«Вперед»: как эльфы учат видеть неочевидное волшебство
Синеволосые братья-эльфы из мультфильма «Вперед» еще тинейджеры: один, Барли, постарше, другой, Иэн, помладше, причем какой из них взрослее ментально – еще большой вопрос. Барли Лайтфут – нежная пародия на эдакого любителя настольных фэнтези-игр вроде Dungeons and Dragons, уверенный в себе здоровяк в нелепых шортах, жилете с нашивками и браслете с шипами. Иэн Лайтфут – худенький подросток в узких джинсах и клетчатой рубашке с нестабильной самооценкой. Своего старшего брата на микроавтобусе-развалюхе Иэн немного стыдится – как бы чего потенциальные друзья плохого не подумали. Младший, в отличие от старшего, никогда не видел своего рано умершего отца. На шестнадцатилетие мать отдает Иэну загадочный сверток, который хранился у нее все эти годы. В нем – волшебный посох, который с помощью специального, придуманного отцом заклинания, на сутки сможет вернуть его к жизни, чтобы он смог повидать своих выросших сыновей. Иэн мечтает с ним познакомиться и совершить важные для мальчика ритуалы – поиграть с папой в футбол, поучиться у него водить, – ну а главное – понять, как можно стать таким же ярким человеком. Оказывается, у Иэна есть талант к магии, хотя вообще-то волшебство из мира, пусть и населенного эльфами, кентаврами, троллями и прочими фантастическими тварями, давно исчезло. Единороги теперь шастают по помойкам, кентавры работают полицейскими (как новый бойфренд мамы Лайтфут), феи с ирокезами промышляют мелким хулиганством, а драконы выступают в роли дураковатых и ласковых домашних питомцев. «Просто помиловать»: Америка, которая не меняется Увы, хотя заложенная генетически способность колдовать и просыпается в Иэне, что-то идет не так: материализуются лишь ноги отца, которые живут вполне себе полнокровной жизнью (звучит как завязка хоррора, неправда ли?) Чтобы успеть за сутки вернуть родителя целиком, братьям вместе с этими самыми ногами придется отправиться в захватывающее и временами очень опасное путешествие. Разумеется, в том числе и внутреннее. Новые мультфильмы студии Pixar, купленной Disney, давно уже вносят во все списки самых ожидаемых картин года: они одинаково любимы и детьми и взрослыми. Главные кинофестивали мира включают их в свои внеконкурсные программы: так, например, премьера «Головоломки» несколько лет назад состоялась на Каннском кинофестивале, а «Вперед» показали на Берлинале. Не поддаться очарованию творений Pixar и не пустить в какой-то момент скупую или не очень слезу могут только очень суровые люди или ярые противники анимации. «Вперед», созданный режиссером Дэном Скэнлоном, продюсером Кори Рэй и исполнительным продюсером Питом Доктером, не уступает другим проектам Pixar. Несмотря на множество забавных гэгов, «Вперед» – один из самых грустных фильмов студии: со смертью зрителей сталкивают в самом начале, и с самого же начала понятно, что полноценное воскрешение невозможно даже в сказочном мире. Значит, придется как-то жить после потери. Но как? Этим вопросом задавались многие великие режиссеры: например, польский классик Кшиштоф Кесьлевский в картине «Три цвета: Синий». «Эма: Танец страсти»: что можно узнать о себе с помощью танцев и секса Сравнения с авторским кино вообще напрашиваются у многих: в связи с «Вперед» вспоминают даже «Возвращение» Андрея Звягинцева. Весьма лестно для мейнстримного мультфильма, который, вероятно, посмотрит полмира. И в то же время «Вперед» – картина как раз авторская. Ведь история, легшая в ее основу, для режиссера и соавтора сценария Дэна Скэнлона очень личная: когда ему было около года, он лишился отца. «На съёмки этого фильма меня вдохновили мои собственные взаимоотношения с братом, и наша связь с папой…» – говорит он. Родственники прислали братьям аудиозапись, на которой их отец произносит лишь «здравствуйте» и «до свидания», и эти два слова в его исполнении обрели для них магическую силу. В мультфильме Иэн тоже слушает аудиопослание отца. Искать спасения от боли утраты авторы «Вперед» предлагают в той же самой семье. Но Pixar не тупо и прямолинейно ратует за семейные ценности. «Вперед» – это тонкое исследование тех, в том числе, не самых похвальных ощущений, которые порой испытываешь, находясь в кругу семьи: иногда за родственников бывает стыдно, иногда они раздражают. Зачастую дело не в близких, а в собственной неуверенности в себе – как это происходит в случае Иэна. Но, в конце концов, ему можно это простить: он всего лишь подросток, по ходу фильма, к тому же, становящийся все более смелым, решительным, уверенным в себе, благородным – взрослым. «Джентльмены»: как Гай Ричи вернулся к истокам Создатели картины иронически проходятся по современному миру, жизнь в котором стала скучной. Дева-богатырша (есть в фильме изумительный персонаж мантикора – помесь льва, летучей мыши и скорпиона) стала усталой владелицей семейного ресторана, гаджеты напрочь убили почти во всех тягу к настоящим приключениям. Но если покопаться в себе, то можно магию отыскать – не реальную, но еще более важную, метафорическую. Исчезнувшее вообще находится в фильме в самых непредсказуемых местах: так Иэн в финале осознает, что отец на самом деле всегда был рядом с ним, но в самом неожиданном обличье. Кстати, российское подразделение Disney поспособствовало еще одной потере, которую авторы фильма как раз не предполагали: за счет дубляжа из картины пропало упоминание об ориентации ЛГБТ-персонажа – циклопессы по имени Спектр. Остается надеяться, что каким-то образом и эта утрата будет компенсирована.