Войти в почту

"Вперед": многослойный мультфильм о принятии смерти и взрослении

Sobesednik.ru — о новом, непростом и захватывающем приключении от компании Pixar, которая всегда умела удивлять. История Pixar сопряжена с извечной борьбой творческого начала с продюсерами, прагматизмом и коммерческой выгодой. Даже несмотря на поглощение Disney студия смогла отстоять самобытность и так уж зарекомендовала себя, что ты постоянно ждешь от нее новых референсов. «История игрушек» стала первым в мире отрисованным на компьютере фильмом. В «Корпорации монстров» технической инновацией стала шерсть Салли, а концепция была интересна тем, что положительными героями стали монстры. «В поисках Немо» предложил исследовать семейные ценности на подводных жителях. Напоминающие вестерн «Тачки» населили мир машинами вместо людей. Был у Pixar и немой, шедевральный, постапокалиптический «ВАЛЛ-И». А чего стоят отдающая дань ценности памяти «Головоломка» и фильмы о быстротечности времени и принятии смерти «Вверх» и «Тайна Коко»? Многослойные, сложные картины, поднимающие недетские проблемы. Вместе с этим у Pixar были более нейтральные проекты, среди которых сиквелы «Тачек» и «Корпорации монстров». Конечно, студия выпускала и успешные продолжения – даже сложно сказать лучше или хуже своих приквелов «В поисках Дори», «Суперсемейка 2» и последние три части «Истории игрушек». Однако очевидно, что конек Pixar – новаторские идеи. Кадр из мультфильма "Вперед" // фото: скриншот с YouTube У «Вперед» идея новаторская. За ее воплощение отвечал Дэн Скэнлон, выступавший режиссером и сценаристом «Университета монстров» и короткометражки «Мэтр и Призрачный свет». Сосценаристы Джейсон Хэдли и Кит Бьюнин в семье Pixar – новички. К слову, Pixar является именно семьей. Процесс создания фильма для них – это всегда коллективное творчество. Плюс в списке создателей каждого второго фильма можно увидеть одни и те же имена: Джон Лассетер (режиссер первой и второй «Истории игрушек», «Тачек» и «Приключений Флика»), Эндрю Стентон (сценарист первой и второй «Истории игрушек», «ВАЛЛ-И», «В поисках Немо» и «Корпорации монстров»), Питер Доктер (сценарист «ВАЛЛ-И», «Вверх», «Головоломки», «Корпорации монстров», первой и второй «Истории игрушек»), Ли Анкрич (режиссер «Тайны Коко», «Корпорации монстров», «В поисках Немо», второй и третьей «Истории игрушек»). Каждый из них – либо сорежиссер, либо сосценарист. Впрочем, именно из-за этого были сомнения, что создатель не самого удачного сиквела «Монстров» Скэнлон и новобранцы Хэдли с Бьюнином справятся с самостоятельно идеей. Но проект удался на славу. Если «Вперед» — не вторая «Головоломка» или «ВАЛЛ-И», то обезоруживающе трогательная история, которую точно нужно смотреть с платком под рукой. На этот раз Pixar решили избежать морских глубин, космоса и даже не стали исследовать мир через взгляд на него игрушек, насекомых или животных. «Вперед» реконструирует привычную для нас будничность, но с одним отличием. Населяют Землю не люди, а сказочные существа. Давным-давно они владели магией, могли летать и сражаться с чудовищами, но с развитием технологий необходимости в волшебстве поубавилось, после чего их способности сошли на нет. Теперь некогда могущественные создания живут жизнью обычного современного человека. В тихом семейном районе, похожем на пригороды Сакраменто или Лос-Анджелеса, можно увидеть антропоморфных эльфов, разоряющих мусорные баки единорогов-вредителей, маленьких дракош, которые заменяют домашних питомцев и тд. Кадр из мультфильма "Вперед" // фото: скриншот с YouTube История разворачивается вокруг усредненной семьи Лайтфутов. Братья Иэн и Барли, когда были еще маленькими, потеряли отца и живут с заботливой саркастичной матерью Лорел, которой удалось совместить карьеру и воспитание детей. Однако и мать, и особенно дети очень тоскуют по отцу, мечтая хотя бы на миг увидеть его воочию. Вскоре такая возможность им представится. На день рождения Иэна Лорел достает давно запрятанный папин подарок, который он велел распаковать, лишь когда оба мальчика достигнут шестнадцати лет. Подарок оказался непростым. Это — волшебный посох с камнем феникса, с помощью которого семья сможет вернуть отца из мира мертвых на одни сутки. Иэн и Барли следуют папиной инструкции, но из-за их неловкости камень взрывается, и «восстанавливается» лишь нижняя половина отца, с которой, увы, не побеседуешь. Теперь братьям за двадцать четыре часа нужно найти новый камень, чтобы успеть увидеть папу… целиком. В 2017-ом году Pixar в «Тайне Коко» весьма неожиданно поработала с темой принятия смерти, роли наследия и поиска предназначения, отправив маленького мальчика Мигеля в загробный мир на поиски его прапрадедушки. «Вперед» в некотором роде продолжает эту тему, но действия происходят уже в мире живых. Фильм работает с идеей неодносложно. Возвратив родителя лишь наполовину, два совершенно разных брата вынуждены объединиться ради общего дела. Приключение протекает очень стремительно и насыщенно. Но в этом и кроется корень проблемы. В этой спешке, одержимости идеей герои не замечают тех чудес, который происходят вокруг. Говоря о чудесах, имеется ввиду не только возвращение частички отца с того света, но и забота, а также любовь брата, который на протяжении всей жизни заменял отца. Ударяясь во флэшбеки, Иен, подобно Карлу Фредриксену из «Вверх», осознает, что всю жизнь имел подле себя того близкого человека, благодаря которому был счастлив (тема забытых воспоминаний на невероятно элегическом уровне раскрывалась еще в «Головоломке»). В постоянной погоне за чем-то мы не замечаем действительно важных вещей, подлинных ценностей и упускаем драгоценное время. Это осознание приходит, когда отец во время перепалки сыновей начинает танцевать, не только сводя ссору на нет, но и демонстрируя, что близостью можно наслаждаться на ментальном уровне. Кадр из мультфильма "Вперед" // фото: скриншот с YouTube Кстати, если призадуматься, образ «половинчатого» папы в фильме весьма пугающий и вполне может поконкурировать со скелетами из «Тайны Коко» или бертоновскими фантазиями. Танцующие ноги – это весьма смело и жутко. Но весело. Впрочем, пятьдесят процентов экранного времени создатели замаскировали недостающую верхнюю часть тела тряпичной куклой. Получился образ, отдаленно напоминающий человека-невидимку. Другая проблематика «Вперед» кроется в недостатке веры в волшебство и памяти о корнях. В фильме это лежит на поверхности – в процессе развития технологий магия сошла на нет, а герои стали более прагматичны и ленивы. Второе преподносится практически в лоб. Взять ту же когда-то грозную воительницу Мантикору. В современном мире она работает в ресторане и обслуживает посетителей в тесной неудобной одежде, что отсылает к подавлению удобства и самовыражения в угоду общественным стандартам. Отчим главных героев – крупный кентавр, который стесняется своего грузного тела. Феи превратились в байкерш, потому что разучились летать. Все они по-своему несчастны в новой жизни. Естественно, единственным путем к исцелению может быть возвращение к корням, а лекарством – волшебство. Во многом, это – история о восстановлении баланса, в котором нуждается и нынешнее общество. «Вперед» – это и индивидуальная история о вступлении во взрослую жизнь. Иэн – усредненный, стеснительный, хрупкий подросток, который страшится иного, чужака, необъятного и незнакомого мира. Он пытается обрести смелость и проходит путь самоидентификации. Магия в этом плане – отличное решение. Она является метафорой потенциала мальчика. Как и в любом другом деле, чтобы добиться результата, нужно бороться, верить в свои силы и успех. В этом плане самой удивительной и интересной локацией является «Мост веры» – нагляднейший пример зависимости результата от уверенности в себе. К слову, смотреть, как Иэн идет по невидимому мосту было страшно до смеха и жути – будто ты сам стоишь на тот самом месте. Такого мощного эффекта присутствия Pixar добились с помощью технологии виртуальной реальности. Локация интересна еще и тем, что она является окончательной точкой перехода из мира земного в иную фантастическую реальность. Однако вместе с этим фильм не уходит с головой в сказку, а балансирует между реальностью и выдумкой. Конечно, то, что происходит с героями, имеет сказочную подоплеку. Но их квест также можно рассмотреть и как желание сбежать от реальности и серой будничности. Это пример того, что приключение и волшебство можно найти и в реальной жизни, главное – желание и вера. Кадр из мультфильма "Вперед" // фото: скриншот с YouTube Еще одна неоднозначная часть фильма – образ вернувшегося папы. Он вроде бы вернулся, но неполностью, непосредственной встречи нет – нам не увидеть его лица, и не услышать голос. Желание увидеть умершего родителя – одна из самых болезненных тем, и в этом плане фильм балансирует где-то на грани несбыточной фантазии, которая, казалось бы, рядом, но дотянуться мы до нее не можем. Другой интересный и невероятно забавный персонаж – Барли. Он – крупный и неудержимый эльф, который без ума от истории, магии, настольных игр и больше всего ценит свободу. У него куча примочек, включая самодельный фургон под названием Гвиневра, карты с тематическими локациями и чуть ли не главная атрибутика фильма – руководство по магии в виде книги, которая уже поступила в продажу и имеет все шансы стать хитом сезона. Несмотря на свою решительность, Барли также испытывает сложности в переходе во взрослую жизнь – из-за своей увлеченности фантазиями и прошлым, он даже не может устроиться на работу – еще одна насущная проблема. Если говорить об исключительно приключенческой составляющей, то «Вперед» – еще и потрясающий веселый квест, на который будет нескучно смотреть и ребенку, и взрослому. Чем дальше продвигаются герои, тем фантастичнее становятся локации. Тут и перевернутая сверх на голову таверна Мантикоры, и окутанная призрачным туманом заправка, где собираются феи-байкеры, и вышеупомянутый «Мост веры», и пещера, где героям суждено проплыть на увеличенном с помощью магии чипсе, и ущелье со смертоносными ловушками. Музыкальные решения у Pixar, как обычно, на высоте. Ее написал Майкл Дэнна, получивший Оскар за саундтрек к «Жизни Пи» и Джефф Дэнна, который работал над «Хорошим динозавром». Магия в фильме всеобъемлюща и необузданна, зачастую она дается героем тяжело, но при успехе приносит огромную радость – на метафизическом и эмоциональном уровнях музыка особенно тонко подчеркивает моменты, сопряженные с колдовством. Пусть «Вперед» и не самый оригинальный проект Pixar, но зато доказательство того, что студия не утратила способности рассказывать создавать веселое, умное, неповерхностное, многослойное кино, которое может рассказать даже простую историю необычным способом и растрогать даже камень.

"Вперед": многослойный мультфильм о принятии смерти и взрослении
© ИД "Собеседник"