Войти в почту

Культовые фильмы, незаслуженно провалившихся в прокате

Кинокомпаниям хорошо известно: когда картина выходит в широкий прокат, есть много факторов, которые могут помешать ей собрать хороший бокс-офис. Громкие провалы случались и продолжают случаться не только с откровенно слабыми лентами. Нередко такими аутсайдерами оказываются фильмы, в успехе которых не было никаких сомнений. Мы собрали топ-8 легендарных картин, которые с треском провалились в прокате, но впоследствии заработали статус культовых.

Культовые фильмы, провалившиеся в прокате
© Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»

«Бегущий по лезвию 2049» (2017)

Так же как и его предшественница — картина «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, творение Дени Вильнева показало, мягко говоря, очень скромные результаты в прокате. Фильм, несмотря на всю свою удивительную визуальную составляющую (принесшую первый «Оскар» оператору Роджеру Дикинсу в карьере), не смог впечатлить зрителя. Своим создателям лента обошлась примерно в $150 млн, если добавить к этой сумме еще $100 млн, потраченные на маркетинг, картина должна была собрать не менее $250 млн, чтобы окупиться, но этого не произошло. Итоги проката в Америке — $100 млн, что для такого крупного студийного проекта равносильно провалу.

© Кадр из фильма

Тем не менее картину высоко оценили критики и поклонники научной фантастики. Многие отмечали, что фильму удалось вобрать в себя лучшие элементы sci-fi и при этом рассказать крепкую, небанальную историю главного героя (Райан Гослинг), который блуждает по бескрайним просторам мира будущего, пытаясь разобраться в собственном происхождении. Пусть картина не смогла поставить ожидаемый продюсерами рекорд в бокс-офисе, но свою нишу в современном кинематографе по праву заняла. Уважаемый портал о кино IndieWire с восхищением отметил в работе Вильнева «выдающееся научно-фантастическое повествование», а для самобытного режиссера-творца эта похвала важнее дополнительных нулей на банковском счете.

«Бойцовский клуб» (1999)

В Голливуде существует мнение, что многие легендарные картины снимались на изломе двух эпох. Так, западная индустрия обратила внимание, что часто выдающиеся кинопроизведения создаются в последний год десятилетия — называют особой вехой в кино 1969, 1979 года. В этот список попал и 1999 год — время, когда мир с замиранием сердца ожидал миллениума и предполагал, что все вокруг должно кардинально измениться, когда календарь перевернется на цифру «2000». Ощущение скорых и важных перемен одолевало и режиссеров. Многие пытались представить, каким мир станет после 1999 года, и в своих фантазиях осмеливались зайти дальше привычного. Именно такой оказалась и картина Дэвида Финчера — провокатора от мира кино и человека с уникальной личной оптикой. Финчер экранизировал бойкий и откровенный роман Чака Паланика о главном герое, который из простого члена общества превращается в революционера, намеревающегося это общество расшатать.

© Кадр из фильма

«Бойцовский клуб» стал носителем особого предчувствия перемен, которых требовали сердца миллионов людей, но к которым не все они были готовы. Смелое высказывание Финчера не столько удивило рядового зрителя, сколько напугало его. На создание фильма ушло $65 млн, а в премьерный уикенд ему удалось собрать всего лишь $11 млн. Сам режиссер, заручившись поддержкой на тот момент первых звезд Голливуда в лице Брэда Питта и Эдварда Нортона, взвалил вину за прокат ленты на кинокомпанию FOX. Финчер утверждал, что хотел продвигать психологический триллер в дерзкой манере, шокируя зрителя еще на стадии трейлера, но студийные боссы не осмелились пойти таким рискованным путем.

В итоге лента, состоящая из крови, пота и слез, презентовалась как очередная развлекательная картина с известными актерами в главных ролях. Впоследствии фильму помогло сарафанное радио, и он приобрел полагающуюся ему славу уже после проката — благодаря кассетам VHS и домашнему просмотру. Оказалось, то, что зритель не готов увидеть на большом экране кинотеатров, он с радостью посмотрит на экране домашнего телевизора. Сейчас «Бойцовский клуб» называют феноменом в мире кино, а его актуальность сохраняется и 20 лет спустя.

«Скотт Пилигрим против всех» (2010)

Режиссер Эдгар Райт считается автором очень необычным — успех в карьере ему принесли убойные комедии, в которых он удачно сочетал крепкий сценарий, грамотный монтаж и сильную динамику. Экранизация известных комиксов про Скотта Пилигрима обещала взорвать бокс-офис, но вместо этого показала весьма скромные результаты в прокате. При бюджете в $60 млн лента принесла студии Universal Pictures всего $80 млн после показа во всем мире — более чем скромный результат.

Райт не расстроился и занял выжидательную позицию. В 2010 году уже окрепли социальные сети, которые сделали картине лучшую рекламу, чем дорогостоящая промокампания. Зрители стали делиться впечатлениями после просмотра в Сети, и оказалось, что на DVD создателям получится отбить недостающую сумму. За эти годы картина обзавелась многомиллионной армией фанатов, а также сумела запустить сразу несколько успешных актерских карьер: Люка Эванса, Бри Ларсон и Мэри Элизабет Уинстэд. Таким образом фильм стал наглядным примером знаменитой пословицы про «долго запрягает, да быстро едет».

«Выживут только любовники» (2014)

Кинобоссы изначально не рассчитывали на большую кассу, работая с откровенно арт-хаусным режиссером Джимом Джармушем, но все равно надеялись собрать нестыдный бокс-офис. Главным козырем ленты, с которого зашли продюсеры, стала вампирская тематика — да, в 2014 году она все еще сохраняла свою актуальность. Даже после всех частей «Сумерек». Даже после того, как фильмы про вампиров снимались пачками. Авторы проекта настаивали, что их история строится на глубоком анализе крепких любовных связей двух бессмертных существ (Тильда Суинтон и Том Хиддлстон) в человеческом обличье: так ли прекрасна вечная жизнь, если каждый день похож на предыдущий, а мир вокруг утратил остроту?

© Кадр из фильма

Критики с лихвой оценили работу Джармуша, называя картину в числе лучших того года, но кинотеатры фактически проигнорировали ее: при бюджете в $7 млн, лента собрала всего $2 млн. Да, киномир знавал провалы и более масштабные, но продюсерам все равно было обидно. Шесть лет спустя меланхоличная история любви двух вампиров под роскошный саундтрек считается отличным представителем своего жанра — настоявшись, как хорошее красное вино, лента только окрепла.

«Побег из Шоушенка» (1994)

Это сейчас экранизация небольшого и трогательного рассказа Стивена Кинга входит в число лучших картин всех времен, а в год своей премьеры она могла похвастаться разве что очень скромными сборами в прокате. Критики сразу оценили потенциал жизнеутверждающей истории про запертого в тюрьме заключенного, который, вопреки всем испытаниям судьбы, находит свой путь на волю. Картина превратила в настоящих суперзвезд исполнителей главных ролей Тима Роббинса и Моргана Фримана, но своей собственной легендарной славы дождалась только несколько лет спустя.

© Кадр из фильма

При бюджете в $25 млн в год выпуска «Побег из Шоушенка» собрал только $16 млн, но доказал, что способен проявить себя на более длинной дистанции. Сейчас картина время от времени повторно выходит в прокат, сопровождаемый небывалым ажиотажем, — ее фан-база продолжает расти, а сама история простого бухгалтера Энди Дюфрейна возведена в статус гимна человеческой воле.

«Фонтан» (2006)

Эта метафизическая история любви героев в исполнении Рэйчел Вайс и Хью Джекмана, снятая Дарреном Аронофски, получилась будто бы не очень уместной в период своего выхода. Мир стоял на пороге глобального финансового кризиса, но еще не знал об этом. Зритель хотел, чтобы его развлекали и отвлекали от любых тревожных мыслей, а потому притча режиссера не смогла выстрелить в прокате. Фильм поражал своей необычной визуальной составляющей, но совершенно запутал зрителей сюжетом. Будучи снятым за $35 млн, продюсерам он вернул только $16 млн, став самым громким провалом в карьере Аронофски.

Два года спустя после кризиса лента оказалась куда более актуальной и близкой массовым настроениям, которые строились на рефлексии и попытке разобраться, почему мир иногда так лихорадит. Герои Аронофски не давали ответов на эти вопросы, но оказались хорошей компанией для подобных размышлений. За последние 14 лет число фанатов картины только возросло, а сам Даррен никогда не признал фильм кассовым провалом. Просто стало очевидно, что ему потребовалось чуть больше времени, чтобы найти своего зрителя, который ответил картине взаимностью.

«Трасса 60» (2001)

Режиссер Боб Гейл задумывал эту историю как легкий роуд-муви о герое, ищущем свою цель в этом мире. Зритель не сумел сразу распробовать вкус необычной картины, но по уши влюбился в нее уже после проката. На сайте Kinopoisk у фильма впечатляющая оценка 8.0 — результат, достигаемый немногими. Однако в свое время он собрал в прокате чуть больше 10 тысяч долларов — сумму, которую стыдно произносить вслух любому серьезному кинематографисту.

© Кадр из фильма

Постепенно картина разрекламировала себя сама, став своего рода жизненным эпосом о важном пути, который проходит каждый из нас. История наполнена необычными героями, городами, событиями. Современная сказка получила заветную любовь публики, благодаря пиратским сайтам и торрентам. Да, не тот успех, на который рассчитывали создатели, но выходит, что история популярности ленты отчасти повторила ее сюжет — замысловатыми тропами и с толикой зрительской магии она достигла своей цели.

«Пекло» (2007)

Амбициозный фантастический фильм британского режиссера Дэнни Бойла столкнулся с тривиальной проблемой неправильного продвижения. Студия не смогла вовремя разобраться, как продать зрителю впечатляющую историю о группе астронавтов, стремящихся вернуть к жизни угасающее солнце. Попытавшись угнаться за всеми зайцами сразу, кинобоссы потерпели фиаско: трейлеры не впечатлили поклонников фантастики и не убедили любителей серьезных историй о макро- и микрокосмосе в духе «Соляриса» Андрея Тарковского.

© Кадр из фильма

Релиз стоил компании FOX Searchlight $40 млн, а в домашнем прокате собрал чуть больше $3 млн. Не сработали даже привлекательность и талант Киллиана Мерфи, который в это время как раз выходил за рамки авторского кино и начинал сниматься в крупных студийных проектах. Тем не менее «Пекло» свое право на успех отвоевало — только спустя время и в кругу любителей научной фантастики. Теперь невозможно представить ни одну подборку лучших картин о космосе без упоминания этого фильма. Таким образом своеобразный успех с ним все равно случился — просто полет оказался дольше ожидаемого.