Егор Михалков-Кончаловский: Чем меньше денег — тем больше свободы
18 февраля в столице прошел предпремьерный показ фильма Егора Михалкова-Кончаловского «На Луне». На экране зрители увидят историю сына высокопоставленного отца, которого за проступок на время отправляют в дикие места к отшельнику. В главных ролях — Иван Архангельский, Виталий Кищенко, Александр Балуев. О том, как снималась лента, режиссер рассказал корреспонденту «Вечерней Москвы». Отцы и дети — Фильм «На Луне» сюжетно с космосом не связан, почему такое название? Где его снимали? — Название больше относится не к сюжету, а к ощущению. Когда фильм смотрите, понимаете, почему он так называется. Для меня этот проект стал удивительным курсом повышения квалификации. У нас были достаточно скромный бюджет и жесткие требования по производству. Когда малой армией сражаешься, надо очень хорошо подготовить план битвы. На натуру мы выезжали раз шесть — чтобы все пройти ногами, понять, где поставить камеры. Мы должны были сделать так, чтобы все точки были близко, чтобы не надо было ехать даже 20 минут — 300 метров прошел, и следующая площадка. Такая была скорость съемки. Фильм сняли на площади в два квадратных километра, кроме отдельных объектов — водопады тоже были рядом, и часть событий в Москве. Место в Карелии — Лахденпохья. Вообще я всегда хотел там побывать. — Представления о Карелии совпали с реальностью? — Чуть иначе ее представлял. Мне казалось, она более солнечная, более сосновая. Но то, что я увидел, не хуже. Там есть берендеевское что-то. Очень красиво умирают деревья — когда оно уже упало, и его постепенно съедает мох. И как-то мало людей — вроде вот тебе Финляндия, вот Петербург, а места достаточно дикие, звери ходят. — В фильме одну из главных ролей играет совершенно неузнаваемый Александр Балуев. Он играл в вашем фильме «Затворник», сейчас играет отшельника — есть ли какая-то связь? Как проходил кастинг? — Может, только подсознательная. Я с Александром давно знаком и был рад снова поработать. Когда мы выехали на натуру — поняли, с чем предстоит справиться, какие физические нагрузки ждут актеров. 70–80-летнему, даже крепкому актеру такое опасно для жизни. Вот вода два градуса, а окунуться нужно, нельзя обойтись дублером. Нужен был артист, который, с одной стороны, дед, а с другой стороны — крепкий, вечный дед такой. Балуев, когда я увидел его в гриме, был просто замечательным! Я даже пробы не делал. Виталий Кищенко — замечательный артист, но я думал, он не согласится — у нас проект маленький, авторский в общем-то. Я послал ему сценарий, через несколько часов созвонились. Спросил: «Будешь сниматься?» Ответил: «Да!» И все. А на роль Глеба был большой кастинг. Выбрали Ивана Архангельского. У меня бывали кастинги по нескольку сотен человек на роль, но это очень трудно. Я советский человек — когда в какой-нибудь магазин в Нью-Йорке прихожу и висит десять тысяч рубашек, очень трудно выбрать. Если бы висело четыре, было бы легче. Так и с кастингом, простите за сравнение, когда сотни людей проходят, глаз не помнит лица, и это неправильно. Поэтому у меня было 35 человек всего на главную роль на первом этапе, на второй тур дошли шесть, на третий — три. На четвертом туре я выбрал главного героя и двух его друзей. Вот и все. — Что вас привлекло в этом проекте? — Я взялся за фильм «На Луне», потому что мне понравилась возможность сделать сценарий с хорошим сценаристом Алексеем Поярковым. Было приятно поработать на легендарной студии Станислава Говорухина. Я помню, как засматривался на «Место встречи изменить нельзя». И вот теперь у меня самого проходит кастинг. Тем более этот проект начинал Говорухин. Главное — я мог сделать действительно авторское кино. Бюджет небольшой, но чем меньше денег — тем больше свободы. — В каждом проекте режиссер прорабатывает какую-то тему, исследует вопросы и находит на них ответы. Что это было для вас в фильме «На Луне» — тема отцов и детей? — Когда говорят «тема отцов и детей», сразу становится скучно. И отцам хочется держаться от этого подальше, и детям. Мне было интересно посмотреть на мир, который я знаю, из которого я сам, глазами человека, рожденного в XXI веке. Для него прошлый век — это XX, для меня XIX. Его прошлый век — мой век: с войной, революцией, Лениным, октябрятами, комсомольцами, Советской армией… — А есть ли какой-то вывод, которым вы можете поделиться? Что открыли для себя фильмом? — Я не старался делать выводы. Скорее задавал вопросы: как поступит герой? В конечном итоге, прошлое уже закончилось — его нет фактически, будущее наступает каждое мгновение, все что есть — сейчас. Вот, кстати, мой лозунг этого фильма: «Все, что у тебя есть, — это шаг, который ты делаешь прямо сейчас». Этот вопрос я и задаю. И если вы посмотрите, то поймете финал. Я в конце люблю ставить многоточие. В «Затворнике» многоточие, и в «Антикиллере», и в «Консервах». Единственный фильм, который у меня заканчивается одно значно, — это «Побег». Ставить многоточие — предоставлять отвечать на вопрос самому зрителю. — Судя по трейлеру, в фильме резкие методы воспитания молодого поколения. У вас подрастает сын Тимур. Вы разделяете эти методы? — Я бы не сказал, что то, что происходит с моим героем, — это воспитание, для этого уже поздновато; скорее реакции на содеянное, ответы на его эмоциональные выпады. Я не сторонник битья и никогда не бил детей. Меня мама могла шлепнуть в детстве, но именно шлепнуть — не бить. Папа вообще никогда в жизни пальцем не тронул. Не хочу сказать, что подобное воспитание неправильное, — я не знаю, но сам не сторонник. Хотя, может, в жесткости есть свой мотив. Потому что я, например, армию, жесткую и неприятную, вспоминаю с благодарностью сейчас. Меж двух миров — У вас напряженный график, удается находить время, чтобы общаться с маленьким сыном и следить за его первыми шагами, важными моментами? — Да. Он у меня родился достаточно поздно — мне 54 года, ему скоро три. Еще бы одного успеть или двух. Сейчас у меня получается больше времени с сыном проводить, чем с дочкой, когда она была в его возрасте. Я могу его почти в любой момент увидеть, если дома, конечно. Мы общаемся, играем. — Как вы считаете, для развития ребенка важнее мать, отец, или обязательно оба, или есть доминанта? Как это в вашей семье? — Мне кажется, оба важны в синергии, в симбиозе. Если у тебя только папа прекрасный, или только мама, этого мало. Хорошо, что есть, но мало. По-моему, нет правила, кто для девочки важнее — папа или наоборот. У моей дочки, мне кажется, мама больший авторитет. Бывают «маменькины сынки» или «папин сын». В моей жизни в равной степени важны и папа, и мама. Хотя с папой я не так много времени проводил, поэтому у нас не выработалась привычка часто встречаться. Но мы в очень теплых, прекрасных отношениях сейчас находимся. Но все, что мама вкладывала в меня, папа разрушал — шучу, конечно. Мама была патриотка и комсомолка, папа — диссидент и американист. И я пошел по пути Запада — уехал туда «навсегда», но вернулся. Мама была против отъезда. — Вам сложно было находиться между двумя абсолютно разными позициями, которых придерживались самые важные для вас люди? Что повлияло на ваш выбор? — Не секрет, что в конце 80-х советская власть действительно всем надоела. Она потому и рухнула, что все от нее устали. На Запад смотрели с надеждой, мечтой о красоте какой-то, благосостоянии. Всем казалось, что если на Западе устроиться, сразу все станут богатыми — будут на мерседесах ездить, в ресторанах сидеть. А Запад на самом деле другой совсем, но тогда была такая мысль. Я довольно долго собирался уехать. У меня не было альтернативного плана, только эмигрировать. И я эмигрировал. Окончил три учебных заведения, и мне стало скучно. Поэтому я решил вернуться в Россию, где мне было весело и весело до сих пор. — Вы назвали сына Тимуром — связано ли это с Тамерланом? И связь с Востоком, о которой вы периодически упоминаете, чувствует ли ее ваш сын? — Тимур вообще в переводе означает «железо» — красивое имя и понятие, символ. И да, Тамерлан является моим одним из очень серьезных героев исторических. К тому же это имя — Тимур — такое трансъевразийское, не совсем азиатское, и не чисто русское. Оно может быть и в России, и в Азии, а Азию я люблю. Я его предложил, но не настаивал, всем понравилось. — Бывает ли у вас свободное время и где вы предпочитаете его проводить? — Свободное время я люблю проводить в Амстердаме или в Парме, дня три-четыре, или в Алматы пару дней, или недавно ездил с моей девушкой и сыном в Ленинградскую область на зимний курорт. Если небольшое свободное время, люблю сидеть дома — в этом смысле я действительно домосед. — Любимые места в Москве? — Район «Мосфильма» очень люблю. И Красноармейскую улицу, там писательские дома, где я жил в детстве. Люблю дом, где жил Высоцкий, и этот район, потому что там были в моей молодости все рестораны, куда мы ходили, Дом кино, Дом литераторов… Замоскворечье люблю. Люблю ходить по центру. Мне нравится Москва сейчас, в отличие от 90-х годов. Я чувствую в ней себя жителем большого мегаполиса с огромной перспективой, развивающегося быстрее, чем его конкуренты, такие как Париж или Рим. Я считаю, Москва сейчас — один из самых пульсирующих, вибрирующих городов, с точки зрения какой-то жизни такой, вида внешнего. В целом мне нравится жить в России. Я сравниваю ее сейчас со многими странами, за примером которых мы гнались: Германия, Голландия, Франция или Италия, не говоря уж про Грецию и Испанию. Мне кажется, Россия сейчас в более хорошей форме. Хотя, конечно, есть много людей, которые многим недовольны, и не без причины. Есть много нехорошего в нашей стране, неправильного — я с этим согласен — и коррупция, и неэффективность во многих вещах. Но в целом мне страна нравится, и я надеюсь, что она будет идти в направлении развития. С оптимизмом смотрю в будущее. Широка Россия — Что главное, чтобы сохранить гармоничные отношения в семье, в жизни? — Много вещей, и каждому свое. Для меня очень важно иметь возможность не видеть близких. То есть быть вместе и не видеть их. Поэтому мы живем за городом, там можно большую площадь себе позволить, чем в Москве. Мне очень хорошо, когда мама живет со мной в одном доме, но у нее отдельная квартира. Мы можем абсолютно не встречаться, а захочешь увидеть и услышать — через одну минуту видишь. Для меня важен момент большого личного пространства. Вообще, мне кажется, надо просто прощать. Есть вещи, которые трудно простить, серьезные — предательство и прочее. Но в повседневной жизни очень часто возникают враждебность, споры и дискуссии. Просто надо меньше агрессии посылать в мир, меньше противостоять ему, меньше сопротивляться тому, что происходит с тобой. А с тобой и происходят твои близкие, твоя семья — они все время с тобой взаимодействуют. Надо меньше сопротивляться их каким-то страхам, не вступать в спор. Или иногда послушать всех и сделать по-своему, и все в результате подумают, что так и должно было быть. Люди очень много спорят. Надо меньше ввязываться в навязанные конфликты. Даже вопрос, что будем есть на обед — курицу или мясо. Если задуматься и все лишние конфликты убрать из жизни — все проще гораздо становится. — Вы подписываете свои фильмы Михалков-Кончаловский. И какую фамилию носит ваш сын? — Он носит фамилию Михалков. Все очень просто. На самом деле мы все Михалковы — все потомки Сергея Владимировича Михалкова. Это и Никита Михалков, и мой папа — Андрей Сергеевич, и мой двоюродный брат Степан, и Артем, и я Михалков в паспорте. Но папа в советские времена стал называть себя Кончаловским, чтобы аккуратно, без насилия перейти к подписыванию своих американских картин и не навредить родственникам, которые жили в СССР. И его стали называть Кончаловский, а меня уже как его сына. Но я Михалков по фамилии и стал подписываться Михалков-Кончаловский, чтобы было понятно, кто это. Михалковы как бы разделились на две ветви: одна — дети Никиты, другая — Андрея. Я хочу, чтобы понятно было, что я сын Кончаловского. Так было лет 20 назад. — Мы много говорили о России. Какая характерная черта жителя нашей огромной страны отличает нас от жителей других стран? — Я бы сказал — широта души. Но и расшифровал бы — эта широта души русского человека заключается в том, что он всегда жил на огромной территории. И поскольку у русского человека всегда была огромная территория, он, с одной стороны, всегда ее защищал, а с другой — не очень ее ценил и не очень ценит до сих пор. Поэтому Россия всегда была такая неустроенная. Поэтому ржавые железки везде торчат, даже когда только в Московскую область выедешь, из старых заводов и прочее. Из-за широты души, которая, на мой взгляд, из-за широты пространства происходит, русский человек — широкий, а не рациональный. Голландец, который вынужден насыпать землю, чтобы ее больше было, он рациональный, а русский — нет. Поэтому он нерационально воюет, нерационально побеждает, нерационально ввергает себя в пучину кровавой революции... Кто-то мне сказал очень интересную фразу про русского человека, что он очень счастливый, но очень неудачливый, а американец очень удачливый, но не счастливый. И действительно история России — во многом череда огромных неудач. Вот зачем нужно было свергать царя, устраивать революцию одну, вторую, коллективизацию, чистку, потом война, чистка армии, чистка после войны... Как это все Россия вынесла? Это ведь все нерационально! Но если бы мы рационально вели себя, нас бы было сейчас 650 миллионов человек русских... Но мы все выстояли, выдержали. И, мне кажется, это широта души. Русский человек и в жестокости своей широк — какая была Гражданская война беспощадная. Он жесток и в веселье своем, и в том, как тратит деньги, и в игре, и в любви. И в подлости своей русский человек широкий — сколько доносов было написано в сталинское время. И в величии подвига! Широко он живет и в хороших проявлениях, и в плохих. Но, когда говоришь «широкая душа», представляется скорее светлый образ, чем темный. Вот на этом бы я и закончил, что широта русского человека все-таки со знаком плюс. ФИЛЬМОГРАФИЯ — «Затворник» (1999) — «Антикиллер» (2002) — «Антикиллер 2: Антитеррор» (2003) — «Побег» (2005) — «Консервы» (2007) — «Наша Маша и Волшебный орех» (2009) — «Москва, я люблю тебя!» (2009) — «Розы для Эльзы» (2009) — «Возвращение в А» (2011) — «Сердце мое — Астана» (2012) — «Баку, я люблю тебя» (2015) — «Золотая дверь» (2016) — «Псоглавцы» (2016) — «На Луне» (2020) СПРАВКА «ВМ» Родился 15 января 1966 года в семье режиссера Андрея Кончаловского и актрисы Натальи Аринбасаровой. Служил в армии в кавалерийском полку при киностудии «Мосфильм» с 1984 по 1986 год. Учился в международной школе в Оксфорде. Окончил Кенсингтонский бизнес-колледж в Лондоне. Имеет степень магистра истории искусств в Кембриджском университете. Имеет двоих детей — дочь Марию от Любови Толкалиной и сына Тимура от Марии Леоновой. Актер, режиссер, сценарист, продюсер. Читайте также: Кадры со съемок фильма «Веном-2» появились в Сети