«Лучший год в истории кино. Как 1999-й изменил всё»: must-read для киноманов
Особенно для тех, кто помнит премьеру «Матрицы» и смотрел «Звёздные войны: Скрытая угроза» на первых DVD. В 1999 году умер Стэнли Кубрик, а в широкий прокат вышел его последний фильм «С широко закрытыми глазами». Эпоха закончилась – да здравствует новая эпоха! Вместе с последним шедевром мастера в мировом прокате крутили «Бойцовский клуб», «Магнолию», «Матрицу», «Красоту по-американски» и – внимание! – «Американский пирог». Все эти фильмы стали культовыми по разным причинам и в разных кругах, но объединило их одно: каждый ставил диагноз тому, что творилось с американским обществом конца XX столетия. Книга журналиста Брайана Рафтери «Лучший год в истории кино. Как 1999-й изменил всё», вышедшая в издательстве Individuum, – это нежиданно полное, независимое, немного хулиганское и полностью америкацентричное исследование того капитала, которым Голливуд обладал к приходу миллениума. Рафтери отлично подготовился, взяв и процитировав больше сотни интервью у людей, делавших тогда кино. То была эра небольших, по сравнению с нынешними временами, бюджетов, неожиданно «выстреливающих» сценариев никому не известных авторов и инди-творчества. Конечно, все надеялись, что кино поможет им быстро и с шиком заработать много денег, но одновременно с этим каждый фильм становился высказыванием. «Матрица» прозвучала ответом на всеобщую истерику по поводу компьютерного коллапса, который, возможно, ожидал мир с приходом 2000-го, «Бойцовский клуб» обращался к «белым воротничкам», прозябающим в холодных коробках оупен-спейсов, а через год после ужасной стрельбы в школе «Колумбайн» прокат почему-то наводнили обманчиво лёгкие комедии типа «Это всё она» и пресловутого «Американского пирога», в которых школьники влюблялись, лоботрясничали, придумывали идиотские розыгрыши и никого не убивали. Кино было одновременно и реакцией на события, происходящие в мире, и способом отрефлексировать их. Поневоле задумаешься, над чем рефлексируем сегодня, смотря бесконечные франшизы про супергероев? Помимо социального контекста, «Лучший год в истории кино» поднимает действительно интересный контекст исторический. Почему после 1999-го Джордж Лукас отказался пользоваться Интернетом? Как гиковские сайты повлияли на индустрию? Каким образом «Красота по-американски» сегодня совершенно поменяла свою коннотацию? И как, наконец, снимали ту самую невероятно неловкую сцену с пирогом? Из книги можно узнать, из-за чего расстроился молодой Кристофер Нолан, как был устроен Голливуд конца девяностых и как актёры «Ведьмы из Блэр» провели кошмарную неделю в промозглом осеннем лесу, чтобы в итоге быть объявленными мёртвыми. Очень вдохновляет пересмотреть фильмы двадцатилетней давности! Абсолютный must-read для всех любителей кино и особенно для тех, кто не спал ночами, смотря «Шестое чувство» на DVD. Перевод Андрея Карташова и Льва Шерера Год выхода 2020 Издательство Individuum