Картина украинского режиссера Сергея Лозницы выходит на экраны 5 марта, а удостоверение прокатчик получил только днем 4 марта. В ведомстве задержку никак не объяснили, говорит Валерий Мелешков, специалист отдела кинопроката компании «Престиж Кино», которая занимается прокатом фильма. — Дотягивали до последнего, а потом [выдали]. Наверное, для того, чтобы снять этот ажиотаж. — У картины есть какие-то проблемы в связи с тем, что прокат уже завтра стартует, а выдали удостоверение только сейчас? — Договоренности с кинотеатрами у нас остались. Мы доставили кинофильмы заранее в кинотеатры. Просто они не имели права открыть продажу билетов, потому что нет прокатного удостоверения. То есть предварительные продажи билетов как таковой не было. — Была информация, что некоторые кинотеатры отменили предпремьерные показы, поскольку не было удостоверения. — Кинотеатр «Октябрь» отменил два дня назад, 2 марта должен был быть в рамках «КароАрт» предпремьерный показ. В Санкт-Петербурге кинотеатр «Лендок» отменил показ. Был большой интерес к этому проекту, должны были приехать кинокритки, их приезд тоже отменили. Сейчас они думают о новой концепции и будут показывать в другие дни. — Сам фильм от этого не пострадает? Или все-таки какой-то урон будет? — Большого урона, мы думаем, не будет. Единственное, что вся эта ситуация негативно сказывается на понимании, можно ли показывать такие проекты, связанные с именем Сталина или с именем режиссеров, то ли цензура появляется. Было явное нежелание выдавать прокатное удостоверение, и сделано это было только благодаря информации в прессе. Вряд ли проблемы с прокатным удостоверением станут своеобразной рекламой для фильма. В России интерес к документальному кино в принципе невысок, считает кинокритик журнала «Искусство кино» Зинаида Пронченко. Зинаида Пронченко кинокритик журнала «Искусство кино» «Хочу надеяться, что этой картине дали прокатное удостоверение не из-за шумихи в СМИ, а потому, что это реально выдающееся произведение документального кино. Не побоюсь этого слова, Сталин там как живой, хотя с ним прощаются. [Кадры] производят убедительное впечатление, кажется, нет никакой временной дистанции. Если выдача прокатного удостоверения объясняется не искренним восхищением режиссерской работы Лозницы, то я думаю, что в Министерстве культуры у нас просто не понимают полемической значимости этого фильма. Им кажется, что, в отличие от «Смерти Сталина» Ианнуччи, здесь нет никакой трактовки событий, это просто документ. А это не так, конечно». Мировая премьера картины «Прощание со Сталиным» состоялась прошлой осенью на кинофестивале в Венеции. Фильм основан на архивных материалах, снятых в СССР в марте 1953 года. Раньше эти кадры практически никто не видел. Режиссер смонтировал из 35 часов съемки двухчасовую картину. Изначально фильм назывался «Государственные похороны». Некоторые предполагали, что причина проблем с прокатом кроется в личности украинского режиссера Сергея Лозницы. Его предыдущие работы некоторые российские СМИ упрекали в русофобии. В контексте этой истории многие вспоминали скандал с комедией Армандо Иануччи «Смерть Сталина». В 2018 году Минкульт отозвал у картины прокатное удостоверение, когда фильм уже был на экранах.