Селянка Таня или шпионка Джанет Шервуд? Роли Любови Орловой

Впрочем, хрупкой эту женщину тоже не назовешь: она снималась в "Боевом киносборнике", выступала перед солдатами на открытом фронте, в зоне военных действий. А у зрительниц Любовь Петровна неизменно ассоциировалась с весной. Временем надежды и ожиданий, временем, когда природа пробуждается от долгого сна. Фото: aif.ru Будущая звезда советского кинематографа появилась на свет 29 января 1902 года в Звенигороде, одном из самых красивых старинных подмосковных городов. Ее отец — Петр Федорович Орлов служил в военном ведомстве и даже был удостоен нескольких царских наград. Мать, Евгения Николаевна Сухотина происходила из древнего дворянского рода. Дочери семья прочила судьбу пианистки, в семь лет ребенка отдали в музыкальную школу. Однако после начала Революции материальное положение Орловых резко ухудшилось, и девушка не смогла завершить музыкальное образование. Фото: kino-teatr.ru Впрочем, семья не теряла связей миром искусства и литературы: в родительском доме бывали Федор Шаляпин и Лев Толстой, Люба играла в домашних спектаклях. Позже, в 1922 году она начинает брать уроки актерского мастерства у знаменитой Екатерины Телешовой, занимается хореографией в стенах Московского театрального техникума, работает в музыкальном театре. Несколько лет ей приходилось довольствоваться эпизодическими ролями. Положение дел изменила "Перикола", а точнее, главная роль в одноименной оперетте Жака Оффенбаха. Вслед за этим будущей "красной звезде" доверили ещё несколько ролей в музыкально-театральных представлениях, окончательно закрепивших за ней амплуа актрисы, не ограниченной исключительно драматическим жанром: юная Любовь Орлова могла петь, танцевать и блистать в комедийных спектаклях. Фото: litlife.club Серполетта в "Корневильских колоколах", Герсилья в "Дочери мадам Анго", Жоржетта в "Соломенной шляпке". Возможно, первый успех в театре заставил девушку задуматься о перспективах кинематографической карьеры.Первый блин оказался комом: режиссер одной из манерных картин отказал актрисе из-за родинки на носу. Любовь Орлова решила никогда больше не появляться в студии. Считается, что переубедить будущую "танцующую звезду" помогла Фаина Раневская, предсказавшая девушке, что кинематограф станет ее судьбой. Фото: www.soyuz.ru Первая роль Любови Петровны в Великом Немом была, конечно, эпизодической. Фильма называлась "Любовь Алёны" и не особенно понравилась зрителям. Зато в звуковой картине "Петербургская ночь", снятой по мотивам "Братьев Карамазовых" мы имеем возможность полюбоваться вполне классическим стилем игры молодой актрисы в роли роковой женщины и одновременно страдалицы Грушеньки. Впрочем, узнать там Любовь Орлову практически невозможно. Тот образ звезды Советов, который мы знаем по фильмам и фотографиям, создавал Григорий Александров, в будущем — второй муж актрисы. И создавал, конечно, по голливудским лекалам, вдохновляясь обликом Марлен Дитрих, Греты Гарбо и прочих европейских див. Перед режиссером стояла непростая задача: совместить западный образ киноактрисы как недосягаемого мифического существа с эталоном узнаваемой, простой и привычной советской женщины. Фото: adfave.ru Любови Петровне пришлось перекраситься в блондинку и сделать модную в те годы прическу гофре. Постепенно она превратилась в женщину, ставшую стать символом тридцатых-сороковых, соединявшей аристократическое врождённое чувство стиля с простоватой, почти фольклорной, народностью ее героинь. Будучи сдержанным и скрытным человеком (Про Орлову никогда не ходило сплетен, ее личная жизнь оставалась тайной за семью печатями), она не производила впечатление недосягаемой, казалась "своей" обычному советскому зрителю. Не пропадали втуне ее стремления вжиться в образ экранных героинь: так, перед тем как сняться в "Светлом пути", она сдала техминимум ткачихи, три месяца протрудившись на ткацкой фабрике. Прежде чем приступить к работе над образом Стрелки в культовом советском фильме "Волга-Волга" ходила по домам с сумкой письмоносиц. Этого требовал профессионализм: ей было необходимо, чтобы зрители верили в ее роли. Многие поддавались чарам кинематографа; в ней видели труженицу, а не далёкую сияющую звезду. Фото: w2ww.lubov-orlova.ru Ее фильмы (как и вообще многие картины тех лет) были, конечно, сказкой, легендой. Замученные замарашки-Золушки вроде домработницы Анюты из "Весёлых ребят" и изначально неуклюжая деревенская Таня в "Светлом пути", становились столпами общества создававшийся социалистической утопии, а добро всегда побеждало зло. Конечно же, под жизнерадостные песни. Сейчас эти ленты могут показаться схематичными, упрощёнными, может быть, излишне политизированными. Но в суровые годы войны они помогали выживать, давали надежду на лучшее будущее, хранили память о мирном прошлом. Как и все обычные и простые радости. Фото: culture.ru Меж тем, иронии и гротеска в картинах Александрова хватало с избытком. И это далеко не тот узнаваемый, эксцентричный, отчасти клоунический, буффонадный юмор, который приходит на ум, когда мы вспоминаем гримасничанье героини в "Волге-Волге". Это и слишком очевидная комедийность, бросающаяся в глаза и выставленная напоказ. Но есть и другая "теневая" сторона фильма, открывающаяся искушенному зрителю. Это и пародийность гонки на плотах, которые все время садятся на мель, и образ мелкого функционера Бывалова, путающего Шуберта с каким-то неведомым Шульбертом, но при этом, конечно, радеющего о вопросах культуры (кстати, это отсылка к сценке из жизни Булгакова, когда на репетиции спектакля "Мольер" кто-то обозвал его "Миллером"). Поющие водовозы, соревнующиеся с высокой классикой, достигают катарсиса в вакхической буффонаде, когда вокруг ошарашенного Бывалова скачут размахивающие ножами повара и деревенские акробаты на ходулях. Некоторые увидели в этом видели опасную сатиру на окружающую советскую действительность. Впрочем, кинокритик Майя Туровская, проводящая один из самых непредвзятых анализов фильма, настаивает на том, что Александров сам не понимал, что снимает; возможно, Георгий Васильевич просто любил цирк. Фото: kick.media В любом случае, подозрительна хотя бы знаменитая фраза маленькой девочки в конце фильма: "Смотри, автора поймали!", в который считывается намек на сталинские репрессии. Юмор в "Волге-Волге" не столь простодушен, как кажется. Впрочем, и сама Любовь Петровна стремилась снизить градус вынужденного агитационного пафоса в картинах супруга. Она разбавляла прописанную в сценарии схематичность, плакатность некоторых героинь: так, в роли американки Марион Диксон в "Цирке" она сумела отыскать не только сатирические или мелодраматические, но и трагедийные, лиричные ноты. Фото: rg.ru Известно, что Орлова не отступала перед трудностями. Работе она отдавала все свои силы, а ради успеха и правдоподобности готова была пойти практически на любой риск. Во время съёмок того же "Цирка" актриса, исполнявшая танцевальный номер на земляной пушке, вынуждена была терпеть адский жар, который поднимался от раскалившихся осветительных приборов, но не решилась прерывать работу над эпизодом. В итоге расплавившееся синтетическое трико пришлось снимать с нее вместе с кожей. Это, конечно, немного излишняя самоотверженность, но именно ей объясняется и уникальная актерская виртуозность Любови Петровны, справлявшейся почти с любыми ролями. Так в вышедшей на экраны в 1947 году "Весне" она с лёгкостью играет сразу две противоположные по своему характеру роли: легкомысленную актрису Шатрову и сосредоточенно-серьезную ученую Никитину. Фото: fotoload.ru Впрочем, хотя Орлова с успехом справлялась с любыми ролями, зрители не простили ей и ее супругу отход от жанра столь полюбившихся им сказочных, жизнерадостных музыкальных комедий и образа положительной героини. В образе холодной и циничной американской шпионки Джанет Шервуд в фильме "Встреча на Эльбе" актрису не приняли. Последовавшие за этим картины и вовсе стали проваливаться в прокате: эта судьба ожидала фильм "Мусоргский", "Русский сувенир", "Композитор Глинка". Актриса жаловалась на то, что ее заставляют повторять одни и те же приемы, и на то, что вся ее жизнь — это бесконечные перепевы самой себя... Фото: passion.ru Звезда клонилась к закату. Орлова вернулась в театр, где играла, в том числе, и проникновенные, глубокие роли, Георгий Васильевич также был вынужден вспомнить о своём театральном прошлом. Но того немыслимого успеха, которых преследовал звёздную пару в кинематографе в театре, конечно, не ожидалось. Любовь Петровна и Александров стали всего лишь одними из многих... Последний фильм — попытка реанимировать экранный образ актрисы — приключенческая картина "Скворец и лира", в котором семидесятилетняя Орлова играла молодую женщину, конечно же, был обречён на провал. Недаром сама Любовь Петровна изначально отнеслась к идее с недоверием. Фото: calvertjournal.com Исчезновение легенды, закат звезды знаменитой актрисы парадоксальным образом совпал с ее собственным угасанием. У Орловой обнаружили страшную болезнь: рак поджелудочной железы, по просьбе супруга диагноз достаточно долго скрывали. Георгий Васильевич оставался с женой до самого конца. Читайте также на портале Ревизор.ru: Любовь Орлова - одинокая звезда

Селянка Таня или шпионка Джанет Шервуд? Роли Любови Орловой
© Ревизор.ru