Как омолодить или воскресить актёров
Курс омоложения от Скорсезе Курт Кобейн, Сид Вишес и Джоуи Рамон однажды «снялись» в рекламном ролике обувной марки Dr. Martens, разгуливая по небесам в фирменных ботинках бренда. Все эти рок-звезды ко времени выпуска рекламы были мертвы, и ролик вызвал большой скандал. Этично ли использовать умерших знаменитостей в маркетинговых целях? Ответ на этот вопрос Голливуд искал очень долго. Уже упомянутый Курт Кобейн любил марку кед Converse, они были на нем и в день смерти. Вдова Кобейна Кортни Лав не протестовала против выпуска лимитированной коллекции обуви с автографом покойного музыканта, а компания до сих пор тактично эксплуатирует статус «любимых кед Курта Кобейна» и не получает за это упреков. Актер Пол Уокер, играющий одну из главных ролей в фильме «Форсаж 7», погиб до окончания съемок фильма. Для его фанатов это стало настоящей трагедией, а для создателей кинокартины – еще и большой сложностью: им нужно было закончить производство. Помогли братья актера и компьютерная графика. Калеб и Коуди Уокер стали дублерами Пола в некоторых сценах, а остальные подправили с помощью GGI (computer-generated imagery – «изображения, сгенерированные компьютером»).Младший брат Пола Уокера в «Форсаже 7» Технологии не только «воскрешают» звезд, но и делают их моложе. 2019 год подарил нам «Ирландца» и «Гемини», где были основательно омоложены Роберт Де Ниро и Уилл Смитт соответственно. Режиссируя «Ирландца», Мартин Скорсезе предъявил жесткие требования к происходящему на площадке. Одно из главных условий – все снимается вживую, никакой «зеленки» (green screen) или маркеров на лицах актеров. Это немного озадачило съемочную группу, но в итоге они придумали способ выкрутиться. Помимо основной камеры, изображение с которой видел Скорсезе, были установлены две дополнительные: слева и справа, которые снимали в инфракрасном диапазоне. Эта система, созданная совместно с инженерами Disney, получила название Medusa. После съемок осталось огромное количество материала, снятого на обычную камеру и на камеры-спутники. В итоге было получено два набора данных: обычный фильм и множество кадров в инфракрасном диапазоне, которые фиксировали малейшие изменения в мимике, все морщины, любое изменение тока крови, что очень важно для передачи сильных эмоций. На основе инфракрасных данных инженеры создали детальные трехмерные модели лиц актеров, но пока еще без омоложения. Большинство алгоритмов по работе с лицами так или иначе базируются на системе кодирования лицевых движений. Это почти математическое описание мимики, которое сводится к последовательности общепринятых кодов этой системы. Данные с Medusa как раз давали на выходе то, что можно было формализовать с большой точностью. Но чтобы вернуть на экраны Роберта Де Ниро пятидесятилетней давности, понадобились еще кадры, снятые как раз полвека назад. Все прошлые работы с актерами были отданы алгоритму Flux, который кадр за кадром сопоставлял полученные модели с давно отснятым материалом, чтобы получить наиболее приближенное по освещению, мимике, цвету кожи изображение. Затем отобранное изображение, согласно модели, накладывалось на то, что было снято обычной камерой, обрабатывалось с учетом игры актера в «Ирландце» и признавалось финальным. И так с каждым кадром трехчасового фильма. Этот этап постпродакшена занял два года.Новая установка Flux с двумя дополнительными инфракрасными датчиками, www.fxguide.com Курс омоложения от камер Mova В фильме «Гемини» с Уиллом Смитом проблему решили проверенным способом – на лицо актера нанесли много точек-маркеров и с помощью них и компьютерной графики его лицо омолодили. В процессе съемок Смит носил на голове систему камер Mova: они похожи на выносные экшн-камеры, только вот снимают не то, куда смотрите вы, а ваше лицо. Точки, нанесенные флуоресцентной краской, служат каркасом для создания трехмерной модели лица. Когда актер говорит, хмурится и всячески меняет мимику, точки меняют свое положение – какие-то скрываются в складках кожи, какие-то становятся чуть дальше относительно других. Все эти движения записываются камерами, и потом создается цифровая модель лица, как и в «Ирландце». Правда, этот способ обязывает к использованию дополнительных средств на съемочной площадке – камеры на голове актера, точки на лице и, в случае необходимости, такая же одежда с метками. Зато с этими трехмерными моделями можно делать практически что угодно: можно сотворить Дейви Джонса из Билла Найи («Пираты Карибского моря») или енота Рокету из Брэдли Купера («Стражи Галактики»). На цифровые модели «натягивают» нарисованные образы персонажей. Конечно, для этого дизайнеры должны основательно потрудиться, чтобы движение шерсти или щупалец выглядело естественно. После тщательной работы с трехмерными образами их соотносят с моделями, полученными от Mova. Движения, снятые камерой, соединяют с движениями трехмерного персонажа кадр за кадром, чтобы получилась естественная картинка, будто это не мультяшный герой, а живое существо, снятое на простую камеру. Вымышленные персонажи, которых не существует в нашем мире, очень легко воспринимаются людьми, но теперь в кино стали все чаще появляться молодые версии постаревших актеров, которых играют другие люди. В последней версии «Звездных войн» был эпизод с молодой Леей, прямиком из оригинальной трилогии. Кэрри Фишер заменили дублершей, которая не просто похожа на нее со спины – ей совершенно изменили внешность с помощью компьютерной графики, взяв за основу ленту почти сорокалетней давности. Вполне возможен и сценарий, когда актер будет сниматься в нескольких фильмах одновременно. Уилл Смит в свое время отказался от «Матрицы», предпочтя ей фильм «Дикий, дикий запад», ну а про усы Супермена в «Лиге справедливости» все трубили еще до релиза фильма – Генри Кавилл снимался в то же время в «Миссия невыполнима», где по сценарию он носил усы и по контракту не мог их сбривать. Поэтому в «Лиге справедливости» лицо Кавилла пришлось перерисовать почти во всех кадрах, и местами это получилось просто ужасно. Теперь же актер может сниматься в десятке фильмов одновременно, непосредственно участвуя только в ключевых сценах. Нас могут ждать релизы с любимыми актерами не раз в год или два, а несколько раз в квартал.Воскрешение от Mova и бизнеса Но и это еще не предел. Питер Кушинг, который играл генерала империи Уилхаффа Таркина, умер в 1994 году. Его «воскресили» специально для новой трилогии «Звездных войн». Технология похожа на ту, что использовали для омоложения Леи. Есть человек, используемый как основа, носитель, на которого потом «наденут» внешность необходимого актера. Именно поэтому мы в 2020 году, может быть, увидим кино с Джеймсом Дином, погибшим в автокатастрофе в 1955-м. Фильм «В поисках Джека» пока находится в стадии препродакшена, и отвечают за него Антон Эрнст, продюсер из ЮАР, и актриса Тати Голих. Они приобрели право на использование изображений Дина у его семьи. Правда, кроме планов и авторских прав, больше информации о фильме нет. Снова возникает вопрос этического характера. Пока актер жив, с ним заключают контракты, он соглашается или отказывается от ролей, готовится к съемкам. Но если он уже умер, кто будет решать, в каком фильме ему сниматься? Ведь в титрах он будет указан наравне с живыми. Такие решения принимаются в компаниях, похожих на Worldwide XR, которая по совместительству владеет технологической компанией по компьютерной графике, специализирующейся на лицах. То есть после смерти права на использование изображения актера переходят во владение этой компании, а родственники звезды будут получать процент. Кто мечтал о бессмертии? Добро пожаловать в Worldwide XR.Процесс «воскрешения» Питера Кушинга для новой трилогии «Звездных войн». www.ecranlarge.com Технологии «оживления» используются и для концертов. В 2012-м на фестивале Coachella выступил рэпер Тупак. Одно «но» – он умер в 1996 году, и вместо него выступала голограмма. Американский исполнитель Prince всю жизнь надеялся, что из него не сделают голограмму, о чем не раз упоминал в интервью. В 2016 году именно его голограмма спела дуэтом с Джастином Тимберлейком в перерыве финального матча американской футбольной лиги. Даже Горшок из группы «Король и Шут» не остался в стороне, появившись в цифровом образе на концерте 2018 года. Фредди Меркьюри «воскрес» для Олимпийских игр в Лондоне, а Виктор Цой – для часового «последнего» концерта группы. В чем смысл подобных «воскрешений»? Организаторы стараются с их помощью повысить статусность мероприятия, а также заработать больше денег. Рэпер Тупак, а точнее, его голограмма, на фестивале Coachella Фото: Spencer Lowell www.wired.co.uk Фредди Меркьюри «воскрес» для Олимпийских игр в Лондоне Фото: Jeff J Mitchell, www.telegrafi.com Многие актеры бьют тревогу не только из-за появления у них «бессмертных» конкурентов, но и потому, что камера теперь может улучшить любую работу. Кто угодно может плохо сыграть, а в итоге получится Дженнифер Лоуренс за 15 минут постобработки, причем с коррекцией мимики. Все это обесценивает труд киноактеров, ведь для действительно грандиозных перевоплощений им приходится много работать. Кристиан Бейл экстремально худеет и набирает вес для своих ролей. Иван Янковский во время съемок в российском фильме «Союз спасения» носил специальный корсет для выправки осанки, чтобы соответствовать образу военного. Эмилия Кларк снималась в «Игре престолов» с тяжелой травмой головы, а многие актеры, задействованные в последнем сезоне, работали в темноте и холоде во время съемок эпизода битвы за Винтерфелл. И даже если экранное бессмертие станет привычным, мы сможем увидеть любимых нами персонажей, которых играли великие актеры, вот только самих актеров, к сожалению, это не вернет. «Ирландец» (2019) Фото: Netlfix US