Книга Андрея Звягинцева собрала сценарии к пяти его фильмам: «Возвращение», «Изгнание», «Елена», «Левиафан» и «Нелюбовь». Режиссёр признался, что он вовсе не сторонник публикации таких рабочих материалов, но для того, чтобы поступиться собственными убеждениями, было несколько причин. - Сценарий – это вовсе не литературное произведение, лишь основа будущего фильма. Описательные элементы занимают меня всё меньше и меньше. Как правило, всё сводится к глаголам: вошел, сел, заговорил. Впервые я нарушил принцип с самым первым моим фильмом – «Возвращение». Он снят по сценарию Владимира Моисеинко и Александра Новотоцкого-Власова. Над будущей картиной мы работали вместе. Но, когда фильм увидел свет, почему-то пресса интерпретировала мои слова и заявления продюсера так, словно сценарий был незамысловатым, а на выходе получилось качественное кино. Разумеется, авторы сценария были обижены этим. Я пытался им доказать, что никогда не преуменьшал их роль в работе. Чтобы исчерпать конфликт, предложил опубликовать в журнале «Коносценарий» ровно тот текст, который попал ко мне в руки в 2000 году. В предисловии я описал наш конфликт. И этот текст вошел и в новую книгу как дань памяти сценаристам, которые безвременно ушли из жизни. Сначала умер Володя (22 марта 2011, 48 лет - прим. ред.), а буквально через три года и Александр (25 марта 2014 года, 55 лет - прим. ред.). В книге оформили не только сценарий, но и мои заметки на полях. Около 700 фотографий получилось с моими комментариями. Многие считают, что эти пометки расширяют и обогащают материал. Есть там и эпизоды, которые не вошли в итоговый фильм. То есть, некий зазор в том, что вы прочтете в книге, и увидите на экране, конечно, есть. Каждый сценарий открывает постер к фильму. Выбрали редкие, которые никто и никогда не видел из зрителей. Например, постер к «Левиафану» был напечатан в количестве 99 экземпляров. И все они подарены друзьям. О «Левиафане» На этом монологе закончилась вступительная часть творческого вечера. Далее участники встречи обратились к формату диалога. И начался он с фильма «Левиафан». - Левиафан – это американская история. История бунта одного маленького человека по имени Марвин Химейер. Простой электросварщик чинил автомобили где-то в Колорадо, в маленьком городке. Не найдя понимания власти (полиции, мэрии), восстал против несправедливости, сел на гусеничный трактор с ковшом, замуровал себя внутри него, заварив вокруг всё толстым железом, и выехал в город. Он методично один за другим снес несколько административных зданий. Видео 2004 года в интернете называется «киллдозер». Впервые услышал эту историю в 2008 году. Она меня буквально пришила к стулу. Тогда я понял, что это – материал для моего будущего фильма. В книге опубликована третья версия сценария. Удивительно, что за четыре года этот сюжет так и не был снят в Америке, хотя они очень восприимчивы к тому, что основано на реальных событиях. Когда уже держал в руках сценарий, понял, что назову фильм «Левиафан». Однажды от своей знакомой я узнал о работе английского философа Томаса Гоббса с аналогичным словом на титульной странице. Этот текст для меня стал настоящим откровением, ведь раньше я о нём даже не слышал. В России с ним знакомы только специалисты. В Америке или же Европе большинство студентов могут рассказать его основные положения. Это фундаментальная работа об устройстве государства. Когда прочел, я понял, что мой фильм не будет называться никак иначе, кроме как «Левиафан». Тем более подзаголовок книги 1651 года звучит так: «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Раскрыл Звягинцев и подробности демонстрации фильма теперь уже бывшему министру культуры Владимиру Мединскому. Люди, близкие к киноискусству, тоже впечатлили его своей реакцией. - Этот фильм я показал Владимиру Мединскому. Первое, что он мне сказал после финальных титров: «В России так не пьют». Тут мы с ним разошлись. Спустя две недели после этого я очень пожалел, что вообще рассказал ему предысторию картины перед просмотром, про Химейера. Помню Мединский тогда сидел с гаджетом. Как я понял, за то время, что длился фильм, он изучил материалы, касающиеся этого случая в Америке, ведь до нашего разговора министр и представления не имел об этом. К концу фильма он уже цитировал подробности этой истории. Когда я в Женеве представлял «Левиафана», то в зале, где-то в самом углу, сложив руки на груди, сидел мужчина. Его строгий взгляд, обращенный в мою сторону, не менялся всю дискуссию. Я понимал, что он, несомненно, хочет что-то мне сказать. Зачем-то обратился к переводчику, хотя был уверен, что русский он понимает. Так оно и оказалось. Тогда я попросил его высказаться. Мужчина упрекнул меня за то, что я сор из избы привез в Швейцарию. Картину в смысле. Тогда как-то сразу нашёлся с ответом, с ним до сих пор и живу – сор выносить нужно, чтобы просто воздух был чистый в избе. А то, что свидетелями этому становятся соседи из-за границы – не имеет никакого значения. У них свой сор. Литературоведы говорят, что у Гоголя в «Мертвых душах» нет ни одного положительного персонажа, кроме смеха, стиля и языка. Лучшие мужи русского мира указывали на язвы прямым текстом, не стесняясь этого. Лакировать их и прикрывать, чтобы они там подгнивали, - это неправильно. Точный диагноз – путь к исцелению. «Левиафан» расколол общество. Гневные строчки в соцсетях и резкие заявления публичных людей – с одной стороны, одобрение – с другой. Один из вопросов из зала касался того, как режиссер, читая сценарий, представляет себе реакцию зрителей на итоговый фильм. - Чаще всего мне писали, чтобы я уезжал из России, в ту же Америку, раз взял за основу их сюжет. Уверен, что не имеет абсолютно никакого значения, как и откуда возникла идея. Появляется зерно замысла, оно толкает твою ассоциацию, твою аллюзию. Сюжет рождается из наблюдений за людьми, социальным устройством государства. Финальный эпизод картины выстроен следующим образом: после проповеди первые лица спускаются вниз от стен храма – зритель не понимает, где именно находится место действия. Следующий план – общий – снят с той же ровно точки, что и дом главного героя в начале фильма. Только с другой оптики. Чтобы люди понимали, что на его крови построено здание поставщиков идеологических услуг. Понимал, что будет раскол, неприятие. Но всех степеней негатива не мог себе и вообразить. Один общественный и политический деятель сказал, что режиссеру нужно выйти на Красную площадь, встать на колеи и попросить у людей прощения. «Нелюбовь» Картина «Нелюбовь» принесла Андрею Звягинцеву множество побед на международных кинофестивалях. Ему рукоплескали и в Каннах, и в Мюнхене, и в Лондоне, и, конечно же, в России. Московская семья переживает развод, и в пылу ссор и неприязни к друг другу они забывают о том единственном, что их связывало – сыне Алёше. Одна из участниц творческой встречи поинтересовалась у режиссера, есть ли шанс, надежда, что таких людей, как главные герои, станет меньше. - Фильм как раз об этом, что мы других считаем мертвыми. У нас настолько мало сочувствия и эмпатии, понимания другого человека, что нам легче записать его в непроснувшегося, слепого или даже мертвого. Мертвые люди. Я этого здесь не нахожу. Я вижу несчастных, которые не осознали происходящего с ними. Мы намеренно делаем так, чтобы в финале они не выскакивали из колеса сансары. Почему? Сложно объяснить, но я попробую. Давайте вообразим себе следующий финал. Например, Женя и Борис – главные герои фильма «Нелюбовь» - в этой битве начинают вместе искать ребенка, и в этом совместном путешествии находят друг друга. Сближаются. Представьте, что они видят на остановке фигуру ребенка – где-то в один метр и 40 сантиметров. Приближаются к нему, он оборачивается. И это Алёша. Растрогавшиеся родители обнимают его, ругают. Следующий кадр – они сидят за столом, ужинают, забыв обо всём этом мороке. Она налила им борща, слезы из глаз, финальные титры. Зритель в зале как бы делегирует свою ответственность перед близкими экранному персонажу, показав обманный сюжет, мы вводим аудиторию как бы в сомнамбулический сон. Мы такие же, хорошие. Аудитория должна встать и столкнуться с реальностью, чтобы началась рефлексия, работа над собой. Важно избежать лекала, к которому мы все так привыкли. Матричные сюжеты вращаются как дурная бесконечность. Лучше горькая пилюля, чем доза новокаина до финальных титров. Это дарит исцеление. Было мнение, что Бориса и Женю нужно стерилизовать. Это, я считаю, полное отсутствие эмпатии и нежелание увидеть живых людей. Та самая нелюбовь. Любовь – это понимание, почему так действует другой. От отсутствия понимания, тотальном сосредоточении только на себе, рождается равнодушие. Надежда есть всегда. Зритель, который увидел «Нелюбовь», говорит, что в картине нет ни одного положительного персона. Им настолько застилает глаза, что они не обращают внимания на волонтеров. А они абсолютно отказались от своего времени, которое могли бы потратить на близких и родных. «Елена» и «Левиафан» Как происходит подбор актеров – еще один волнующий вопрос. - Артистов мы подбираем путем длинного поиска. Просматриваем одного, другого, третьего. Так не бывает, что сценарий еще в разработке, а мы уже знаем, кто сыграет ту или иную роль. Начинается кастинг. Шесть-восемь месяцев мы ищем людей. Этим занимается кастинг-директор Элина Терняева. Была интересная история с фильмом «Елена». Я хорошо знал актрису Лядову. Но у меня не было и мысли позвать её на роль Катерины. Однажды Терняева приводит её. Артистка садится с выученным текстом за стол. Напротив неё – Олег (Негин – прим.ред). Он читает реплики Елены. В этот момент я смотрю в кадр, поскольку не было оператора, снимал сам. Та самая сцена, где Катерина говорит про жалко у пчёлки. Она длится минуты полторы. С каждой секундой я понимаю, что это оно и есть. Ровно то, что мне нужно. Единственное исключение – «Левиафан». Олег с самого начала знал, что мэра будет играть Роман Мадянов. И это было еще во время работы над сценарием. Он просто видел его в этой роли. Но это не помешало начать кастинг. Мы просмотрели пять или шесть кандидатов. Но образ, который сложился у нас в голове, всё же не удалось переломить. Когда мы встретились с Мадяновым, то его нужно было чем-то удивить. Актер честно признался, что сколько раз играл мэров, чиновников и милицейских генералов, что интереса особого нет. Меня поразило то, что в первый наш с ним разговор артист рассказал всё про своего героя. Даже то, чего нет в сценарии. Все сцены, где герой Мадянова должен быть пьян, он играл сухой как лист. Хотя очень давно мы приняли решение, что во всех пьяных сценах артисты действительно выпивают. Давайте я вам анекдот расскажу. Молодой актёр пришел в гримёрку к ветерану сцены. Он спрашивает у старшего товарища, как решается задача, когда нужно быть немного пьяным по сюжету. «Очень просто, - отвечает именитый артист. – Просто выпиваете стакан водки и выходите на сцену». «Разве так можно?», - усомнился молодой человек. «А как еще?», - отвечает собеседник. «Хорошо, - соглашается он. - Во второй сцене мне нужно быть в стельку пьяным». «Очень просто. Ещё два стакана и на сцену», - заметил пожилой актер. «Да вы что, разве так можно?», - возмутился молодой мужчина. «А почему нет?», - поинтересовался артист. «Хорошо, ну в третьем акте я выхожу сухой как лист, абсолютно трезвый. Как быть?», - не унимался тот. «А тут уже на таланте», - развел руками ветеран сцены. Этика профессии не позволяет выпивать. Мы решили нарушить негласное правило из-за большого количества сцен, где герои должны быть пьяны. Степень таланта у каждого разная. А в кадре важно, чтобы все артисты были схвачены одним. Актер может играть блистательно, но его выдает мелкая моторика, глаза и даже зрачки. Мы склеили первый дубль, где артисты выпили лишь немного, и восьмой – это совершенно другое дело. Новый проект Последняя картина Звягинцева – «Нелюбовь» – вышла на большие экраны в 2017-м году. У поклонников творчества режиссёра возник резонный вопрос, над чем сейчас он работает. - С новым фильмом пока еще не очень ясно. Мы запустились с новой картиной в феврале прошлого года. В марте подписали договор с молодым продюсером. Через 9 месяцев, к сожалению, он сказал, что не в состоянии поднять этот бюджет, и мы закрыли проект. Представьте, вы долгие месяцы усердно работаете над проектом, а потом вам говорят, что надо изменить финал… Вы отказываетесь, и тогда вас просто бросают. Сейчас мы ищем новых продюсеров. Если всё сложится, съемки перенесем на следующую весну из-за коронавируса. 20 марта мы должны были лететь в Испанию на съемки. Нашли локации, объекты, провели кастинг. Актеров, правда, еще не утвердили. Остановили проект в начале декабря, а я собирался в конце февраля озвучить кандидатуры. Важно понимать, кто будет задействован в фильме, за месяц дл начала съемочного процесса, чтобы художник по костюмам знала, кого ей нужно одевать. Для нас это был ужасный удар. Порядка 20 человек группы вынуждены были уйти, чтобы искать новую работу. Были потрачены огромные деньги.