"Доживем до понедельника": как режиссер фильма перехитрил Госкино

Советский драматический фильм "Доживем до понедельника", снятый Станиславом Ростоцким и заслуживший несколько престижных премий, изначально вызвал страх у руководства Госкино в связи со слишком опасной и острой темой, поднимающейся в картине. "Рамблер" рассказывает о том, чего испугались в Госкино, и каким образом режиссеру удалось снять киноленту в таких условиях.

Представленный в Комитете по кинематографии сценарий вызвал сильные опасения из-за назревающего внутреннего конфликта у главного героя, учителя истории Ильи Семеновича Мельникова, которого одолевают сомнения по поводу несовершенства мира, невозможности ответить на чувства молодой коллеги, отсутствие результатов поставленных в молодости задач и др.

Темы была воспринята в штыки, а руководство Госкино уже готовило письмо в Министерство культуры с требованием запретить съемки. Тогда на руку Ростоцкому сыграла бюрократия: в то время пока заявление ведомства получали и рассматривали, режиссер успел в рекордные сроки снять фильм.

Показ картины состоялся на Всесоюзном съезде учителей. В планы чиновников тогда входило получить множество отрицательных отзывов, чтобы положить киноленту на полку. Ожидания, впрочем, не оправдались: аплодисменты зрителей были оглушительны, а весь зал встречал завершение показа картины стоя. К тому же, освещение данного события журналистами не дало пространства для маневра, в связи с чем фильму дали дорогу на широкий экран.