Выбор актёра – выбор судьбы
В советское время журналисты изобрели универсальный заголовок, подходящий для любой заметки, – «Всегда с народом». Вот и я, будучи всегда с народом, решила в этот трудный момент, сидя дома, посмотреть популярные сериалы, выпущенные в 2020 году. Пищу для размышлений дал мне на этот раз так называемый кастинг – выбор актёров на те или иные роли. Как правило, для сериала выбор актёра, особенно на главную роль, – это выбор судьбы этого сериала. НЕКОТОРОЕ время назад заморские мудрецы решили выпустить на экран фигуру причудника-интеллектуала, диковинного специалиста, усиленно пользующегося головой, циника, остроумца и социопата. Потянулись вереницы ядовитых обаяшек – все эти менталисты, докторы Хаусы и авторы теорий лжи. Чтоб не приобрести модное иноземное платье – такого позора с Россией ещё не случалось. Мы ответили, но как-то не слишком убедительно, разве что мрачный Хабенский в сериале «Метод» намекал на привлекательность интеллекта в действии. Но вот новая попытка скроить своё по лекалам чужого – 16-серийный «Триггер» режиссёра Дмитрия Тюрина – пожалуй, на свой лад удалась. Триггер – термин психологии (острая провокативная ситуация), герой фильма – Артём Стрелецкий, психолог, вышедший по УДО из тюрьмы, куда он попал по ложному обвинению в доведении пациента до самоубийства. Верный друг разрешает Стрелецкому поселиться в офисе, Артём ведёт приём пациентов, и каждый пациент – это маленькая история психической травмы, которую наш гениальный психолог излечивает грубыми и жёсткими, но работающими приёмами-«триггерами». Развивается и общая линия жизни Стрелецкого: трудные отношения с отцом и бывшей женой, месть сожительницы самоубившегося пациента, попытки восстановить истину в том давнем деле. Всё мчится на полных парах – чётко, энергично, конструктивно, всё «как у больших». В общем, переведено с английского, и переведено профессионально и вдохновенно. Эстетика «большого нового офиса». Москва представлена в виде интернационального мегаполиса, без всяких признаков самобытности. Люди, если бы на русском не разговаривали, прекрасно вписались бы в американскую среду. Ладно, стравила я целый день на «Триггера», и не жалею. Но! В этой старательно подражательной истории есть то, что придаёт ей некоторый культурный вес. Героя играет Максим Матвеев. Максим Матвеев хорош собой неправдоподобно. Такие модели позировали для глянца 70-х, потом пришли другие типажи. Брюнетов с лицом Матвеева рисуют на обложках любовных романов. Он именно тот «в сапожках лаковых Гастон», о котором грезит всемирная бедная Настя. Обычно в таких случаях понять степень таланта трудно. Кино сразу «положило глаз» на артиста (открыл его по-настоящему Станислав Говорухин, большой мастер кастинга, в эстетически изощрённой картине «Уик-энд», где умно поручил актёру главную роль – преступника и подлеца). Фильмография Матвеева обширна, но полноценных удач не так уж много, есть и провалы (Ставрогин в «Бесах» совсем не получился, на мой взгляд). Но в «Триггере» Матвеев смотрится прекрасно, несмотря на свою нереальную красивость. Он не позирует, как делает это во многих фильмах, его самого режиссёр провоцирует на выбросы энергии, на открытый темперамент, и модельное лицо Матвеева оживает, наполняется страстями. Кроме того, для преодоления мармеладной красивости артиста изобретён хитрый трюк: разъярённые пациенты всё время бьют героя прямо по личику. И у него весь фильм то фингал под глазом, то бровь рассечена, в разных стадиях заживления. Отлично придумано! Теперь перенесёмся из бездушно-офисной Москвы в открыточно-приторный Петербург, где развивается действие 8-серийного фильма «Про Веру» (автор сценария и режиссёр Евгений Семёнов). Героиня, наивная девушка, посаженная в тюрьму как подставной директор строительной фирмы, выходит по УДО (у нас что-то герои сериалов зачастили выходить по УДО) – и главной целью жизни Веры становится месть тем, кто отправил её за решётку. Ясно, тысячная вариация сюжета про графа Монте-Кристо. Но с осложнением: Вере приходится мстить человеку, которого она любила и любит. Это тоже красавчик, «в сапожках лаковых Гастон», Даниил Страхов, но в отличие от Матвеева в «Триггере» он существует в сериале на правах дорогой мебели. Вера втирается в доверие к жёнам своих обидчиков, строит всяческие козни в бешеном темпе, но при этом почему-то она в каждом эпизоде в новом платье и макияже. Проблема не в размахе неправдоподобия коллизий, не в противной манере подачи Петербурга, отчего город делает то, чего никогда не делает – то есть надоедает. Проблема в кастинге. В истории кино случались отличные кастинги, подбор актёров без ошибок – таков случай, например, «Семнадцати мгновений весны», где идеальны даже эпизодические лица. «Про Веру» – это, по-моему, первый случай кастинга, состоящего из одних ошибок. Такое ощущение, что все актёры не на месте, даже такой опытный медведь, как Игорь Скляр (он играет подлого депутата Госдумы). Главную же роль исполняет Вера Панфилова. Панфилова – талантливая молодая актриса, она необычна, «неподражательно странна», со своим прекрасно неправильным лицом, глубоким драматизмом и подлинной самобытностью. (Зритель мог запомнить Панфилову по ролям в фильмах «Пётр Лещенко», «Метод», «Лучше, чем люди».) У неё наверняка будет долгий сложный путь в искусстве – вот и из труппы Театра имени Маяковского она ушла, по превратностям характера. О чём сожалею, поскольку настоящая молодая героиня на сцене – это редкость и драгоценность, несмотря на вопли о каком-то феминизме, который в России и не ночевал и мимо не пролетал. Будучи актрисой по праву, искренней, честной и страстной, Вера Панфилова отрабатывает весь картонно-пластмассовый сценарий, но оттого, что она сама – настоящая, все нелепости и фальшивости материала вылезают наружу совсем уж откровенно. Если бы взяли какую-нибудь симпатичную актёрку модельной внешности, которая охотно переодевалась бы и меняла губную помаду в каждом эпизоде, всё вышло бы гармонично. А взяли дикую, горячую, резко оригинальную Панфилову, которая одним своим присутствием разрушает этот карточный домик. Кроме того, Страхов и Панфилова не подходят друг другу в кадре, между ними не сверкает ни малейшей искорки, и кого-то из мнимых партнёров надо было менять... Сложное это дело – кастинг. Даже великие режиссёры могут ошибиться, ошибся же Михалков с главными героями в «Солнечном ударе» (при безупречном втором плане). Что уж говорить о невеликих! А между тем для игрового кино выбор актёра – важнейшая штука. Выбирая актёра, режиссёр выбирает судьбу своего произведения. Татьяна МОСКВИНА