И нет между ними деревянных чувств. Кинопремьера "Пиноккио"
Прежде, чем рассказать о фильме "Пиноккио" 2020 года, не лишним будет вспомнить, что уже был такой одноименный фильм Pinocchio (США – Италия), в котором Роберт Бениньи был режиссером и играл главную роль, то есть Пиноккио. Обращение к сказке Карло Коллоди не принесло режиссеру и актеру в одном лице успеха. Картина вышла на экран в Италии в 2002 году, следом в США и Европе. И в этом же году Бениньи получил "Золотую малину" за худшую мужскую роль, то есть за Пиноккио. Всех удивило, что 50-летний актер-режиссер сыграл роль куклы-переростка... Фото: kinopoisk.ru Если говорить о литературном произведении, о сказке Карло Коллоди, как таковой, то наш советский читатель полюбил Пиноккио уже как Буратино, благодаря Алексею Толстому, подарившему миру в 1936 году книжку "Золотой ключик, или Приключения Буратино". Что привнес в итальянскую сказку русский писатель? Ответим. Насытил ее русскими пословицами и именами. Ходили слухи, что Толстой очень болезненно отнесся к своему детищу, и даже обращался к высоким лицам с просьбой не издавать сказку Коллоди. К слову, дописывал Толстой "Буратино" после двух инфарктов, на время отложив ради сказки "Хождение по мукам". В результате, наш "Буратино" был так востребован, что в СССР книжку переиздавали две сотни, не меньше, раз. Деревянный мальчик с длинным носом стал абсолютно своим, чуть ли не русским персонажем. Хотя в литературных кругах отмечали вторичность сказки Толстого по отношению к оригиналу. В 1936 году Толстой написал пьесу" Золотой ключик" для Центрального детского театра по просьбе его основателя Наталии Сац, а в 1939 году написал по пьесе сценарий одноименного фильма, который поставил Александр Птушко. Критик Марк Липовецкий назвал Буратино" влиятельным культурным архетипом", книгой, ставшей своего рода памятником и одновременно важным элементом духовной традиции советской культуры. По словам Протоиерея Андрея Ткачева, "Буратино и золотой ключик" — "типичное переложение притчи о блудном сыне на язык сказки". Фото: kinopoisk.ru Что же касается "Буратино", он жил и живет своей жизнью. Появились экранизация с куклами и с живыми актерами, мультфильмы, пьесы, оперы, балеты. Почему, вдруг, известный режиссер Маттео Гарроне, поразивший всех взрослыми "Страшными сказками" заинтересовался популярной детской историей про деревянного мальчика? Режиссер предвидел этот вопрос и сам сделал заявление: "Длинноносое, мгновенно узнаваемое лицо Пиноккио повсюду – оно стало синонимом духа и образа жизни Италии. Его приключения проникли во все сферы итальянской культуры. "Пиноккио" переведен на 240 языков и по-прежнему остается в списке 50 мировых бестселлеров. Этим фильмом я завершаю свое путешествие по миру сказок, которое начал в "Страшных сказках". Надеюсь, опыт позволил мне сделать еще один шаг вперед для жанра. Но "Пиноккио"– особый фильм, потому что он объединяет" Страшные сказки" с остальной моей фильмографией. Моя любовь к Пиноккио случилась не с первого взгляда. Меня всегда тянуло к этому персонажу, и многие отмечали его влияние в фильмах"Гоммора" (Гран-при в Каннах, прим. автора) и"Реальность" (Гран-при в Каннах, прим. автора) . Пиноккио — моя давняя мечта родом из детства. У меня на столе по-прежнему лежит раскадровка, которую я нарисовал и раскрасил, будучи ребенком, и это одно из самых ценных воспоминаний для меня". В своей адаптации любимой всем миром сказки Маттео Гарроне возвращается к подлинным корням истории Пиноккио. Для новаторского игрового фильма, снятого в невероятной красоты итальянских локациях, Гарроне создает фантастический мир, полный загадок, чудес, смешных и трогательных моментов. Фото: kinopoisk.ru Актер Роберто Бениньи (лауреат премии "Оскар") исполнил роль Джепетто, старого резчика по дереву, который однажды создает очередную куклу. Однако, случается волшебство – нагловатая кукла может говорить, ходить, бегать и есть, как любой маленький мальчик. Джепетто дает кукле имя Пиноккио и воспитывает ее как собственного сына. Воспитывает – это, пожалуй, слишком сухое слово. Он готов на любую жертву, любую, но меньше всего способен чему-то учить. Роберто Бениньи полностью растворяется в роли, он знаком с ней, он прожил уже трагичную отцовскую жизнь в известном фильме про концлагерь"Жизнь прекрасна", в котором спасал сына, внушая ему что вокруг идет игра, от чудовищной лагерной ситуации, в которой они оказались. И в драме "Жизнь прекрасна", и в"Пиноккио" — Роберто Бениньи чудит, гримасничает. Но за этими масками прячется страх отца-неудачником. И детский фильм "Пиноккио", каким, казалось бы, его задумал режиссер, перестает быть детским, когда ты сопереживаешь Джепетто. По большому счету, некоторые сцены наполнены такой эмоциональной жутью, что могут деток серьезно напугать, в то время как взрослым скучновато двигаться в ожидании новаторских ходов по столь знакомому сюжету. Фото: kinopoisk.ru В фильме Гарроне есть и социальные намеки, и откровенная сатира, и головокружительное фэнтези, и неожиданный хоррор, и рождественская сказка. И все это работает. Он виртуозно сочетает гротеск и фарс с реальностью и ненавязчивой моралью. В его "Пиноккио" — главная награда за страдания и мытарства, которую должны получить герои в финале, не измеряется сказочным богатством. Отцу и сыну должно быть хорошо вместе. Должно и будет. И нет между ними деревянных чувств. Справка: Федерико Иелапи (Пиноккио) – девятилетний актер. Дебютировал в кино в 2016-м году, сыграв запоминающуюся смешную роль юного Чекко Залоне в блокбастере "К черту на рога". С тех пор он поучаствовал в успешных телесериалах "Летучий отряд 2","Давай еще раз, учитель" и "Дон Маттео". В 2018-м Федерико вместе с Пьерфранческо Фавино сыграл в приключенческой комедии Moschettieri del re — La Penultima Missione. В 2019-м он появился в картине Brave Ragazze Микелы Андреоцци, а также сыграл юного Теслу в короткометражке Nikola Tesla, The Man from the future режиссера Алессандро Паррелло. Скоро Федерико можно будет увидеть в комедии Maledetta Primavera Элизы Аморузо, где он сыграл вместе с Микаэлой Рамаццотти.