Войти в почту

Рэдклифф руки-базуки: чем хороши "Пушки Акимбо"

27 февраля в российский прокат вышли "Пушки Акимбо". Дэниэл Рэдклифф, известный как мальчик-волшебник из фильмов по книгам Джоан Роулинг, играет неудачника, который любит распускать язык в интернете. Однажды он дерзит тому, кому не следует, и по его душу приходят представители подпольного реалити-шоу, где соперники по-настоящему убивают друг друга. Чтобы склонить клавиатурного воина к участию в поединке насмерть, а заодно снять его пацифистские зажимы, незваные гости прибивают к каждой его руке по пистолету. В столь гротескном виде, дополненном халатом, плюшевыми тапочками и отсутствием брюк, ему предстоит схлестнуться с убойной маньячкой. Вместо волшебной палочки Недоумение фильм начинает внушать уже своим названием. Оказывается, режиссер Джейсон Ли Хауден — заядлый геймер и подсмотрел этот термин в видеоигре. "Акимбо" означает технику боя с оружием в каждой руке. Моду на подобное баловство в 1980-е ввел гонконгский затейник Джон Ву, открыв глаза соотечественников-кунгфуистов на прелести огнестрела в кино. Хауден довел эту идею до крайности, соединив пистолеты и человека воедино. По сути, постановщик (он же автор сценария) придумал "Эдварда руки-ножницы" для современного поколения. Значительная часть картины посвящена потугам Рэдклиффа выполнять базовые манипуляции вроде открытия дверей и натягивания штанов своими смертоносными культями, что неизменно рождает потешные ситуации. Вообще радикальность, с которой актер выбирает безумные роли, чтобы отдалиться от образа юного мага, внушает уважение. В ужастике "Рога" он разжился демоническими отростками у себя на макушке. Конечно, уже ни что не переплюнет его партию в картине "Человек — швейцарский нож". Там "мальчик, который выжил" сделал все, чтобы его так больше не называли: сыграл разлагающийся труп, который коммуницирует с главным героем посредством метеоризма. Самое удивительное, что это была не столько пошлая комедия, сколько душевный арт-хаус. Так что Хауден точно знал, кому отсылать свой сценарий. У человека с послужным списком Рэдклиффа могла быть только одна реакция: "Руки-пистолеты?! Мое тело готово!" Режиссер вдохновлялся старыми боевиками 1980-х — недаром у Арнольда Шварценеггера есть лента "Бегущий человек" с похожим сюжетом. Однако Хауден хотел поместить в центр замеса не бугая с героической квадратной челюстью, а самого обычного человека. Рэдклифф идеально подходит на типаж простого парня, который своей приземленностью уравновешивает всю дичь, что с ним творится. Впрочем, экс-Поттер — не единственный лицедей, кому пришлось подвергнуться метаморфозам для перевоплощения в персонажа. Австралийская актриса и модель Самара Уивинг, засветившаяся в ужастике "Я иду искать", тоже изменилась до неузнаваемости. Ей выпала радость изображать кокаиновую социопатку без бровей и со стальными клыками. Девушка отрывается на экране с заразительным задором. Не отстает от нее и Нед Деннехи в качестве главного злодея, сочетающего кривляния с харизмой. Собрать столь искрометное трио — настоящая кастинговая победа для фильма. На стиле "Пушки Акимбо" всего лишь второй фильм Джейсона Ли Хаудена (дебютом был ужастик под названием "Смертельный оргазм"). Когда ты начинающий постановщик с ограниченным бюджетом, неплохой способ заявить о себе — это придать фильму отличительный стиль. Например, на манер Гая Ричи, который заморачивался с монтажными ужимками в своих ранних работах. В этом смысле Хауден и его оператор Стефан Сюпек стараются палить из всех орудий. На экране то и дело вспыхивает рисованная графика, подсказывающая имена героев или количество оставшихся в обоймах пуль. Камера оказывается в самых неожиданных местах, резко выхватывая оригинальные ракурсы, а затем пускается в головокружительные облеты по спирали и участвует в потасовочной хореографии. Лучшая экшен-сцена, где Самара Уивинг в одиночку разносит ватагу противников, снята по заветам того же Ричи и его товарища Мэттью Вона ("Kingsman: Секретная служба"). Действо в объективе то безудержно ускоряется, то застывает в грациозном рапиде, а длинные планы позволяют оценить изворотливость раздаваемых тумаков. В перестрелках периодически всплывают элементы ган-каты — боевого стиля, придуманного режиссером Куртом Уиммером в его фильме "Эквилибриум". Если вкратце, то он сводится к тому, чтобы быстро сменять максимально пафосные позы с пистолетами, пока все супостаты вокруг падают замертво. Есть и другое заимствование: в одной из драк последствия каждого удара показываются быстрым рентгеном — эту фишку Хауден подсмотрел в последних частях игры Mortal Kombat. Строго говоря, это не единственная аллюзия к геймингу: суматошные темп и сюжет развиваются как будто под лихорадочное долбление кнопок на джойстике, а не под диктовку сценария. В 2006 году боевик "Адреналин" уже пытался воспроизвести на большом экране дух GTA своей хулиганской энергетикой. "Пушки Акимбо" следуют той же тропой, пусть и не без отклонений. Большая часть действа разворачивается на фоне мусорных свалок и пустырей, что временами придает картине слегка постапокалиптический вид. Хоть многие творческие находки Хаудена и являются подмигиваниями чужим приемам, ему удалось собрать из них действительно бойкое и примечательное кино. По крайней мере, с визуальной точки зрения. Двойка за сочинение С чем у "Пушек Акимбо" реально большие проблемы, так это со сценарием. Хауден придумал самобытную и занятную идею, но не смог создать вокруг нее хоть сколько-нибудь убедительный мир. Повествование честно не пытается скрывать условности происходящего, но отсутствие внутренний логики и избыток откровенного бреда мешают погружению в историю. Чтобы закрыть глаза на невозможность подобных уличных разборок или на навыки стрельбы, которые прокачиваются и снова теряются за сутки, понадобится максимально отключить мозг. Фильм Хаудена периодически ходит на волоске от треша, но при этом, как ни странно, не лишен идейного посыла. Похоже, режиссер планировал чуть ли не сатирически вскрыть две наболевшие социальные проблемы: сетевую травлю и одержимость жестокостью в обществе. По интернет-троллям картина проходится крайне поверхностно и неубедительно. Особенно в контексте того, что режиссер чуть не сорвал прокат "Пушек Акимбо", так как оказался и сам не прочь доводить людей в Twitter. Со второй идеей получилось и вовсе как-то лицемерно. Фильм вменяет в вину человеческому роду помешанность на насилии, но сам почти с садистским наслаждением смакует всевозможные убийства и увечья. Для боевиков в порядке вещей упиваться кровавым угаром, но вот попутно с осуждением цокать языком в адрес социума — уже не слишком последовательно. Попытки юморить тоже далеко не все попадают в цель, а иные столь вымучены, что дают неловкие осечки. Дэниэл Рэдклифф описал "Пушки Акимбо" как "фильм Джейсона Стэйтема, срежиссированный Эдгаром Райтом". Этим сравнением он, конечно, бесстыже польстил и себе, и режиссеру, которому далеко до озорного британского светоча. Тем не менее креативный подход постановщика к материалу налицо — столь причудливые гибриды кино, комиксов и игр нечасто забредают в прокат. Тем, кому хочется веселой пальбы под заводной саундтрек, стоит дать картине шанс. Полтора часа хронометража проносятся мимо со скоростью гепарда на "Феррари" — и столь же абсурдно.

Рэдклифф руки-базуки: чем хороши "Пушки Акимбо"
© ТАСС