Variety (США): русские картины на Берлинале
Если учитывать только время показа, то русский контент занял значительную часть официальных разделов Берлинале-2020. В основном это из-за умопомрачительного масштабного проекта Ильи Хржановского о тоталитарной советской системе «ДАУ», состоящего из 14 новелл, две из которых показывают в Берлине в течение восьми с лишним часов. «ДАУ. Наташа» длится два часа 19 минут и является одной из конкурсных премьер. На вебсайте ДАУ его называют «рассказом о насилии, в равной степени радикальном и провокационном». Фильм повествует о двух буфетчицах из совершенно секретного советского НИИ, между которыми возникает опасливая дружба после того, как одну из них соблазняет иностранный гость. Дружба длится до тех пор, пока не вмешивается Министерство госбезопасности. В программе экспериментального кино показывают «ДАУ. Дегенерация», который длится шесть с лишним часов. Действие картины происходит в том же самом НИИ, который показали в «Наташе». Там проводятся научные и оккультные эксперименты с целью создания идеального человека. В исследования вовлечены все сотрудники: привилегированные квантовые физики, офицеры КГБ, работники столовой и политические радикалы из числа подопытных. Продажами обеих картина занимается берлинско-парижский Coproduction Office. В отличие от «ДАУ», показанный в той же программе фильм «Уроки фарси» (совместное производство России, Германии и Белоруссии) предлагает более традиционную повествовательную линию артхауса. Действие картины происходит в концлагере. Это история о бельгийском еврее, притворившемся персом и вынужденном давать уроки фарси одному из немецких охранников. Продажами картины занимается французская компания Memento. «Котлован» Андрея Грязева показывают в «Панораме». Это мозаика из видеороликов, собранных на Ютьюбе, в которых жители России напрямую обращаются к президенту Путину. Фильм отражает целый калейдоскоп настроений этой страны — от смиренной мольбы о помощи до яростного возмущения из-за несправедливости и повсеместной коррупции. В программе дебютов и экспериментов «Форум» показывают фильм дебютантки Марии Игнатенко «Город уснул». Это картина о чувстве утраты, которое испытывает моряк после внезапной смерти жены. Продажами картины занимается REASON8. Анимация всегда была сильной чертой русских. «Мой галактический двойник Галактион» мультипликатора-самоучки Саши Свирского участвует в программе короткометражных фильмов. Между тем, на конкурсе сериалов Берлинале покажут картину «Пешки» супругов Михаила и Лили Идовых. В этом эксклюзивном мероприятии будет участвовать основатель Metrafilms и продюсер Артем Васильев. Это один из 10 концептуальных сериалов, отобранных для показа аудитории потенциальных сопродюсеров и спонсоров. Действие «Пешек» происходит в 1965 году. Это история про молодого и ужасно застенчивого советского шахматиста Макса, которого КГБ вербует для исполнения мелких поручений (шахматисты могут выезжать за границу). Юноша обнаруживает, что благодаря своим навыкам и умениям он является прирожденным агентом. «Вопрос в том, на чьей он стороне», — говорит Михаил Идов. В чем юмор? Идов объясняет: «Он не такой эксцентричный, как большинство шпионских комедий, но в нем есть немного усиленные элементы из „Одиннадцати друзей Оушена". Это нечто вроде осовремененной версии „Досье „Ипкресс"" или „Похорон в Берлине". Для Лили и для меня такие фильмы всегда были золотой жилой шпионского экшна (но без воинственного сексизма»). А какие партнеры лучше всего подходят для такого рода проекта? «Поскольку действие картины разворачивается в Берлине, Вене и Москве, мы считаем, что этот сериал будет совместным производством с сильным немецким и русским присутствием», — отвечает Идов. «Поэтому мы открыты для потенциальных дистрибьюторов, сопродюсеров и партнеров». Metrafilms также готов вести переговоры с иностранными покупателями о второй картине Михаила Идова «Стремление», которую он снимет после «Юмориста». «Стремление» это англоязычный фильм (его английское название «Aspiration»), и сейчас готовится его сценарий. Это будет совестное производство Metrafilms (Россия), Outrages Production (Канада), Vortex Pictures (Канада) и Handwritten Pictures (Германия). На европейском кинорынке бренд «Создано в Москве», пользующийся поддержкой Московского экспортного центра, объединяет 17 кинокомпаний и дистрибьюторов, реализующих более 50 проектов. Среди них многожанровая компания Федора Бондарчука Art Pictures Studios, которая предлагает романтическую драму «Лед 2», возвращающую нас к персонажам хита 2018 года «Лед» прославленной фигуристке Наде и талантливому хоккеисту Саше. Режиссер картины — Жора Крыжовников. А еще к показу предлагается фильм «Спутник» — космическая драма про сверхъестественное, снятая Егором Абраменко, и семейная картина Александра Домогарова «Пальма». В рамках бренда «Создано в Москве» дистрибьютор кинокомпании Central Partnership покажет свой обширный каталог рекламных роликов, а также биографический фильм «Стрельцов», снятый Ильей Учителем. Между тем, «Планета Информ» выводит на рынок картину «Калашников», фантастический фильм «Кома» и семейное кино «Робо» о дружбе мальчика и робота. На фестивале показывают и другие фильмы российского производства, среди которых «Верность» Нигины Сайфуллаевой, «Легенды Петербурга. Ключ времени» Алексея Тельнова, «Братство» Павла Лунгина, сатирическая комедия Алексея Камынина «Хандра», триллер «Иччи» Костаса Марсана, драма «Клятва» Романа Нестеренко и триллер Владлены Санду «Идентификация».