От сексуального рабства и прав женщин до любви – один Фестиваль индийского кино
В семи городах России, в числе которых Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Екатеринбург, Казань, Тюмень и Самара с 10 по 15 марта проходил IV MacCoffee Bollywood Film Festival. В рамках фестиваля были показаны криминальный боевик о торговле детьми «Отважная», комедия об организации свадеб «Свадебная церемония», драма с политическим уклоном о незрячей девушке и истории любви «Слепая любовь», патриотическая спортивная драма о хоккее на траве «Индия, вперед!», комедийная мелодрама о плейбое «Берегитесь, красавицы» и фильм ужасов в псевдодокументальной манере «Тьма». Приятно удивляя, даже в рамках комедий и мелодрам индийское кино умудряется рефлексировать на самые разные темы. Помимо блестящего исполнения, демонстрируемого актерами, притягивающей аутентичной атмосферы, внимания к традиционным деталям и сценарных особенностей у зрителя есть возможность приблизиться к проблемам женских прав в современной Индии, сексуального рабства, этнических отличий, вероисповедания и даже Кашмирского конфликта. «Тьма» В качестве аперитива была представлена работа Датту Сандипа «Тьма» — мистический ужастик, снятый в жанре мокьюментари. Происходящее мы видим либо через ручную видеокамеру, либо через камеры наблюдения, установленные в квартире, которая станет основным местом действия. Жанр приобрел популярность не с чего иного, как с выхода «Ведьмы из Блэр». Снятый на основе легенде об обвиненной в колдовстве Элли Кедвард, фильм имеет вид документальной ленты, составленной из материалов, отснятых пропавшими студентами. В нем отсутствуют спецэффекты, сцены насилия и музыкальное сопровождение. Но кадры поглощенного тьмой леса, который не может предложить иного пути, кроме дороги на тот свет, создавали медленно накатывающееся ощущение беспомощности и, в целом, сработали потрясающе. Спустя восемь лет Орел Пели выпустил камерный псевдодокументальный фильм «Паранормальное явление», где происходящее зафиксировано с помощью видеокамер, расположенных внутри дома. Картина стала настолько популярна, что за ней последовало еще шесть частей, включая японскую версию «Ночь в Токио». Также из наиболее популярных и удачных в жанре работ стали «Искатели могил» про проклятую больницу и «Карантин» про зомби-эпидемию в изолированном доме. Позже обе картины получили ответ от ныне стремительно набирающей популярность Южной Кореи (Чон Бом-щик снял «Психиатрическую больницу Конджиам») и Испании — Жауме Балагеро и Пако Пласа представили свой «Репортаж», который, кстати, будет поинтереснее американской версии. Возможно, некоторые российские зрители удивятся, но в Индии фильмов ужасов также предостаточно. Однако в жанре мокьюментари известных картин мало. Сандип один из немногих, кто за последние годы сделал ужастик в псевдодокументальной манере и привез такую картину в Россию, в которой она к тому же появится в прокате. Это уже достойно уважения и может служить поводом познакомиться с особенностями жанра индийского кинематографа. Картина рассказывает о молодом парне Рахуле (Сатиш Геджаге), который мечтает сделать карьеру в качестве «охотника на призраков». У него нет ни знаний, ни практического опыта. Проявить себя ему предоставляется возможность благодаря некому мужчине, который уверен, что его жена покончила с собой из-за агрессивного призрака. Вместе с друзьями-помощниками Рахуле заезжает в дом заказчика, где по договору должен провести три полных дня. Они устанавливают повсюду камеры и надеются просто повалять дурака, но вскоре в доме начинают происходить странные вещи — предметы перемещаются сами собой, из подвала доносятся странные звуки, на телефон приходят сообщения с угрозами от их умершего друга, а неподалеку приятели находят заброшенную больницу, строительство которой было приостановлено по странным причинам. Технически фильм соблюдает все основные каноны жанра. Перед нами неопытные, любопытные и легкомысленные герои, которые сами не знают во что ввязались. Один — плевавший на все карьерист, другой — не гнушающийся вниманием девушек своих друзей ловелас, третий — чистый трус, четвертый — что-то вроде миротворца, который всегда нужен для поддержания баланса. И вот они вскрывают больницу, куда им было велено не соваться; игнорируют факт перемещающихся в доме предметов; не раз спускаются в усеянный странными черными пятнами подвал, где к тому же валяется странное сари (его носят деревенские девушки) и перевернутый стул — прямо как в комнате, где проходил обряд экзорцизма. Тут можно было бы упрекнуть картину в обилии штампов и заурядности. Но в жанре ужасов вторичности не избежать. Люди всегда будут заезжать в дома с демонами, сталкиваться с маньяками, игнорировать всяческие предупреждения, открывать подозрительные двери и забредать туда, куда не следует. Это — двигатель сюжета. «Тьма» больше сыровата в плане отсутствия референсов в отношении образов героев, драматургии и действий. На протяжении картины психотипы персонажей раскрываются слабо и отдают топорностью, а возможности сюжетной линии, уходящей корнями в их прошлое, практически не используются. В целом, у ленты темп приятный, тревога множится постепенно. Но в отсутствии экшена сюжет требует более многоуровневого, плотного расследования и интересных неожиданных сюжетных виражей. В фильме они есть, но расследование было скомканным и быстротечным, а единственный неожиданный твист был предсказуем и пресен. Те, кто жаждет увидеть пугающие образы призраков, как в «Искателях могил», также могут разочароваться. «Тьма» протекает схоже с «Паранормальным явлением», без видимых образов, но в то же время уступает ему по количеству действий и скримеров. Похвалить картину Сандипа можно, однако, за отдельные эпизоды, звук и общую атмосферу. Отрывки, где один из героев разговаривает по скайпу с подругой, создают должное напряжение; периодически даже в отсутствии действий саспенс делает свое дело; медленная тянущая музыка, прерываемая тяжелым дыханием стоит в ушах даже после конца сеанса. Для первого опыта работы с жанром — приемлемо, но есть над чем работать в будущем. «Берегитесь, красавицы!» Далее последовала работа автора мелодрам «Все будет хорошо», «Незнакомец и незнакомка» и «Салам Намасте» Сиддхарта Ананда — «Берегитесь, красавицы!». Картина разделена на три части, названных в честь пассий главного героя Раджа (Ранбир Капур) - «Махи», «Радхика» и «Гаятри». Выступая в качестве рассказчика, он повествует об одиннадцати годах своей жизни, в которой всегда были девочки, тусовки и работа, но не находилось места для любви. Судя по всему, успех у женского пола Радж имел всегда, но нам суждено узнать только о трех его возлюбленных. Двум из них он разбил сердце, а третья разбила сердце ему. Его первое увлечение случилось во время развлекательной поездки в пригород Швейцарии, когда он познакомился с очаровательной девушкой по имени Махи (Миниша Ламба) — она мечтает найти принца, подобного герою Раджа, исполненного Шахрух Ханом. Швейцарский шоколад, парки аттракционов, песни на заснеженных просторах, первая любовь… От этой главы веет наивностью, романтикой и инфантилизмом. В следующей части, «Радхике», по сути, мало что изменилось — наш герой стал старше и получил престижную работу, но все так же боится ответственности. Настолько, что комично извиваясь подобно змею, Радж лжет о бездетности, закатывает «грязный» мальчишник — и все ради того, чтобы невеста его бросила. Рокировка происходит лишь в третьей части, когда герой знакомится с совершенно нетипичной для его окружения Гаятри, которую бодро играет Дипика Падукон. Когда речь идет о комедийной мелодраме, то разговора о предсказуемости не избежать — интриги относительно концовки нет. Поначалу сюжет шел вполне стандартно, и на этапе знакомства с Гаятри фильм бы мог пойти усредненным путем — благодаря особенной девушке у героя резко меняется мировоззрение и, «ура», хэппи энд. Но тут Ананда вместе со сценаристами Девикой Бхагат, Анвитой Гуптан и Адитьей Чопра предлагают более интересные виражи, которые освежают усредненную историю о переосмыслении ценностей. Радж, энергично отыгранный Капуром, сыном знаменитого Риши Капура и внуком «отца индийского кино» Раджа Капура, должен встретиться лицом к лицу со своим прошлым. Дабы победить карму он отправляется на поиски бывших, у которых планирует любой ценой вымолить прощения. Путешествие героя будет не менее, а то и более юмористичным, чем предыдущие главы его жизни. За фасадом болливудских красок и под маской комедийной драмы, в «Берегитесь, красавицы» можно откопать и более интересные социальные мотивы. В первой главе мы видим, как девушка выходит замуж по договоренности. Фильм вышел в 2008-ом году, в 2011-ом по статистике около 40% браков среди молодых людей (до 18-ти лет) в мире заключается именно в Индии — разумеется, зачастую без согласия будущих супругов. Как правило, родители оправдывают это тем, чтобы защитить дочерей от безответственных мужчин (таким и предстает Радж в первой главе). Не все подобные союзы заканчиваются плохо — многие, подобно Махи, выходят замуж по достижении совершеннолетия и живут в благополучие с любящим мужем. Но не редкостью является и то, что жена из-за упущений законодательства вынуждена терпеть избиения мужа, не может учиться или работать там, где хочет. Также в Индии до сих пор практикуется самосожжение женщиной после смерти мужа (в противном случае ее могут подвергнуть травле), фемицид (убийство новорожденных девочек) и даури — традиция, обязующая семью невесты платить семье жениха. Система поддерживает идею, что мужчины более ценны, чем женщины, и обладают врожденными привилегиями. Контрастирует с образом Махи вторая героиня — она живет с мужчиной вне брака и мечтает сделать карьеру в шоу-бизнесе. Еще прогрессивнее Гаятри, мировоззрение и замашки которой резко противоположны традиционной модели поведения индийских женщин. Утром она учится в бизнес-школе, днем подрабатывает продавцом в супермаркете, а вечером таксует, придерживая в кармане баллон с красным перцем и швейцарский нож, а в багажнике хоккейную клюшку. Плюс она владеет тхэквондо, разбирается в компьютерных играх и совсем не хочет замуж — по ее мнению, замужество сулит лишь ограничения и будет тормозить карьеру. Но, разумеется, «Берегитесь, красавицы» рисует ситуацию сглажено и исключительно в позитивном свете. Фильм демонстрирует, как девушка может быть счастлива, находясь в договорном браке, будучи незамужней звездой, одновременно создавая семью и строя карьеру. «Слепая любовь» Третья, самая непредсказуемая и запоминающаяся картина называется «Слепая любовь» — режиссер Кунал Кохли («Будешь со мной дружить?», «Ты и я», «Немного любви, немного магии», «Наши истории любви»). Камера фиксирует молодежный хор, в котором поет Зуни (Каджол) — слепая от рождения девушка с доброй душой и невероятной судьбой. Вместе с группой она отправляется на учебу в Дели, где знакомится с гидом Реханом (Амир Кхан). Он удивительно обаятелен, остроумен и порой склонен общаться с излишней поэтикой, непривычной для слуха современного человека. В итоге поездка заканчивается для Зури предстоящей свадьбой. Планы девушки и вместе с тем ход фильма меняет мощный взрыв, который словно проводит черту между сладким сном и жестокой реальностью. Террористы атаковали индийский парламент в Дели, требуя вывода индийских и пакистанских войск из Кашмира, который еще с 1947-ого года является эпицентром бесконечных военных конфликтов между Индией и Пакистаном. Только в 2001-ом году («Слепая любовь» вышла в 2006-ом) в Кашмире произошло несколько терактов, а после нападения 13 декабря группы боевиков на здание индийского парламента в Дели Индия, обвинившая Пакистан в пособничестве террористам, начала перебрасывать войска к границе с Пакистаном и Линии контроля в Кашмире. Весь декабрь 2001-ого и январь 2002-ого года оба государства балансировали на грани войны. Так выглядевший по началу мелодраматичным фильм Кунала Кохли («Будешь со мной дружить», «Ты и я», «Немного любви, немного магии», «Наши истории любви») трансформируется в шпионский триллер, отбрасывая обманчивые ожидания об истории преодоления слепой девушки, погрязшей в любовной драме. По сюжету прошло семь лет, и обстановка не стала тише. Новые теракты, военные конфликты и еще нависла угроза взрыва бомбы, которая в силах уничтожить пять миллионов человек. Тут примерно минут пятнадцать картины будет уделено солдатскому быту, интригам, играм в двойных агентов, погоням и тд. Съемка в заснеженной пустыне невероятной красоты, где одно время происходят кровавые расправы. Она, кстати, производилась в Польше, так как исполнительница главной роли отказалась сниматься в Кашмире из-за угрозы терактов. Вскоре уже хочется совсем перестать прогнозировать действия и всецело отдаться картине, так как в ней вновь происходит рокировка. Набравший было динамику триллер превращается в камерную драму с саспенсом, который держится на тревожном ожидании, сильной драматургии и фиксации семейного быта. Из мира, полного суеты, зверств и интриг, мы переносимся в его крохотный уголок, где до сих пор не изжили себя любовь и теплота, которые имеют силу возродить человечность. Тут вновь найдется место танцам, по-детски наивным забавам и задушевным историям… Но даже эта крохотная, некогда нетронутая частичка утонувшей в крови страны, не застрахована от внешней агрессии. Идилистическая нирвана дает трещину, вновь проступает драма, в ходе которой испытывается на прочность человеческий характер и сила любви. «Слепая любовь» не перестает удивлять от начала и до конца — отличная драматургия, интересные сюжетные виражи и неожиданные твисты. Это тот фильм, который лучше смотреть, не зная основных сюжетных поворотов и тем более судьбу героев. Являющийся главным двигателем сюжета кашмирский конфликт до сих пор не решен и совсем недавно в 2019-ом году произошел ряд приграничных столкновений между вооруженными силами Индии и Пакистана в Кашмире. Зимой и весной был протаранен автобус с индийскими полицейскими, на пакистанской территории нанесен авиаудар по стороны противника, а позже между странами был воздушный бой. Также неоднократно были столкновения с применением стрелкового оружия и минометов между ВС Пакистана и ВС Индии. В один из таких «обстрельных» дней погибли 4 мирных жителя, еще трое были ранены, а несколько жилых домов разрушены. «Свадебная церемония» Отвлечься от меланхолии «Слепой любви» предлагает пышущая жизнью «Свадебная церемония» Маниша Шармы («Я - препод», «Нитка-иголка: Сделано в Индии», «Моя невеста XXL»). Если подумать, то тема свадеб для Болливуда подходит идеально — танцы, песни, сама атмосфера праздника, наряды будто из мифологических сказок про принцев и принцесс. Начиная смотреть картину ждешь нечто похожее на карнавал. «Свадебная церемония», однако, несмотря на свою простоту, не позволяет оторваться от экрана именно благодаря содержанию и во многом актерскому исполнению. Фильм рассказывает о двух молодых людях, которые пытаются угодить своим амбициям и устроить жизнь во взрослом мире. Шрути (Аннушка Шарма) — серьезная двадцатилетняя девушка, принадлежащая к среднему классу жителей Дели. Учась на последнем курсе в колледже, она уже распланировала свою жизнь наперед — к 25 годам выйти замуж, а до этого сколотить бизнес по организации свадеб. На одном из торжеств она знакомится с аферистом и бездельником Биту (Ранвир Сингх), который проник на мероприятие ради бесплатной еды. Парень заинтересовывается идеей Шрути и предлагает свое партнерство. Так начинается история зарождения их бизнеса и… любви. Можно подумать, что сюжет будет представлять нечто вроде всем известного «Свадебного переполоха» с Джей Ло и Мэтью МакКонахи. Но картину Шармы, скорее, можно сравнить с «Праздничным переполохом» Оливье Накаша и Эрика Толедано. Подобно французской картине «Свадебная церемония» очень внимательна к деталям (хоть и несколько иным) — к какому поставщику лучше обратиться; как сэкономить деньги и не ударить лицом в грязь перед клиентом; как при помощи импровизации из поросшего грязью и пропитанного выхлопными газами квартала сделать «Тадж Махал» и тд. При этом поражает, насколько, несмотря на общность темы, индийская лента отличается по аутентичности от голливудского и даже французского вариантов. В фильме совсем не ощущается напускного глянца — в поисках поставщиков герои бегают по шумным и людным индийским кварталам, сами сидят в крохотном офисе и варят чай в обшарпанной комнатке Биту. Нотки современного динамичного мира создают не приторную, гармоничную и, главное, внушающую доверие атмосферу. Особый тон картине задают Шарма и Сингх, глядя на которых невозможно сказать, кто тебе нравится больше. Они полны энергии, жизни и свежести, а сходясь в симбиозе прямо-таки искрятся. Развитие их экранных образов, однако, предугадать не сложно. Основную линию составляет преодоление гордости, эгоизма, умение совмещать (и разделять) бизнес и чувства. Кстати о бизнесе. Шрути так торопится преуспеть в качестве бизнес-вумен, из-за отсрочки от родителей относительно замужества только до 25 лет и думает, что семейная жизнь превратится для нее в «темницу», состоящую из готовки, уборки и воспитания детей. Это к слову о теме, поднятой в «Берегитесь, красавицы!». Сложно было представить, но даже вопреки заезженности темы «Свадебная церемония» выглядит свежо, а для неискушенного российского зрителя и вовсе может стать открытием. «Отважная» Следующая работа под названием «Отважная» будет, отнюдь, не про веселье. Согласно цифрам Национальной комиссии по правам человека в Индии до 2014 года (год выхода фильма), ежегодно похищалось около 40 тысяч детей, которых продавали в сексуальное рабство. Прадип Саркап («Падший ангел», «Бей и лети!», «Замужняя женщина»), обращаясь теме, рассказывает историю одной отважной женщины, решившей вступить в борьбу с преступным бизнесом. Шивани Шиваджи Рой (Рани Мукхерджи) — старший инспектор отдела полиции Мумбаи по борьбе с преступностью. Она — единственная женщина в команде, но все же не дает никому спуску, успешно проводит операции и не оставляет преступления безнаказанными, даже если они не в компетенции ее отдела. Однажды на вокзале она спасла девочку по имени Пьяри (Приянка Шарма) — ее собственный дядя собирался продать племянницу в сексуальное рабство. Теперь они как семья. Однако сейчас девочка вновь оказалась в опасности — ее похитили организаторы торговли детьми. Теперь Шивани вынуждена дойти до самой пучины ада, чтобы спасти Пьяри. Российский зритель может быть знаком с темой рабства по картинам «Заложница» с Лиам Нисоном; «Лиля навсегда»; «Стукачка», где действие разворачивается в послевоенной Боснии; «Порок на экспорт» про русскую мафию в Лондоне; «Рабство» про торговлю людьми в Мехико; по двухсерийному «Живому товару», где по сюжету девушке похищают параллельно на Украине, в Праге, Румынии и Юго-Восточной Азии. «Отважная» позволяет посмотреть на ситуацию глазами Индии, глазами людей, которые знают страну изнутри. Картина рисует мир, где девушек воруют прямо посреди улицы, подсовывая с виду в обычных прилавках отравленную еду; где нельзя спокойно сесть в такси; где любое должностное лицо можно купить; где твои хорошие знакомые могут ходить с дорогим телефоном, работая при этом на официальной работе за гроши; где старое похотливое тело пыхтит на перепуганном ребенке. Атмосфера в картине действительно прекрасная. Она снята в очень аутентичной, пронизанной беднотой манере, которая создает ощущения тесноты и удушья. С сюжетом сложнее. Если вы видели вышеупомянутые картины, то «Отважная» может показаться выхолощенной, предсказуемой и местами пафосной. Действия разворачиваются примерно на протяжении месяца. В течение него главная героиня максимально феминистического образа идет «по головам» до главаря мафии, с которым периодически созванивается, обмениваясь парочкой вычурных угроз. В целом, настроение и аутентичность фильма от этого отвлекают. Однако интонация «Отважной» нарушается практически фантасмагорической концовкой — под громкие приторные лозунги о коррупции и справедливости Шивани окончательно превращается в суперменшу, чьему примеру следуют и некогда до смерти запуганные девочки с подавленной силой воли. Хочется произнести фразу Константина Сергеевича — «Не верю». Остальных преимуществ картины, однако, это не отменяет, и, в целом, фильм доставляет удовольствие (разумеется, благодаря художественным особенностям). «Вперед, Индия!» Закрывает фестиваль картина «Вперед, Индия!», повествующая о становлении женской национальной сборной по хоккею на траве Шимита Амина («Пока пятьдесят шесть», «Рокет Сингх: продавец года»). Индия, 1990-е годы. Проходит финальный матч Чемпионата мира по хоккею на траве среди мужчин. На последних минутах пакистанская команда ведет с разрывом 1:0. Капитан индийской сборной Кабир Хан (Шахрух Хан) пользуется правом пенальти, но упускает возможность забить гол. Пресса раздувает скандал, обвиняя мусульманина Хана в намеренном проигрыше Исламскому Пакистану. Местные жители встают чуть ли не на баррикады, затравливая Кабира и его мать, вследствие чего они вынуждены уехать из страны. Возвращается Кабир на родину лишь спустя семь лет, а точнее, семь лет, три месяца и четырнадцать дней, чтобы обсудить со спортивными функционерами создание женской сборной по хоккею на траве под своим началом. Недолго противясь, руководство дает добро. В команду Хан отобрал шестнадцать спортсменок из разных штатов страны. Однако из-за этнических, возрастных и иных противоречий между девушками то и дело разгораются конфликты. Но, чтобы показать достойный результат, они должны забыть о разногласиях и научиться работать в команде — это будет нелегко, и Кабиру придется набраться терпения. Опуская подробности сценарных ходов, которые во многом известны зрителю по картинам «Чудо» с Куртом Расселом или «Игра по чужим правилам» с Джошем Лукасом, имеет смысл обратить внимание на детали, относящиеся сугубо к культурным, социальным и политическим особенностям страны. К ним фильм подходит особенно внимательно. В первую очередь, в глаза бросаются этнические различия. «Разве есть разница между Тамилнадом и Телугу?», «Они понимают Хинди?», «Мы гости в своей собственной стране» — обычные вопросы и утверждения для Индии. Живущие в одной стране люди, приезжая в другой регион, чувствуют себя чужаками и сталкиваются с тотальным непониманием. Шамит Амин, используя спорт в качестве метафоры, пытается разобраться, что может объединить людей разных этносов в единый народ. Еще одна интересная точка в картине — вероисповедание. В начале фильм подчеркнул принадлежность Кабир Хана к мусульманской религии — герой читает молитву перед матчем. Исповедовать эту веру в стране сложно — в памяти индусов до сих пор не утихла трагедия раздела Британской Индии, когда Пакистан с большинством населения, исповедующего ислам, стал враждебен Индии. В том числе за вероисповедание Хан подвергся прессингу после проигрыша матча. Однако герой в блестящем исполнении «короля Болливуда» Шахрух Хана изображен, как человек, который выше религиозной и национальной нетерпимостей — он демонстрирует лояльность к Индии и трудится на ее блага вне зависимости от политической и общественной обстановок. Кроме того, во время каждой тренировки он напоминает девочкам, что нужно забыть о региональной идентичности и вероисповедании, играть, как индийцы (!), и любить свою страну. Раз речь идет о женской команде, работает «Вперед, Индия!» и с темой сексизма. Героиням приходится бороться не только друг с другом, но и со спортивным руководством, своими молодыми людьми и даже родителями. Функционеры открыто заявляют, что женская сборная годится только для красоты, и отказываются финансировать это «предприятие». Парень заявляет своей девушке о ничтожности ее вида спорта, превознося популярный в Индии крикет. Родители ни во что не ставят мечту дочерей о спорте больших достижений, позволяя играть только до замужества. Выходя за рамки внешней оболочки «Вперед, Индия!» рефлексирует на самые разные и острые темы, касающиеся сексизма, этнических отличий, невнимания к отстающим видам спорта и даже длящегося с 1947-ого года Кашмирского конфликта.