«Просто помиловать»: Америка, которая не меняется
Американский режиссер Дестин Даниэл Креттон («Короткий срок 12») снял картину, которая тематически соотносится с двумя другими громкими недавними фильмами – «Делом Ричарда Джуэлла» Клинта Иствуда и «Офицером и шпионом» Романа Поланского. Тема эта – бесправие маленького человека перед лицом судебной системы. В случае с лентой Кретона речь о целой группе незащищенного населения: афроамериканцах на юге США. И хотя режиссура Кретона не достигает вершин, доступных его старшим коллегам-мэтрам (ритм картины порой проседает, а зрительскими эмоциями иногда чересчур явно манипулируют), «Просто помиловать» относится к тому типу фильмов, которые безусловно очень важны – и не только для понимания американской специфики. «Джентльмены»: как Гай Ричи вернулся к истокам В основу картины легла автобиографическая книга адвоката-афроамериканца Брайана Стивенсона Just Mercy: A Story of Justice and Redemption, которая в России выходила под названием «Звонок за Ваш счет». В фильме Стивенсона изображает модный Майкл Б. Джордан, начинавший с независимого кино («Станция Фрутвейл»), но вскоре добравшийся до ролей в массовых фильмах: он сыграл главного антагониста в «Черной Пантере» и ученика легендарного боксера в картине «Крид: Наследие Рокки» и ее продолжении. Главный герой из «Просто помиловать» в конце 1980-х окончил Гарвард и, отказавшись от предложений престижной работы, поехал в Алабаму – к ужасу родственников, вспоминающих о линчевании и прочих кошмарах, с которыми приходилось сталкиваться афроамериканцам в тех краях. Стивенсон решил избрать именно такой путь потому, что суд Линча, по сути, никуда не исчез. Очень многие малообеспеченные люди, по большей части темнокожие, были безвинно приговорены к смертной казни. «Эма: Танец страсти»: что можно узнать о себе с помощью танцев и секса Адвокаты таких людей не были заинтересованы в реальной защите своих подопечных и иногда даже, наоборот, способствовали вынесению обвинительного приговора. Узнав об этом от местной правозащитницы Ивы Энсли (постоянная актриса Дестина Кретона, оскароносная Бри Ларсон), Брайан не мог не откликнуться на ее зов. Вместе они создадут некоммерческую организацию «Равные права для всех», помогающую невинно осужденным и тем, кто не может позволить себе хорошего адвоката. Когда Брайан впервые пришел в тюрьму в Алабаме, чтобы поговорить со своим потенциальным клиентом, все его иллюзии о справедливом мире рассеялись. С ним поступили так, словно это он – преступник, заслуживающий наказания. Приходишь к выводу, который потом вербализует один из главных героев: на юге США чернокожий человек виновен, едва успев родиться. Подтверждает это и дело, на котором фильм концентрируется в первую очередь. «1917»: что не так с главным претендентом на звание фильма года Речь о деле Уолтера МакМиллиана (Джейми Фокс) – лесоруба, обвиненного в убийстве юной белой девушки и приговоренного к смертной казни лишь на основании показаний преступника, которому тоже грозил большой тюремный срок. Показания семьи и всего местного сообщества афроамериканцев, утверждавших, что в день убийства Уолтер был рядом с близкими, не приняли во внимание. Сюжет отчасти отсылает к роману «Убить пересмешника» Харпер Ли, рожденной в городке Монровилл, где разворачиваются и события «Просто помиловать». Издевкой звучат сделанные Брайану предложения посетить соответствующий музей – ведь за почти шестьдесят лет с момента событий романа в этой местности почти ничего не изменилось: чернокожих все еще проще всего обвинить в любом убийстве. В фильме не упоминается о том, что реальный Брайан Стивенсон напрямую связывает чрезвычайно высокий процент осужденных на смертную казнь афроамериканцев с рабством и линчеванием. В Монтгомери он основал мемориал, посвященный более чем четырем тысячам темнокожих, убитых на юге США с 1877 по 1950 годы без суда и следствия. Год неспокойных женщин: cамые ожидаемые кинопремьеры 2020‑го Но, несмотря на гуманистический и антирасистский посыл картины, герои не выглядят одномерными, исключительно положительными. Не все из тех, кого защищает Брайан, невиновны: один из персонажей, например, действительно совершил преступление, но не исключено, что сделал он это под влиянием посттравматического расстройства, возникшего после Вьетнамской войны. Сам Уолтер МакМиллиан тоже небезгрешен, но его проступок этического характера – измена жене. Брайан Стивенсон и Ива Энсли, впрочем, показаны почти святыми – но к этому сложно придраться, ведь именно благодаря таким людям и происходят медленные, но неизбежные изменения и в государственной системе, и в общественном сознании. Благодаря их организации были спасены сотни жизней. Стивенсон также сделал многое для защиты прав детей (в фильме об этом почему-то тоже не упоминается): он добился запрета смертной казни и пожизненного заключения без права на досрочное освобождение для тех, кому еще нет восемнадцати. Иными словами, история у Креттона получилась вдохновляющая: призывающая, кстати, не только к справедливости, но и к милосердию, которого заслуживает каждое живое существо. А еще – актуальная для любой страны, где за решетку без единой на то реальной причины часто попадают представители притесняемых меньшинств – расовых, сексуальных, политических.