Как ученые отреагировали на фильм «Девять дней одного года»

В 1962 году вышел фильм «Девять дней одного года». Картина режиссера Михаила Ромма имела огромный успех. Первые полеты в космос, использование атомной энергии — все это особенно интересовало общественность. Фильм был награжден и на многих международных фестивалях. Однако перед премьерой у ученых возникли вопросы к ленте. «Рамблер» рассказывает, почему.

В фильме рассказывается об опасной работе физиков-ядерщиков. Сценарий писали на протяжении двух лет. Чтобы картина была достоверной, в работе задействовали научных консультантов. Ими стали лауреаты Нобелевской премии Игорь Тамм и Лев Ландау.

Михаил Ромм научно подходил и к выбору актеров. Роль физика-ядерщика Дмитрия Гусеева сыграл Алексей Баталов. Однако режиссер не сразу захотел брать актера. Он не разбирался в термоядерной физике. Но Баталову удалось вжиться в роль.

Перед выходом фильма его показали комиссии, представляющей атомную промышленность. Сначала «Девять дней одного года» не хотели выпускать в прокат, так как он мог отпугнуть молодых ученых от работы в отрасли.

К режиссеру возникли и другие вопросы. Например, почему в ленте много лысых мужчин. Один из представителей комиссии подумал, что это намек на то, что все они облучены.

Кроме того, ученые подвергли критике деятельность героя фильма Гусеева. Они не поняли, чем именно занимался физик-ядерщик: несколько экспериментов в картине не сочетаются.

Тем не менее, ученые заступились за ленту, и ее выпустили в прокат. Но некоторые негативные сцены все-таки вырезали. Например, похороны профессора Синцова или то, что Гусеев из-за экспериментов ослеп.