Войти в почту

Диагноз: «Аритмия» (рецензия на фильм Бориса Хлебникова)

Медицина как призвание Прежде чем написать все то, что, вероятно, убьет ваше желание посмотреть фильм, следует сказать о том, из-за чего посмотреть все-таки стоит. Это тема медицины. Она о профессионализме, о призвании, о спасении жизней, об огромной ответственности, силе духа и желании работать вопреки неблагодарным пациентам, несправедливым правилам, жестоким руководителям. Это о том призвании, которое заставляет человека работать не согласно предписанию, а согласно потребностям пациента. Это о большом риске, который оправдывает себя. О тех секундах сопереживания, когда удается спасти умирающего ребенка. Это самое важное в фильме. Но с этой темой все предельно понятно. Сплошные вопросы и сложности касаются другой линии картины: любовной. Симптоматика Олег – врач скорой помощи. Талантливый, внимательный к пациентам, неравнодушный. Олег работает вместе с женой Катей. Она врач в приемном покое. Ежедневно они ставят диагнозы десяткам людей, вот только собственные, нездоровые симптомы, они сначала не замечают. Первой реагирует Катя. Неприглядно-пьяная картина, которая, судя по привычному поведению мужа, далеко не новое явление в их жизни, становится Кате противна. Но это лишь симптом. Причина становится ясна позже. Она заключается в потере близких отношений между супругами. За пять лет совместной жизни они постепенно отдалялись. Понимание этого дается Кате достаточно тяжело. К слову, актриса Ирина Горбачева отлично справилась с этой ролью. Если раньше девушка была известна как блогер-комик, то после картины «Аритмия» о ней всерьез заговорили как о талантливой драматической актрисе. Олегу же это внезапное открытие кажется выдумкой жены. Он решительно не понимает столь внезапного желания Кати развестись. Несколько ссор, криков, и герои начинают ощущать аритмию. Понятие аритмия подразумевает любой ритм сердца, отличающийся от нормального. И если у Кати сердце едва не вырывается от количества ударов в секунду, то у спокойного Олега оно, кажется, вот-вот прекратит биться. Герой совершенно разный в двух сферах своей жизни. В работе Олег уверенный, волевой, идущий напролом, не боящийся сложностей. И полностью противоположными чертами он обладает в отношениях с Катей: слабохарактерный, безынициативный, равнодушный по отношению к своей и без того непростой семейной жизни. Излечимо ли? Какое им подходит лечение? И нуждаются ли герои в нем? В начале фильма Катя принимает решение о разводе. В этом она видит единственный выход из сложившийся ситуации. Для нее очевидно: в их отношениях кризис, они перестали друг друга слышать и дальше так продолжаться не может. Олег узнает об этом с большим удивлением. Полагаю, это связано с тем, что герой полностью отдает себя профессии, он тратит колоссальное количество эмоциональных ресурсов на то, чтобы каждый день спасать жизни. Он привык, что для него семья – это перманентное, обыденное состояние, что жена от него никогда не уйдет (зачем, все ведь хорошо?). Полагаю, здесь можно обвинить героя в поверхностном восприятии жизни и отношений. И Катя это делает неоднократно: «У меня вообще ощущение, что ты живешь, я не знаю, на какой-то другой Галактике, Олег. До которой я просто… просто устала лететь. Устала! У меня закончился, я не знаю, бензин, вода, еда, желание. И тем более, этой Галактике просто все равно, долечу я до нее или нет. И даже если я долечу, вот просто не факт, что эта Галактика это заметит». При этом нельзя не отметить, как играет Александр Яценко. Его уныло-безысходное выражение лица и интонации очень красноречиво говорят о его переживаниях. Действительно, два разных героя. Один – уверенно сражающийся с сектанткой, которая отказывается делать операцию матери, обрекая ее на верную смерть. Второй – застенчиво и неуверенно поджидающий жену у ее кабинета в надежде обсудить их личные проблемы. Олег прописывает себе алкоголь. Нельзя сказать, что для лечения «любовной» аритмии (ведь сцены с выпивкой были еще до того, как Катя сказала ему о своем намерении развестись), скорее просто так, чтобы забыться, потому что тяжелая работа. На мой взгляд, герои совершенно не пытаются изменить ситуацию (развод – не выход). И финальное, казалось бы, примирение далеко не так безоблачно, как может показаться. Катя скорее сдается. Она не решается довести дело до конца и разойтись с супругом. Олег, особо не предпринимая попытки помириться, продолжает нудить со страдающим лицо. Финал – вымученный мир. «Не верю!» - заметит внимательный зритель. Невнимательный подумает, что это хеппи-энд. Сам же режиссер в интервью "Российской газете" говорит: «Я, честно говоря, не до конца уверен, что у меня в фильме хеппи-энд. И уж совсем не уверен, что в жизни персонажей дальше все будет хорошо. Да, на момент, когда по экрану пошли титры, они вместе решили для себя какие-то серьезные личные вопросы и пережили первый большой кризис. Этот кризис и есть главный сюжет "Аритмии". Интересно, когда кто-то видит в изображении кризиса добрую сказку.» Не знаю, как Катя и Олег, (им-то, конечно, виднее), но лично я не сделала выводов о том, какие проблемы были в их отношениях и как они их решили. Сердечный ритм ненадолго пришел в норму. Чтобы потом или вновь забиться в безумном припадке, или остановиться навсегда.

Диагноз: «Аритмия» (рецензия на фильм Бориса Хлебникова)
© SM News