Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Выбор актёра – выбор судьбы

В советское время журналисты изобрели универсальный заголовок, подходящий для любой заметки, – «Всегда с народом». Вот и я, будучи всегда с народом, решила в этот трудный момент, сидя дома, посмотреть популярные сериалы, выпущенные в 2020 году. Пищу для размышлений дал мне на этот раз так называемый кастинг – выбор актёров на те или иные роли. Как правило, для сериала выбор актёра, особенно на главную роль, – это выбор судьбы этого сериала.
Выбор актёра – выбор судьбы
Фото: Аргументы НеделиАргументы Недели
НЕКОТОРОЕ время назад заморские мудрецы решили выпустить на экран фигуру причудника-интеллектуала, диковинного специалиста, усиленно пользующегося головой, циника, остроумца и социопата. Потянулись вереницы ядовитых обаяшек – все эти менталисты, докторы Хаусы и авторы теорий лжи. Чтоб не приобрести модное иноземное платье – такого позора с Россией ещё не случалось. Мы ответили, но как-то не слишком убедительно, разве что мрачный Хабенский в сериале «Метод» намекал на привлекательность интеллекта в действии. Но вот новая попытка скроить своё по лекалам чужого – 16-серийный «Триггер» режиссёра – пожалуй, на свой лад удалась.
Триггер – термин психологии (острая провокативная ситуация), герой фильма – Артём Стрелецкий, психолог, вышедший по УДО из тюрьмы, куда он попал по ложному обвинению в доведении пациента до самоубийства. Верный друг разрешает Стрелецкому поселиться в офисе, Артём ведёт приём пациентов, и каждый пациент – это маленькая история психической травмы, которую наш гениальный психолог излечивает грубыми и жёсткими, но работающими приёмами-«триггерами». Развивается и общая линия жизни Стрелецкого: трудные отношения с отцом и бывшей женой, месть сожительницы самоубившегося пациента, попытки восстановить истину в том давнем деле. Всё мчится на полных парах – чётко, энергично, конструктивно, всё «как у больших». В общем, переведено с английского, и переведено профессионально и вдохновенно. Эстетика «большого нового офиса». Москва представлена в виде интернационального мегаполиса, без всяких признаков самобытности. Люди, если бы на русском не разговаривали, прекрасно вписались бы в американскую среду. Ладно, стравила я целый день на «Триггера», и не жалею. Но! В этой старательно подражательной истории есть то, что придаёт ей некоторый культурный вес. Героя играет .
Максим Матвеев хорош собой неправдоподобно. Такие модели позировали для глянца 70-х, потом пришли другие типажи. Брюнетов с лицом Матвеева рисуют на обложках любовных романов. Он именно тот «в сапожках лаковых Гастон», о котором грезит всемирная бедная Настя. Обычно в таких случаях понять степень таланта трудно. Кино сразу «положило глаз» на артиста (открыл его по-настоящему , большой мастер кастинга, в эстетически изощрённой картине «Уик-энд», где умно поручил актёру главную роль – преступника и подлеца). Фильмография Матвеева обширна, но полноценных удач не так уж много, есть и провалы (Ставрогин в «Бесах» совсем не получился, на мой взгляд). Но в «Триггере» Матвеев смотрится прекрасно, несмотря на свою нереальную красивость. Он не позирует, как делает это во многих фильмах, его самого режиссёр провоцирует на выбросы энергии, на открытый темперамент, и модельное лицо Матвеева оживает, наполняется страстями. Кроме того, для преодоления мармеладной красивости артиста изобретён хитрый трюк: разъярённые пациенты всё время бьют героя прямо по личику. И у него весь фильм то фингал под глазом, то бровь рассечена, в разных стадиях заживления. Отлично придумано!
Теперь перенесёмся из бездушно-офисной Москвы в открыточно-приторный Петербург, где развивается действие 8-серийного фильма «Про Веру» (автор сценария и режиссёр ). Героиня, наивная девушка, посаженная в тюрьму как подставной директор строительной фирмы, выходит по УДО (у нас что-то герои сериалов зачастили выходить по УДО) – и главной целью жизни Веры становится месть тем, кто отправил её за решётку. Ясно, тысячная вариация сюжета про графа Монте-Кристо. Но с осложнением: Вере приходится мстить человеку, которого она любила и любит. Это тоже красавчик, «в сапожках лаковых Гастон», , но в отличие от Матвеева в «Триггере» он существует в сериале на правах дорогой мебели. Вера втирается в доверие к жёнам своих обидчиков, строит всяческие козни в бешеном темпе, но при этом почему-то она в каждом эпизоде в новом платье и макияже. Проблема не в размахе неправдоподобия коллизий, не в противной манере подачи Петербурга, отчего город делает то, чего никогда не делает – то есть надоедает. Проблема в кастинге. В истории кино случались отличные кастинги, подбор актёров без ошибок – таков случай, например, «Семнадцати мгновений весны», где идеальны даже эпизодические лица. «Про Веру» – это, по-моему, первый случай кастинга, состоящего из одних ошибок. Такое ощущение, что все актёры не на месте, даже такой опытный медведь, как (он играет подлого депутата ). Главную же роль исполняет .
Панфилова – талантливая молодая актриса, она необычна, «неподражательно странна», со своим прекрасно неправильным лицом, глубоким драматизмом и подлинной самобытностью. (Зритель мог запомнить Панфилову по ролям в фильмах «Пётр Лещенко», «Метод», «Лучше, чем люди».) У неё наверняка будет долгий сложный путь в искусстве – вот и из труппы Театра имени Маяковского она ушла, по превратностям характера. О чём сожалею, поскольку настоящая молодая героиня на сцене – это редкость и драгоценность, несмотря на вопли о каком-то феминизме, который в России и не ночевал и мимо не пролетал.
Будучи актрисой по праву, искренней, честной и страстной, Вера Панфилова отрабатывает весь картонно-пластмассовый сценарий, но оттого, что она сама – настоящая, все нелепости и фальшивости материала вылезают наружу совсем уж откровенно. Если бы взяли какую-нибудь симпатичную актёрку модельной внешности, которая охотно переодевалась бы и меняла губную помаду в каждом эпизоде, всё вышло бы гармонично. А взяли дикую, горячую, резко оригинальную Панфилову, которая одним своим присутствием разрушает этот карточный домик. Кроме того, Страхов и Панфилова не подходят друг другу в кадре, между ними не сверкает ни малейшей искорки, и кого-то из мнимых партнёров надо было менять...
Сложное это дело – кастинг. Даже великие режиссёры могут ошибиться, ошибся же Михалков с главными героями в «Солнечном ударе» (при безупречном втором плане). Что уж говорить о невеликих! А между тем для игрового кино выбор актёра – важнейшая штука. Выбирая актёра, режиссёр выбирает судьбу своего произведения.