Борис Гуц: «Все мои сценарии основаны на реальных событиях»

Он был одним из первых в России, кто начал снимать кино на смартфоны, у его лент минимальный бюджет, а актеров для своего фильма «Смерть нам к лицу» он искал через социальные сети. Тем не менее Бориса Гуца заметили сразу после дебюта - ленты 2016 года «Арбузные корки». В 2018-м его комедия «Фагот», завоевала приз президента выборгского фестиваля «Окно в Европу». А в прошлом году фильм «Смерть нам к лицу» стала в Выборге победителем. Режиссёр, родом из Омска, рассказал «ПульсLive», откуда берёт сюжеты для своих фильмов, что готов показать зрителю, что держало его в Омске до 30 лет. О тонкостях работы в профессии, о сложностях на пути к созданию своего фильма и многом другом. - Борис, где вы сейчас постоянно живете и работаете? - Вот уже 10 лет живу и работаю в Москве. - Почему покинули Омск? - Я хотел заниматься кино, но в Омске, к сожалению, нет индустрии кино. В Москве я закончил Высшие Курсы Сценаристов и Режиссеров, получил второе высшее образование по специальности «Режиссер кино и ТВ». С тех пор занимаюсь тем, о чем всегда мечтал. - По кому и по чему омскому вы грустите: по людям, по местам, по событиям? Как часто приезжаете в Омск? - Я регулярно приезжаю в Омск, здесь у меня остались родные и друзья. Я никогда не грустил, что уехал, Омск дал мне многое, но сейчас это лишь город ярких воспоминаний. - Когда приезжаете, то чего больше: разочарования или удивления от чего-то хорошего? - Шокирует обилие пивных магазинов, ломбардов и повсеместная нищета. Стоит отметить, что подобную картину я встречаю во всех регионах, где оказываюсь, но за малую родину особенно больно. - Чего, на ваш взгляд издалека, Омску не хватает в первую голову? - В Омске, как в любом провинциальном городе, очень мало денег и возможностей для реализации, чтобы в городе оставалась так называемая креативная молодежь. Полагаю, если бы чиновники больше думали о том, как развивать современное искусство, инфраструктуру развлечений, социальные проекты, то талантливая молодежь не уезжала бы в столицу и изменила имидж города с рабоче-купеческого на нечто более современное. Другой вопрос – нужно ли это городу? Не знаю. Иногда провинция должна оставаться просто провинцией со всеми своими плюсами и минусами. - Прочитал, что сценарии для своих фильмов вы пишете, основываясь на наблюдениях из своей жизни. Как вы пишите сценарий? - Да, я пишу для себя сам. И все мои сценарии основаны на реальных событиях. Это мое творческое кредо, если хотите. Я уверен, что реальность – лучший драматург. Надо просто уметь видеть. На самом деле, снимать кино – очень просто, трудно прожить такую жизнь, которая бы вдохновляла вас на кино. - Ваш фильм «Смерть нам к лицу» тоже основан на реальных событиях? - Совершенно верно. Отношение к смерти, черный юмор и прочее – это мой личный опыт. Как и поставленный врачами дедлайн жизни по причине тяжелой болезни. Меланома, рак, метастазы, поиск 4-х миллионов на лечение в Германии – это реальный случай, который произошел с одной моей знакомой. - У меня, как и многих зрителей возник вопрос: почему герои фильма не обратились в благотворительные фонды? - В самом начале фильме героиня Маша запрещает мужу обращаться в благотворительные фонды и просить деньги у людей в интернете, чтобы не унижаться и не превращать последние дни жизни в бесконечную гонку с препятствиями. Это позиция героини. Это и моя позиция. Однако, я никогда не рекомендовал так поступать остальным. Каждый выбирает свой путь. - На ваш взгляд, какой будет правильная реакция, когда узнаешь о таком диагнозе? - Жить дальше. Лечиться. Ни в коем случае, не поддаваться страху. Юмор и любовь способны на многое. На излечение, в том числе. Когда мы смеемся, мы не боимся. Надо просто помнить об этом и не унывать. - Ваш фильм получился легким и добрым. Это сознательный выбор тональности рассказа? - Безусловно. По своему опыту знаю, что в любой болезни достаточно мрачного, чтобы еще снимать об этом мрачное кино. Ну уж нет. - Насколько в вашем фильме отражены проблемы, с которыми сталкиваются онкологические больные? - Это фильм не о раке. Это фильм об отношении здоровых людей к болезни. Мне теперь часто пишут онкобольные, подходят после показа, благодарят за фильм. Так что, вероятно, мы не сфальшивили. - В чем особенности фильма, снятого на мобильный телефон? - В производстве таких фильмов каждый раз приходится придумывать что-то новое. Нельзя идти обычным индустриальным путем. Здесь другие бюджеты, другой киноязык, совсем иная выработка на смене, совершенно другой подход к цветокоррекции. И, конечно, каждый день приходится ломать стереотип «на мобилу нельзя снять нормальное кино». Со второй попытки на фестивале в Выборге мы, кажется, сломили скептиков, убедив, что в кино главное – история и актеры, а не какая-то там «красивая картинка». На смартфоне – хорошее изображение, но оно другое. И надо учиться с ним работать! - На самом деле у вас на съемках актеры сами и снимали друг друга? - Верно. Некоторые сцены актеры снимали сами, но под четким руководством меня и оператора. Это вынужденный прием, учитывая, что мы работали в формате и жанре псевдодокументального кино. - Почему так мало фильмов про тяжелые диагнозы? - С точки зрения коммерции – это бесперспективная тема. Плюс нужно найти верную интонацию, это очень сложно. Тема рака в России до сих пор табуирована. Люди слышат слово «рак» и стараются спрятаться. Сложно их за это винить, конечно. - Когда зрители увидят «Смерть нам к лицу» в прокате? Фильм вышел в ограниченный прокат в январе этого года. Но основной целью продюсеров (и меня в том числе) был даже не кинопрокат, а широкий доступ к фильму на онлайн-платформах. С недавнего времени «Смерть нам к лицу» можно посмотреть легально на всех крупных платформах: Start, IVI, OKKO, iTunes. Фото из личного архива Бориса Гуца. Беседовал Сергей Михневич.