-то на стыке жанров. За это я и люблю фильмы Ивана. Может ли выйти четвертый фильм, продолжение этой трилогии о паре? Это может продолжаться бесконечно, пока не наступит смерть! Вы не боитесь быть парой в жизни и в кино? Как этому следовали Джина Роулендс и Джон Кассаветис с таким же распределением ролей: она актриса, он сценарист и режиссер? О, как я их люблю! Невозможно сравнивать нас с ними, но мы только и мечтаем об этом: найти еще какие-нибудь проекты, которые можно было бы сделать вместе. Иван часто просит меня срежиссировать что-нибудь. Думаю, он хочет, чтобы мы поменялись ролями. Но я не уверена, что обладаю достаточными режиссерскими способностями. В любом случае совместная работа более интенсивна, более болезненна, но доставляет и большее удовольствие, чем все, что я могла бы сделать в другом месте с другими людьми.