Режиссёр Аким Салбиев: «Мосфильм» – это наша фабрика грёз»

Житель Дорогомилова Аким Салбиев – известный кинорежиссёр, актёр, продюсер, сценарист, певец. Отдельное место в его сердце отведено легендарному месту на Западе Москвы – киностудии «Мосфильм», с которой связаны многие яркие воспоминания режиссёра. – Аким, может ли, по-вашему, место жизни влиять на настроение, на творчество? – На моё настроение не может влиять ни время суток, ни погода, ни время года. А место – да. Я выхожу на Кутузовский проспект, дожидаюсь муниципального транспорта и через дорогу «здороваюсь» со своими великими учителями – Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым и Тамарой Фёдоровной Макаровой, чьи мемориальные доски висят на доме, в котором они жили. Я спускаюсь к набережной Тараса Шевченко и снова поднимаюсь по Большой Дорогомиловской. И этот треугольник, слава богу, не Бермудский, мне знаком, дорог и близок. Какие величайшие люди жили здесь! Поэт Александр Твардовский и художник Валентин Серов, кинорежиссёры Александр Довженко, Михаил Калатозов и Борис Барнет, Лариса Шепитько и Элем Климов, Борис Бабочкин… Вот здесь-то, в своём районе, я ощущаю и чувствую зримо время личного взгляда и личного участия в круге жизни. – Как давно вы обосновались на Кутузовском? – В нашем районе уже четверть века. Привели сюда меня надежды и почитание мастеров – недалеко «Мосфильм». Мне всегда нравился этот район – и не потому, что он «центровой», престижный. Здесь своя аура, состоящая из интеллигентности, содержания и творчества. Здесь, безусловно, свой уклад жизни. 20 лет назад началась реконструкция Украинского бульвара. Не скрою, мне очень нравится в любое время года гулять по нему, встречать знакомых людей или просто постоянных, таких же, как я, прогуливающихся. Были времена, когда мы часто гуляли с Инной Владимировной Макаровой, выпускницей первой мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. – Какие ещё важные встречи случились в Дорогомилове? – С Борисом Ефимовым. Это человек, проживший более века, отразивший в своих карикатурных шедеврах историю страны и мира. Он жил в доме 1 по Кутузовскому. Свой первый художественный фильм «Короткая игра» я снимал на его даче, в Валентиновке. А через несколько лет стал его соседом. И самыми яркими воспоминаниями были наши встречи на прогулках, разговоры, истории, рассказанные им. – Какие фильмы вы снимали в нашей округе? – Несколько эпизодов фильма «Между воскресеньем и субботой» я снял у подъезда Тамары Фёдоровны Макаровой. Выйдя прогуляться с собачкой, она была искренне удивлена и обрадована, пригласила всю съёмочную группу на чай. – Кто из известных коллег приезжал к вам в гости? – У меня дома бывали все те актёры, которые снимались в моих фильмах. А также музыканты, звёзды эстрады, политики. В общем, все, с кем связана моя жизнь. Лучшие песни, которые впоследствии вошли в мои альбомы, тоже были написаны здесь. Соседи помнят, как у меня в гостях была героиня сериала «Просто Мария» Виктория Руффо с супругом, а чуть позже – Мэйсон, в миру Лэйн Дэвис, из сериала «Санта-Барбара». – Какие любимые места у вас в родном районе? – Когда ранней весной и осенью старожилы сидят на скамейках и мне удаётся присесть рядом, я слушаю их дивные истории, связанные с нашим районом, и их воспоминания становятся и моими. Потому как я «опоздал» к ним всего-то на 5–10 лет – на годы, которые я учился во ВГИКе. Люблю рассказывать о том, в частности, что в нашем доме не одно десятилетие был единственный в Москве магазин под названием «Вологодское масло». – Какие собственные кинопроекты вы считаете самыми значимыми? – Не мне определять их значимость. Однако назову фильмы, которые были нужны мне и были сделаны ко времени: «Август. Цхинвал», «Леонид Рошаль. Без лишних слов», дилогия о Людмиле Михайловне Алексеевой, правозащитнице, председателе Московской Хельсинкской группы. А также художественный фильм «Одиннадцать писем к Богу», получивший более десятка наград на российских и международных кинофестивалях. Уже несколько лет лежит сценарий многосерийного художественного фильма по повести Льва Николаевича Толстого «Хаджи-Мурат», написанного по моей просьбе Эдуардом Володарским. Однако федеральные каналы «менжуются», попросту говоря, боятся этой истории. – Интересно, если бы режиссёр Аким Салбиев снимал фильм про жизнь своей округи, какого он был бы жанра? – Это должен быть фильм, как в старые добрые времена, состоящий из новелл, связанных с искренней, настоящей дружбой, неподдельными отношениями. У нас район достаточно благоустроенный и чистый. Справедливости ради я должен назвать тех, кто это делает ежедневно. Я не люблю определение, которое используют многие, – гастарбайтеры. Это таджики, молдаване, киргизы, узбеки – люди, когда-то учившиеся в Москве, но в данное время испытывающие затруднения в жизни на родине и поэтому вынужденные зарабатывать на жизнь там, где больше платят. – Аким, в начале разговора вы сказали, что в Дорогомилово вас привели ваши надежды – недалеко «Мосфильм». Что для вас значит студия? – Это наш сказочный Голливуд! Мечта! Ещё учась во ВГИКе, я проходил практику на фильмах, ставших сегодня классикой: «Чучело» Ролана Быкова, «Убить дракона» Марка Захарова. Одновременно по коридорам студии ходили Сергей Бондарчук и Евгений Матвеев, Игорь Таланкин и Марлен Хуциев. Марлен Мартынович тогда работал над фильмом «Послесловие», который был снят по рассказу Сергея Пахомова «Тесть приехал». В главной роли – Ростислав Янович Плятт. Когда я встретился с ним на «Мосфильме», чуть сознание не потерял. Ранее видел его на сцене Театра им. Моссовета, а тут он идёт со шлейфом французского одеколона. Я собрал волю в кулак и пошёл вслед. Ростислав Янович почувствовал, что за ним кто-то идёт, сделал удивлённое лицо и недоумённо приподнял плечи… Больше 30 лет прошло, а сцену эту помню посекундно, детально. – Аким, а как дальше складывались ваши отношения с «Мосфильмом»? – Я показывал свой дипломный фильм в разных объединениях, где художественными руководителями были Ролан Быков, Владимир Меньшов, Карен Шахназаров, Сергей Колосов. Фильм нравился, и меня готовы были запустить с дебютом – первой полнометражной картиной. Однако кто даст молодому режиссёру свой новый сценарий? Был я и у Эмиля Брагинского, и у Виктора Мережко, и у Аркадия Инина. Они с интересом разглядывали меня, но этим всё и ограничилось. Спасибо Никите Михалкову, он взял меня в свою киногруппу «Сибирский цирюльник». Это был первый запуск фильма, где должны были играть Марчелло Мастроянни и Мерил Стрип. Какое это было золотое время! Люди, имена, судьбы, интриги… – И последний вопрос – чем заняты сейчас ваши рабочие будни? – Готовлю XXIII фестиваль искусств «Москва. Пушкин. Февральские вечера». Концерты, фильмы, литературные программы. Пользуясь случаем, приглашаю всех, кому дорого имя первого поэта России. Мероприятия пройдут в Музее А. С. Пушкина на Пречистенке, 12/2, и в наших филиалах: Музее-квартире Пушкина на Арбате, на Остоженке в Музее Тургенева и на Старой Басманной, в доме-музее дяди Пушкина – Василия Львовича с 15 февраля. Вход свободный Любимые места на Западе Москвы Акима Салбиева 1. Ленинские горы – ныне Воробьёвы. Здесь человек становится окрылённым, вдохновлённым. Можно доверить свою мечту небу Москвы. Здесь охватывает гордость, потому что за мной МГУ. 2. «Горбушка» – это легенда 1980-х – начала нулевых. Там мог найти и купить всё самое свежее. Ездил туда еженедельно ещё и потому, что время от времени там звучали мои песни – на весь пиратский рынок. 3. МГИМО. Туда меня пригласили с фильмом «Одиннадцать писем к Богу». Эту встречу с будущими дипломатами, «лукавой» молодёжью, буду помнить всегда. МГИМО – это «государство в государстве».

Режиссёр Аким Салбиев: «Мосфильм» – это наша фабрика грёз»
© На Западе Москвы