«Не раскисать!»: правила жизни Сергея Юрского
16 марта замечательному мастеру театра и кино, выдающемуся актеру и режиссеру Сергею Юрскому исполнилось бы 85 лет. Жизнь актера не заканчивается одновременно с жизнью человека. Как и раньше он продолжает разговаривать с нами с экрана. Энергичная, харизматичная, часто взрывная манера подачи образов, присущая Юрскому, никого не оставляет равнодушным. А его умное лицо, горящие глаза, мощная мимика, переходящая временами в гримасу муки – как все это можно забыть. Мог бы носить фамилию Жихарев Сергей Юрский родился 1935 года в Ленинграде. Его отец Юрий Жихарев – актер театра и немого кино, а потом – эстрадный и цирковой режиссер. Юрский – это сценический псевдоним отца, взятый им еще в ранней юности и позже превратившийся в фамилию. Мать Евгения Юрская-Романова – коренная петербурженка. В юности она с блеском окончила консерваторию, а после революции увлеклась театром и стала пианисткой агитационно-экспериментальной труппы, в которой и познакомилась со своим будущим мужем. Фото: Блохин Максим, ТАСС 1935 год, когда в семье родился сын Сергей, был невероятно трудным. Вот что рассказывал в одном из своих интервью сам актер: «Я родился в Ленинграде, но уже нескольких месяцев от роду оказался в Саратове. Причина – ссылка, в которую отправили нашу семью за дворянское происхождение отца. Впрочем, нам еще повезло: Саратов – это не Магадан. Там мы прожили два года, а потом вернулись в Ленинград. Получили комнату! Большую – 26 метров. Правда, в густонаселенной коммуналке, но зато в самом центре, напротив Аничкова дворца. Рядом был цирк, худруком которого и назначили отца». Детство: в коммуналке и за кулисами цирка Юрский вспоминает, что до войны семья жила не просто скромно, а откровенно бедно. Но юмор отца и его талант великолепного рассказчика делали Юрского-старшего душой большой компании и заставляли не фиксировать внимание на быте. Тем более что окружали семью в основном артисты театра и цирка, так что маленький Сергей запомнил это время как радостное и веселое. Фото: Великжанин Леонид,ТАСС Все изменила Великая Отечественная война, которая застала семью на отдыхе, в Сочи. Оттуда они уехали, как только смогли сесть на поезд, но двинулись не в родной Ленинград, а туда, куда можно было уехать. Сперва с пересадками доехали до Москвы. Отец там и остался: он возглавил в годы войны Московский цирк на Цветном бульваре. Сергей с мамой оказались в эвакуации в узбекском Андижане. Только через год отец вызвал их к себе в Москву, где он жил прямо за кулисами цирка. Там поселилась и семья: в углу циркового коридора рядом с гримерками им освободили одну из двух комнат, в которых до этого помещалась бухгалтерия. Все детство актер вспоминал как череду то веселой кутерьмы в цирке, то тяжелых гонений на отца, которые периодически возобновляло советское партийное руководство. Как актер в Юрском победил юриста В 1948 году семья была вынуждена вернуться в Ленинград, поскольку отец потерял работу и жить в Москве стало негде. Сергей окончил школу с золотой медалью и поступил на юридический факультет Ленинградского университета имени Жданова. На первых курсах он участвовал в постановках Театра-студии ЛГУ. Увлечение студенческим театром постепенно привело юношу к пониманию, что театр – его настоящее призвание. И, хотя родители довольно холодно отнеслись к желанию сына стать актером, но в 1955 году после 3-го курса юрфака Сергей Юрский бросил университет и поступил в Ленинградский театральный институт имени Островского, на актерский факультет. Съемки фильма «Сломанная подкова». Фото: ТАСС Старт его карьеры театрального актера складывался на редкость удачно: уже после окончания 2-го курса, в 1957 году молодого человека пригласили на работу в Большой драматический театр имени Горького (БДТ), которым руководил выдающийся режиссер Георгий Товстоногов. Искренность, эмоциональность и непосредственность игры Юрского очень скоро были оценены, и ему стали поручать острохарактерные роли в постановках классического репертуара. Например, роль Тузенбаха в спектакле «Три сестры», роль Эзопа в «Божественной комедии». К середине 60-х он стал одним из ведущих актеров театра. Настоящим большим успехом и одной из лучших работ Юрского в БДТ стала роль Чацкого в комедии «Горе от ума». Здесь же в 1974 году Сергей Юрский дебютировал как режиссер, поставив спектакль «Мольер» по Булгакову. Народная артистка СССР Фаина Раневская в роли Филицаты и заслуженный артист РСФСР Сергей Юрский в роли Грознова в комедии А.Н.Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше» столичного академического театра имени Моссовета. Фото: Михаил Строков,ТАСС Остап Бендер и другие Сергей Юрский – великолепный, тонкий театральный актер и режиссер, но всесоюзную известность он получил все же благодаря ролям в кино. Первой большой его работой в кинематографе стала комедия Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда». Там он сыграл простодушного и по-детски наивно аборигена племени тапи по кличке Чудак. Артисты Сергей Юрский в роли Остапа Бендера и Евгений Евстигнеев в роли Александра Ивановича Корейко. Фото: ТАСС Всего же на его счету более 50 киноработ, среди которых такие легендарные картины, как «Королев», «Выбор Цели», «Республика ШКИД», «Не бойся, я с тобой», «Ищите женщину» и многие другие. Известный своим сатирическим дарованием актер Валентин Гафт однажды посвятил актеру такую эпиграмму: «Я б Юрскому для большего эффекта, прибавив чувств, убавил интеллекта». И действительно, интеллект в его героях просто зашкаливает, даже если он играет человека простого, вроде дяди Мити из фильма «Любовь и голуби». Один из самых ярких кинообразов Юрского, своего рода визитная карточка актера – роль Остапа Бендера в фильме Михаила Швейцера «Золотой теленок», которую он сыграл в свои 33 года. На роль Бендера претендовали Владимир Высоцкий, Александр Пороховщиков, Владимир Басов и Арчил Гомиашвили. Но она досталась Юрскому, и актер показал истинного «великого комбинатора»: расчетливого, резкого, нахрапистого, подавляющего и холодного, несмотря на внешнее обаяние и даже красоту. Особняком среди киноработ Юрского стоит роль Груздева в картине «Место встречи изменить нельзя», в которой он снялся в 1978 году. Это был очень сложный год в жизни актера. Дело в том, что Сергей Юрский всегда отличался активной жизненной позицией и не скрывал своего критического отношения к тому, что происходит в стране. В связи с этим на каком-то этапе у него начались серьезные неприятности на работе, и в 1978 году он вынужден был уйти из любимого БДТ, которому отдал больше 20 лет своей жизни. Прочитав в сценарии о судьбе Груздева, затравленного системой и без вины арестованного, Юрский узнал в герое себя самого. Вот как рассказывал об этой работе сам актер: «Я должен был играть другую роль, но попросил именно Груздева. Это был конец 70-х, трудное для меня время, я испытывал сильное давление со стороны власти, мне из-за моего общения с диссидентами запрещали работать, не упоминали в рецензиях. И тут возможность, пусть не напрямую, но сказать о системе, для которой люди – мусор». На стороне совести В конце 70-х Юрский вместе со своей второй женой, ведущей актрисой БДТ Натальей Теняковой переехал в Москву. Ей пришлось сделать непростой выбор между любимым театром и любимым человеком. В столице Юрский стал актером и режиссером Театра им. Моссовета. А с 1991 года одновременно ставил спектакли на сцене Школы современной пьесы. На его спектаклях «Предбанник», «Провокация», «Вечерний звон. Ужин у товарища Сталина» всегда были аншлаги. Фото: Христофоров Валерий, ТАСС До самых последних своих дней актер продолжал выходить на сцену. В 2016 году состоялась постановка спектакля «Полеты с ангелом», в котором 81-летний Сергей Юрский сыграл знаменитого художника Марка Шагала. Актер видел этот спектакль как покаяние великого Шагала, как его раздумье о собственных ошибках. Сергей Юрский: «Сцена, когда она осмысленна, – целительна. У меня очень болит нога, но в «Полетах» мне нужно танцевать, двигаться, превращаясь в воспоминаниях в человека молодого. На время спектакля – это знают все актеры – перестает болеть живот, исчезает насморк, боль, рана, язва, которую сейчас ношу, забывается». Юрский как-то сказал в одном из своих интервью, что главным правилом его жизни было «Не раскисать!». Всю свою жизнь он не только служил искусству, но и находил в нем возможность выразить собственные убеждения. К выбору ролей относился крайне щепетильно. Народный артист России Сергей Юрский (второй справа) в роли двойника Сталина и Татьяна Фасюра в роли Певицы Надежды Блаженной в спектакле «Ужин у товарища Сталина, или Вечерний звон». Постановку спектакля, предпремьерный показ которого прошел в театре «Школа современной пьесы», осуществил Сергей Юрский. Фото: Борис Кавашкин, ТАСС Последние его роли в кино – это Борис Пастернак в фильме «Фурцева» и Иосиф Сталин в фильме «Товарищ Сталин». Как говорил сам актер, этой ролью он предлагал «увидеть в Сталине актуальное психологическое явление, до сих пор живущее в нас и с годами проявляющееся все больше». В Юрском – творце и человеке – с годами все больше оттачивались две стороны одной позиции. Первая – это поиск ростков «лукавого» внутри самого человека. Он говорил, что нужен строгий взгляд в свою душу и внутренняя сила, чтобы не поддаться соблазну, не изменить самому себе. «Например, за деньги сделать то, чего без денег делать очень не хотелось бы, – вот ежедневный соблазн. Но нужно уметь с ним бороться», – говорил мастер. И призывал всегда быть на стороне собственной совести. И вторая – это уверенность, что нужно не молчать, а смело отстаивать свои идеалы. Если тебе сейчас чего-то не хватает, например, свободы, равенства, братства, значит, в свое время ты сам отказался от этих понятий ради чего-то другого, утверждал мастер. «Ну так вспомните, где вы, люди, прокололись в вашем поведении, в вашей продажности, в вашем подхалимстве власти, в вашем приятии чего угодно», – требовал он. Фото: Сергей Карпов, ТАСС