«Эма: Танец страсти»: что можно узнать о себе с помощью танцев и секса

Картины чилийского режиссера Пабло Ларраина многократно попадали в разные программы ведущих мировых кинофестивалей: Берлинского, Каннского, Венецианского и других. «Эма: Танец страсти» претендовала на главные награды в Венеции. Одни критики пришли от фильма в восторг, говоря о том, что Ларраин фактически создал новый кинематографический язык, другие ленту не поняли и не приняли. Хочется согласиться с первыми: «Эма» (в оригинальном названии только имя главной героини) производит сильное впечатление и действительно мало на что похожа. Год неспокойных женщин: cамые ожидаемые кинопремьеры 2020‑го Главная героиня по имени Эма (Мариана Ди Джироламо) живет в чилийском Вальпараисо и танцует в коллективе своего мужа, хореографа Гастона (Гаэль Гарсия Берналь, который уже неоднократно появлялся в картинах Ларраина). Танцует что-то вроде контемпорари данс, иными словами – нечто эстетское и принадлежащее высокой культуре. Эма и Гастон воспитывают недавно усыновленного мальчика-младшеклассника из Колумбии, но ребенок оказывается, мягко говоря, сложным: в частности, он поджигает лицо сестры Эмы. Героиня принимает сложное решение отдать его обратно в детдом. Гастон соглашается, но потом начинает без конца упрекать девушку в этически неоднозначном поступке. Ее и саму, разумеется, мучают сомнения и угрызения совести. В какой-то момент Эма не выдерживает и уходит жить к подруге, а еще не на шутку увлекается танцевальным жанром реггетон, вызывающим у Гастона отвращение. Жизнь ее уже никогда не будет прежней. Пабло Ларраин – один из главных, наряду с Себастьяном Лелио, молодых современных чилийских режиссеров. Интересуют его прежде всего вопросы политики – в самом широком смысле слова – и творчества, причем иногда эти темы в его картинах пересекаются. В начале карьеры он создал трилогию об эпохе Пиночета («Тони Манеро», «Вскрытие», «Нет»). Последняя ее часть, «Нет», все с тем же Берналем в главной роли, хоть и рассказывает о событиях тридцатилетней давности, но актуальна для многих стран образца 2020 года. Посвящена она тому, как можно победить диктатуру: оказывается, иногда это не так сложно сделать. В 1988 году оппозиция в Чили получила почти на месяц доступ к телеэфиру: Пиночет был вынужден провести референдум, после которого его полномочия могли продлить или прекратить. «Джентльмены»: как Гай Ричи вернулся к истокам Копирайтер из рекламного агентства (этот образ собирательный) изобретает удачный ход: в придуманных им роликах показано не насилие эпохи Пиночета, а светлое будущее, которое ждет страну без него. Эффект оказывается поразительным. Следующая лента Ларраина «Клуб» (Гран-при «Берлинале») исследует жизнь священников-педофилов, живущих отшельниками, но не наказанных никак иначе за свои прегрешения. Фильм «Неруда» повествует о преследовании знаменитого поэта Пабло Неруды полицейскими за его коммунистические взгляды. Первая и пока единственная англоязычная работа режиссера «Джеки» показывает Жаклин Кеннеди в первые дни после убийства ее мужа. Натали Портман удостоилась за роль Джеки номинации на «Оскар». «Эма: танец страсти» – последняя на данный момент картина постановщика – самая визуально яркая и радикальная лента Ларраина. На первый взгляд «Эма» может показаться похожей на некоторые картины коллеги Ларраина по испаноязычному кино Педро Альмодовара с их мелодраматическими поворотами сюжета, взятыми словно из мыльных опер. Но если убрать шелуху гипертрофированности, то оказывается, что события, происходящие в фильме, имеют больше отношения к нашей реальности, чем кажется вначале. И дело даже не в том, что она порой причудливей любой фантазии. «1917»: что не так с главным претендентом на звание фильма года В первую очередь речь о том, что в современном мире традиционная модель семьи и моногамия себя постепенно изживают, и Ларраин исследует именно эту тенденцию, пусть и доводя ее до крайности. Сценаристы картины Гильермо Кальдерон и Алехандро Морено придумали настолько эффектный иллюстрирующий это сюжетный твист, что уже ради него одного стоит посмотреть «Эму». Кстати, семьей могут стать и подруги: не в последнюю очередь «Эма: танец страсти» – и картина об обретенном сестринстве, girl power, женской солидарности, которые спасают в тот момент, когда самый близкий до сей поры человек говорит невыносимо жестокие слова. Но покоряет картина не только своими взрывоопасными (кстати, огонь – один из главных образов «Эмы») идеями, но и их связью с визуальным языком фильма. У Ларраина вообще всегда форма идеально подогнана к содержанию: точно стилизованный под киноизображение 80-х «Нет», мрачный в соответствии с тематикой «Клуб», строгая и элегантная, несмотря ни на что, «Джеки». «Эма: танец страсти» – полный зажигательной музыки, заразительных танцев и самого разнообразного секса фильм с животной энергетикой: ведь посвящен он работе с нерациональной частью нашего «я». Плотское даже в светском обществе многими воспринимается как низкое. Но все больше людей сегодня рассуждает о том, что доверять нужно не только своему разуму, но и телу, которое знает ответы на все вопросы еще до того, как на них ответил мозг. Ларраин телесное весьма убедительно воспевает в его самых ярких проявлениях: рожденном на улице танце и сексе – которые не всегда равны друг другу, но всегда синонимичны свободе. Благодаря им Эма понимает, кто она и чего она хочет на самом деле. И если вы еще не танцуете, то после просмотра фильма Пабло Ларраина, скорее всего, захотите начать – чтобы узнать, какие открытия может принести более близкое знакомство с собственным телом. Если, конечно, осмелитесь.