О любви и чести - «Тайная жизнь» и «Мой друг мистер Персиваль» - обзор новинок кино этой недели, которые можно посмотреть дома
Тайная жизнь (16+) Реж. – Терренс Малик В ролях – Аугуст Диль, Валери Пахнер, Мария Зимон, Карин Нойхаузер, Тобиас Моретти, Ульрих Маттес, Маттиас Шонартс, Франц Роговский, Карл Маркович, Бруно Ганц Производство – США, Великобритания, Германия Историческая военная драма, получившая две награды на фестивале в Каннах - Приз экуменического (христианского) жюри и Приз Франсуа Шале. Режиссером ленты стал знаменитый Терренс Малик, известный по фильмам "Пустоши", "Дни жатвы", "Тонкая красная линия", "Древо жизни", "Между нами музыка" и другим. Фильм основан на биографии Франца Егерштеттера (Аугуст Диль) - австрийского фермера, не скрывающего негативного отношения к нацистской власти. Живя в альпийских горах в небольшом поселении вместе с женой Фани (Валери Пахнер) и детьми, Франц занимался повседневной сельскохозяйственной работой на полях, пока не грянула Вторая Мировая война. В 1943 году верный своим идеалам Франц призывается на фронт. Он открыто выступает против Гитлера и его режима, но не скрывается от армии и отправляется на службу. Там, не в силах идти против себя самого, он отказывается давать клятву верности Адольфу Гитлеру и нацистской партии. В то время это расценивалось как государственная измена. Франц попадает в тюрьму... Терренс Малик заслужил себе репутацию как режиссера, снимающего одни из самых медитативных фильмов. Зачастую лишенные четкого сюжета, с размытым каркасом, но ярчайшими примерами проявлений человеческих чувств и эмоций, его фильмы (в частности, позднее творчество) можно охарактеризовать как импрессионизм от мира кино. Медленные, размазанные по полотну кино тонким слоем, фильмы Малика будто невесомые, едва осязаемые, но никогда не пустые картины. На этот раз режиссер снял более привычное для массового зрителя кино, хотя визуальная стилистика ("фирменная" операторская работа) и характерный ритм повествования остались на месте. "Тайная жизнь" - это трёхчасовой, неторопливый, вдумчивый, размеренный, но ни разу не статичный фильм, который показывает, а не рассказывает историю судьбы реального человека. Это парадоксально, ведь большая часть монологов героев здесь представлена закадровым голосом. Но он отражает лишь мысли, терзания, сомнения и рассуждения, а не служит рассказчиком и пояснителем сюжета. При помощи этого "Тайная жизнь" забирается в дебри морали, нравственности, истинной добродетели, идущей вразрез с представлениями об общественном благе в Германии времен национал-социализма. Главный герой - один из тысяч, не осмелился идти против своей совести и убеждений (истинно христианских), которая указывала ему на всю несостоятельность и хищническую сущность гитлеровского режима. Еще в родной деревне он сталкивается с непониманием, а потом и осуждением односельчан - его клеймят преступником, предателем. Даже священники в церкви, куда Франц сбегает от общественной жестокости в поисках духовных сил, говорят ему принять режим Гитлера как должное и не выступать против сильных мира сего. Здесь Малик ступает на тонкий лёд, подвергая скрытой критике и церковь, и все диктаторские режимы. В особенности - холуев сильной власти, которые готовы оправдать любое преступление режима в угоду собственной выгоде. Франца пытаются переубедить все - соседи, священники, представители Гестапо, и каждый делает это с разных жизненных, религиозных и философских позиций. Все они разбиваются о кристальную ясность чистого сердца героя. При таком порядке честные, совестливые и по-настоящему добродетельные люди обречены на худший удел. Диктатура клеймит порядочных людей предателями, а мерзавцев и приспособленцев называет патриотами. Это ведь актуально не только для нацистской Германии. Фильм Терренса Малика иллюстрирует ярчайший пример силы духа, чистоты совести и по-настоящему добродетельного разума, разбивая вдребезги все доводы кричащих с экранов телевизоров пропагандистов, проповедников и продажных политиканов. В моменты всеобщего безумия плыть против течения, исходя даже только из собственных моральных побуждений, практически невозможно. Но жизненно необходимо для более разумных потомков, которые уже в свою очередь не должны допустить подобной подмены понятий и идеологической деградации собственной страны, своего народа. Кто знаком с творчеством Малика, тот вряд ли спутает визуализацию его фильмов с иными картинами. Неповторимые ракурсы "летучей" камеры, великолепные панорамы и на контрасте крупные планы человеческих лиц, обилие рассредоточенного света и непередаваемая легкость происходящего на экране. Создается ощущение полного присутствия, зритель будто бы переносится в само пространство фильма. Это еще более усиливает эффект сопереживания, невольной причастности происходящему. А редкие, но крайне живописные панорамы альпийской природы служат метафизической основой всего происходящего на экране. Среди актеров на этот раз обошлось без звезд первой величины, основные роли исполнили европейские, преимущественно немецкие актеры. Самым известным из них для широкой аудитории является Маттиас Шонартс, перекочевавший в Голливуд ("Курск", "Большой всплеск", "Девушка из Дании" и другие). Российский зритель-миллениал вряд ли узнает, но будет рад увидеть в титрах имя австрийца Тобиаса Моретти - того самого детектива из телесериала "Комиссар Рекс". Но ведущая роль отдана в этом кино Аугусту Дилю - немецкому актеру, который как и Шонартс в последние годы все больше снимается в Голливуде. "Тайная жизнь" для Диля, возможно, лучшая роль в карьере. Все три часа он находится в центре кадра большинства сцен. О тяжелейшем состоянии его героя хорошо понятно по одному лишь выражению лица человека, доведенного до края и осознавшего бесповоротность собственного решения. Чуть меньше экранного времени досталось Валери Пахнер – германской актрисе, сыгравшей Фани Егерштеттер. Основополагающая ось фильма – именно взаимоотношения этих двух людей и их любовь. Любви Малик уделяет центральное место почти в каждом своем фильме, за что его никак нельзя упрекнуть. Эпикриз: всем склонным к рассуждениям и духовным изысканиям, а также людям с обостренным чувством справедливости и чести настоятельно рекомендуем к просмотру. Но не ждите от фильма пафосного действа - это в первую очередь человеческая драма и красочное философское высказывание самого Терренса Малика (философа по образованию). Мой друг мистер Персиваль Реж. – Шон Сит В ролях – Финн Литтл, Джай Кортни, Джеффри Раш, Эрик Томсон, Брэдли Трент Уильямс, Наташа Вэнганин, Ник Лончбери, Эмма Бэрджери, Тревор Джемисон Производство – Австралия Австралийская приключенческая семейная драма - ремейк фильма 1976 года "Мальчик и океан". Режиссером стал некий Шон Сит, ставивший сериалы на австралийском телевидении. Оригинальное название фильма - "Штормбой" или "Штормовой мальчик". Действие фильма происходит в двух временных отрезках - современности и 50-х годах прошлого века. Главный герой - Майкл Кингли (Джеффри Раш) - основатель крупной коммерческой фирмы, ныне находящийся на почетном отдыхе. Делами компании заведует его сын (Эрик Томсон). Тот хочет утвердить проект разработки месторождения полезных ископаемых в районе Пилбары, чем крайне недовольна общественность, эко-активисты и его собственная дочь (Моргана Дейвис). Чтобы попытаться повлиять на отца, она обращается к своему дедушке - Майклу. Тот проводит с внучкой некоторое время и рассказывает ей подробности своей жизни из далекого детства, когда он жил с отцом (Джай Кортни) на пустынном берегу и неожиданно спас от рук охотников трех маленьких птенцов пеликана. "Мой друг мистер Персиваль" пересказывает историю оригинального фильма 1976 года, грамотно и аккуратно вплетая ее в современные реалии. Кино параллельно рассказывает две истории - первую о противоборстве загрязнению окружающей среды, вторую - о жизни мальчика, который решил вырастить и воспитать трёх пеликанов. Казалось бы, гармонично сплести воедино эти сюжетные линии задача сложная, но Шон Сит сделал это легко и непринужденно. Само собой, что фильм получился семейным, с упором на детскую аудиторию. Кроме концепции сценария ничего оригинального предложить зрителю он не в состоянии. Снято это кино без особых изысков - на уровне качественного телефильма. Единственное примечательное отличие картины от большинства современных фильмов о животных - пеликаны здесь были настоящие (в 95% моментах сцен с их участием). Да, фильм имеет пару моментов, где птиц заменили на не самую хорошую компьютерную анимацию, но в основном в кадре находились живые птицы, и они получились весьма забавными - огромные пернатые проглоты, любопытные и постоянно хрюкающие. В их дружбу с Майклом (в особенности в привязанность Персиваля) верится куда охотнее, нежели будь они компьютерной проекцией. Среди актеров сразу выделяется наличие Джеффри Раша, который и в высоком кино ("Король говорит") и в коммерческих блокбастерах (вся франшиза "Пиратов Карибского моря") смотрится одинаково убедительно. Именно его персонаж здесь главный герой. Но, по очевидным причинам, молодого Майкла Кингли сыграл Финн Литтл. Сходств с престарелым Рашем у ребенка не много, но не стоит делать на этом упор. Мальчик в своей роли смотрелся не хуже Джеффри Раша, став еще одним свидетельством хорошей актерской игры среди детей. Довольно неожиданно сюда занесло еще одного австралийца Джая Кортни, который еще совсем недавно с головой погружался в сомнительные голливудские проекты с крупными бюджетами. И надо отметить, что последние совершенно не скрасили его репутацию. Но в этом фильме Кортни выглядел неплохо; роли добродушных, простых персонажей с долей драмы даются ему куда лучше, нежели герои глупых блокбастеров. Пара слов об Эрике Томсоне, который мало кому известен за пределами Австралии - в оригинале 1976 года он сыграл маленького Майкла Кингли, то есть главного героя. Здесь он снялся в небольшой роли взрослого сына Майкла Кингли. Этакое занимательное камео. В общем и целом, фильм не претендует на фестивальные лавры или запоминающуюся зрелищность. Это простой семейный фильм, несущий в себе положительную мораль. Для детей он покажется скучноватым и медленным, но мечтательные взрослые смогут поймать себя на нотках сентиментальности от погружения в собственные детские воспоминания. Эпикриз: "Мой друг мистер Персиваль" провалился в прокате, что у себя дома, что в мире. Учитывая закрытие кинотеатров из-за коронавируса, это не исправит наш отечественный прокат. Тем не менее, все заинтересованные могут спокойно найти его в сети. Прошедшая неделя, скорее всего, станет крайней перед пропастью в кассовых сборах на грядущий месяц (или даже более): первое место по кассовым сборам за прошлые выходные в России смог занять фантастический боевик с не менее «фантастическим» Вином Дизелем «Бладшот». Следом за ним разместилась отечественная романтическая комедия «Отель «Белград». Крайним в тройке лидеров стал анимационный фильм студии «Pixar» «Вперёд!». Хороших выходных и берегите себя!