«Зимний вечер в Гаграх»: пять интересных фактов о съемках фильма
«Зимний вечер в Гаграх»: пять интересных фактов о съемках фильма Ровно тридцать пять лет тому назад вышел на экраны один из самых любимых советских фильмов. Необыкновенно лиричная и трогательная история о некогда знаменитом чечёточнике по имени Александр Беглов. Когда-то он был кумиром публики, а теперь живет скромно и незаметно. Он — репетитор танцев в эстрадном коллективе, где блещут иные звезды. И вдруг все меняется – к старому артисту снова возвращаются молодость и кураж… История первая: о том, как уговорить режиссера Рассказывает режиссер Карен Шахназаров: «Идея снять этот фильм родилась у нас сразу же после работы над картиной «Мы из джаза», где нашим репетитором был старейший в стране танцовщик – степист Алексей Быстров. Вскоре после окончания съемок «Джаза» он умер, и мы решили посвятить ему отдельный фильм. Помню, в это время я был в Сочи и там увидел старую эстрадную площадку. Родилась мысль снять картину о 1950-х годах, об эстраде тех лет. Так несколько идей соединились в одну…». Претендентами на роль Беглова (так назвали в сценарии Быстрова) были Евгений Леонов, Олег Ефремов, Петр Щербаков. Их пробовали по очереди. Но параллельно сценарий отправили Евгению Евстигнееву… Евгений Евстигнеев, кадр из фильма «Зимний вечер в Гаграх» Шахназаров сильно сомневался, что Евстигнеев подойдет на эту роль. Но… Вот что рассказывает сам режиссер о том, что было дальше: «Евгений Александрович прочитал сценарий, пришел ко мне и сказал: «Я хочу сыграть эту роль!». С этого момента он каждый день приезжал ко мне, ну просто как на работу и, как бы, между прочим говорил: «Хочу сыграть, хочу!» Я уступил… Поначалу на съемках у нас с Евстигнеевым не очень складывались отношения: мы оба люди с характерами. Но потом мы все же подружились. Евгений Александрович постоянно предлагал что-то свое… Помните, эпизод в фильме, где Беглов играет на тарелках? Это он придумал прямо на съемках. Мы снимали под музыку – и вдруг он неожиданно для всех начал в такт стучать тарелками и вилками. Так мы это и оставили…». История вторая: о капризной певице Певицу Ирину Мельникову списывали с Аллы Пугачевой. Еще во время работы над сценарием было решено пригласитьна эту роль Наталью Гундареву. — Наташа играла капризную звезду, — рассказывает Шахназаров, — но сама на съемках вела себя скромно: никогда не опаздывала и не требовала поблажек. Наталья Гундарева, кадр из фильма «Зимний вечер в Гаграх» Петь за актрису в фильме, по задумке авторов, должна была та же Алла Пугачева. Ее приглашали, но… В результате за кадром мы слышим голос Ларисы Долиной. История третья: как Панкратов-Черный зарабатывал чечёткой Поначалу на роль Аркадия Грачева режиссер пригласил Игоря Скляра, с которым до этого уже работал. Но артиста не отпустили на съемки из театра, и тогда Карен Георгиевич Шахназаров позвал в картину своего давнего друга, артиста Александра Панкратова-Черного. Александр Панкратов-Черный, кадр из фильма «Зимний вечер в Гаграх» — Незадолго до «Зимнего вечера» я снялся у Карена в картине «Мы из джаза», — рассказывает нам актер. – В «Джазе» танцовщик Быстров научил меня бить чечетку, да и, вообще, танцевать. Это здОрово пригодилось мне в новой картине. Снимали мы не только в Гаграх и в Москве, но и в Одессе. Там, в перерыве между съемками, я прямо на улице начал танцевать чечетку. Какая-та женщина смотрела на это, смотрела, а потом и спрашивает: «Сколько тебе кидают за этот танец?». Я ляпнул: «20 копеек». Она тут же крикнула окружающим, чтобы мне давали больше денег. И одесситы стали подходить ко мне и предлагать кто рубль, кто трешку… Конечно, я этих денег не взял. История четвертая: про тайное свидание В фильме дебютировала будущая прима-балерина Большого театра, тогда еще восьмилетняя Анна Иванова, которая сыграла дочь Беглова в детстве. Кадр из фильма «Зимний вечер в Гаграх» — Помню, как это было нелегко, — рассказывает Анна. – Сначала я прошла пробы, в которых участвовали еще сто маленьких девочек. Потом училась бить чечетку… Но мало, кто знает, что на эту роль пробовалась юная Ирина Цывина, которая в будущем станет супругой Евстигнеева. В прошлом году она скоропостижно ушла из жизни, но в одном из своих интервью она призналась: «Первое настоящее наше с Евгением Александровичем свидание было на съемочной площадке этого фильма. Тайное, его тогда никто даже не заметил…» История пятая: как сфинкс сожрал семь километров проводов — В качестве декорации мы придумали электронного сфинкса, с выдвигающей лапой, на которой выступали танцоры, — вспоминал художник-постановщик фильма Валерий Филиппов. – Молодые специалисты по электронике, помогавшие нам, израсходовали на сфинкса семь с половиной километров электрических проводов и несколько тысяч лампочек…