Войти в почту

Образ современного мужчины в массовой культуре – анализ омского психолога

Если набрать в поисковике: «Образ современного мужчины в массовой культуре» вы увидите, что говорят в основном про мужчину мечты – некий недостижимый идеал принца, невозможный в жизни. На мой взгляд, в современной массовой культуре совершенно другие тренды. В лучшем случае образ героя раскрывается с разных сторон, демонстрируя нам живого человека с достоинствами и недостатками, при этом нет абсолютизации какой-либо из сторон личности. Здесь можно привести в пример один из свежих фильмов «Брачная история». И мужской, и женский персонажи здесь живые люди, с живыми эмоциями. Они находятся в сложной жизненной ситуации, и каждый переживает её по-своему. Они реагируют как люди, они испытывают эмоции свойственные любому из нас: злятся, обижаются, ревнуют. Они живут, и зрители проживают этот тяжелый момент вместе с ними. Фильм замечательный, но разумеется статья совсем о другом. Первый образ для разбора – это гипермаскулинный волк одиночка, не знающий пощады. Его невозможно утопить, сжечь, застрелить…. Его супругу убили, она умерла или бросила его, так как не могла больше жить «такой» жизнью… Если в фильме с подобным героем появляется ребенок, то только, чтобы он мог его спасти. Отношения в подобных фильмах – это балласт. Остепениться подобный человек не может, только в отпуск сходить, но исключительно после спасения мира. Если герой не спасает весь мир, то борется со всем миром, например, преступным. Здесь у нас «Джон Уик», «Миссия не выполнима», «Джэйсон Борн» и много-много всех остальных. Образ банальный, но может быть интересным, если сыгран харизматичным актером. Образ героя одиночки не нов, но актуален и по сей день. Что беспокоит меня, как психолога? Постоянное усиление социопатических черт героя и их переход в ярко проявляющуюся психопатию. И вот перед нами уже не просто герой, а антигерой… Он как будто «за наших», но у него нет нравственных барьеров, только жажда крови. Популярные представители «Убийца» Дени Вильнёва и «Каратель» от NETFLIX. Образы чрезмерны в своей жестокости и могут отрицательно влиять на не окрепшие умы. Сразу оговорюсь, я не отношусь к оголтелым критикам интернета, компьютерных игр, жестоких фильмов. Вопрос строго индивидуальный и зависит от сформированности личности - её эмоциональной зрелости. Доза также имеет значение. Бездумное потребление – это яд, особенно когда речь идет о пассивном созерцании гиперболизированной жестокости или, тем более, творении этой самой жестокости в компьютерных играх. Я знаю, о чем говорю, так как много работал с зависимыми людьми: с детьми, подростками и взрослыми. Агрессия, жестокость, одиночество, антисоциальность, всё это может вызывать некоторое беспокойство, но, на мой взгляд, основную роль здесь играет направление. За направление отвечает отец или значимый авторитетный мужчина, заменяющий отца. Инстинктивно мужчина – это охотник и защитник. Выходя из дома, мужчина думает о цели, а не о доме. Именно поэтому женщина – хранительница очага, и я говорю не о стирке, глажке, уборке. Женщина связывает в единое целое всех членов семьи на ментальном уровне. Разумеется, речь идёт о гармоничных семейных отношениях. Везде есть нюансы, но факт остается фактом, каким бы умным ни был мужчина, но тонкую материю, где семья - это ВМЕСТЕ, налаживает именно женщина. Поэтому, несмотря на избыточность образа маскулинного альфасамца, он не так далёк от образа «настоящего» мужчины. В этом образе не хватает ответственности и стратегичности мышления, ведь герои боевиков обычно реагируют на обстоятельства, а не думают вперед. При всем вышесказанном, в целом, ситуация терпимая. А вот теперь, речь пойдет об образе, который меня очень беспокоит… Инфантильный, безответственный неудачник, возведенный в десятую степень. Больше всего меня беспокоят ситкомы. Вот в чём, на мой взгляд, проблема данных сериалов. Художественный полнометражный фильм предполагает развитие персонажа. Да, по факту не всегда это развитие есть. Нет смысла перечислять плохие фильмы с отвратительными героями, есть очень известный всем блогер, препарирующий данные шедевры и ярко демонстрирующий насколько куце и уныло развивается арка основного персонажа. Фильм длится полтора–два часа и образ не успевает внедриться в мозг и начать расти там как раковая опухоль, в отличии от ситуационных комедий, справляющихся с данной задачей на все сто… Основная цель ситкома сохранить персонажа, не дать ему развиться, все благие начинания заканчиваются провалом, а герой возвращается туда, откуда начал. Периодически авторы создают ситуации отката персонажа, чтобы после вернуть его в привычный круг. Именно в этой «стабильности» и кроется основное зло. Популярные телеканалы, аудиторией которых является молодежь, демонстрируют нам героя, которого ни чему не учит жизнь. Сначала это может быть даже забавно, он: реальный пацан; талантливый повар; спортивный журналист, с птичьей фамилией; сын олигарха или полицейский из подмосковья, а может быть это даже учитель физкультуры… Их много, катастрофически много. Они пусты, безответственны, инфантильны и беспросветно глупы, поэтому из раза в раз совершают одни и те же ошибки. В этих самых «сериальных комедиях» ответственно, как взрослые, ведут себя женщины. Здесь женщины менее истеричные, чем мужчины, их действия более логичные и взвешенные, они более волевые и харАктерные, поэтому лучше преодолевают жизненные невзгоды. Поступки «ситкомовских» мужчин вызывают чувство жалости, на котором строятся все любовные отношения. Это отношения мамы и никудышного сына, которого она бесконечно прощает и несёт своё бремя дальше. Он – прячется от ответственности, которую сам на себя взял; изменяет, причём всегда попадается; подставляет, мстит, плетёт мелочные интриги. Да, кстати, о мелочности. Даже когда этот, с позволения сказать мужчина, ведёт борьбу за желанную женщину (ну ту самую, которой сядет на шею и будет вести себя с ней как последний негодяй), он использует настолько мелочные и гнусные инструменты, что стыдно на это даже смотреть. Он плачет, закатывает истерики, подставляет своего соперника или ту самую – единственную, чтобы соперник сам от неё отказался. И это повторяется из серии в серию, раз за разом, одно и то же вбивается в головы зрителей. Абсолютно токсичные модели поведения стекают со всех модных каналов связи (ведь теперь они не только на телевидении) и внедряются как жизненные установки. Мужчины здесь не думают, не анализируют, а реагируют как истерички. В завершении хочу сказать следующее, а точнее повторить, для тех, кто читал другие мои статьи. Мы – не идеальны. Под действием эмоций, недальновидности или элементарной глупости мы совершаем ошибки, проявляем трусость, а порой, совершаем подлые поступки. Да, в некоторых ситуациях мужчины действительно ведут себя не по-мужски. Но демонстрация не мужского поведения формирует извращенный образ и становится эталоном, развивая в мужчине противоестественные черты личности.

Образ современного мужчины в массовой культуре – анализ омского психолога
© Новый Омск